Цыпленков Сергей Александрович

эколог

Пожары в Якутии: что делать?

Катастрофические лесные пожары стали самыми крупными в России с начала века.

10 августа 2021 1319 просмотров

Катастрофические лесные пожары 2021 года в Якутии стали самыми крупными в России с начала века. По данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз, площадь, пройденная огнем с начала пожароопасного сезона, составила в республике уже около девяти миллионов гектаров, а в целом по России - около шестнадцати. И это еще не предел - до конца пожароопасного сезона в тайге остается несколько недель, а в более южных лесных регионах - больше трех месяцев. В целом по России нынешний год - второй по площади лесных пожаров за последние два десятилетия, но по итогам сезона вполне может стать первым. Причиненный огнем ущерб считать пока рано, но если исходить из опыта прошлых лет, при таких масштабах лесных пожаров площадь погибших лесов может составить пять-шесть миллионов гектаров. По предварительным оценкам, в зоне очень сильного и долгого задымления, крайне опасного для жизни и здоровья людей, оказалось около миллиона человек - в основном жителей Якутии. В зоне менее сильного или кратковременного задымления, опасного главным образом для людей пожилых или страдающих некоторыми хроническими заболеваниями, могло оказаться около пятнадцати миллионов человек - большинство жителей Сибири и Дальнего Востока. Были и сгоревшие дома, и люди, лишившиеся жилья - к счастью, колоссальными усилиями пожарных, добровольцев, военных и всех, кто тушил, большинство поселений все-таки было спасено от огня.

 

Катастрофические лесные пожары в Якутии и некоторых других регионах России - это не только большая беда для людей и природы, но и тревожный сигнал, и уже далеко не первый, о будущих угрозах. Лесные пожары катастрофических масштабов (больше пятнадцати миллионов гектаров пройденной огнем площади по данным дистанционного мониторинга) повторяются уже четвертый год подряд - такого раньше не было за весь период наблюдений. Если ничего не менять, масштабы лесных пожаров неизбежно будут расти по мере изменения климата, увеличения продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности экстремальных засух. Существующая система охраны лесов не справляется даже с нынешними масштабами лесных пожаров - и уж тем более не справится с будущими.

 

Что же делать?

Какого-то одного волшебного способа спасения российских лесов от пожаров нет - нужен целый комплекс действий, причем часто трудных, дорогих и рассчитанных на долгую перспективу. Ключевых направлений действий - девять, и они все примерно в равной степени важны, ни про одно из них ни в коем случае нельзя забывать.

 

1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов. Речь идет прежде всего о двух категориях: во-первых, так называемых "зонах контроля лесных пожаров", где горящие леса по правилам можно не тушить (это более сорока процентов российских лесов), и во-вторых, лесов без ясного правового статуса или с неопределенным правовым статусом, за сохранность которых в явном виде никто не отвечает (это около десяти процентов российских лесов).

2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства. Речь идет прежде всего о пожароопасных практиках, которые не только сами могут становиться источниками пожаров, но и приучают людей к мысли о том, что жечь что-либо на природных территориях можно и нужно (это прежде всего сельскохозяйственные палы, огневая очистка мест рубок, профилактические выжигания).

3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий. Основная часть российских лесов находится в федеральной государственной собственности, но управление ими передано регионам. Деньги на лесное хозяйство и охрану лесов регионы получают из федерального бюджета в виде специальных лесных субвенций. Их остро не хватает даже на самые первоочередные нужды: оценочно, в сумме регионам нужно около ста миллиардов рублей, а получают они лишь около трети от этой суммы. При таком недофинансировании обеспечить полноценную охрану лесов от огня не получается.

4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота. Поддержание документооборота и набивка данных в разнообразные информационные системы занимает львиную долю рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства - оценочно, около трех четвертей. Если просто сократить документооборот - это позволит высвободить огромные человеческие ресурсы для охраны лесов.

5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов. К сожалению, наши законы и правила иногда очень настойчиво подталкивают людей к поджогам. Например, за само существование леса на земле сельхозназначения собственник участка может быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тыс. руб.), а через некоторое время участок может быть и вовсе изъят - чтобы избежать штрафов и отъема земли, собственники часто выжигают молодые самовольно выросшие деревья вместе с сухой травой. За нескошенную траву на участке или вокруг хозяина тоже могут оштрафовать - и, чтобы проверяющие эту нескошенную траву не обнаружили, ее тоже просто жгут.

6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий. Большинство заповедных территорий России пока получается сберечь от огня благодаря самоотверженному труду их работников - но уровень опасности, к сожалению, с течением времени растет, как и в остальных лесах. Если не усилить охрану заповедных территорий - то можно просто навсегда потерять многие уникальные природные экосистемы и ландшафты.

7. Усиленное противопожарное просвещение населения. Источник большинства пожаров в лесу (по меньшей мере девяноста процентов в целом по стране) - человек, поэтому победить пожары не получится, пока не изменится отношение людей к пожарной безопасности в лесах и вообще на природных территориях.

8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях. Как показал опыт многих катастрофических лесных и вообще ландшафтных пожаров последних лет, добровольцы часто играют очень большую роль в борьбе с этими пожарами, иногда даже решающую. Они уже вполне зарекомендовали себя как серьезную силу, способную, при грамотной подготовке и поддержке со стороны государства, противостоять огню. Действующее законодательство и действующая система поддержки пожарного добровольчества больше ориентируются на его развитие в поселениях, на базе подразделений пожарной охраны - но нужно развивать и другие формы и методы участия добровольцев в борьбе с огнем.

9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров. В России уже шестнадцать лет работает система дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз - вполне современная и эффективная, уже очень много сделавшая для качественного учета лесных пожаров. Но такого же качества системы учета других типов ландшафтных пожаров, не затрагивающих леса, пока нет - а она становится все более и более нужной, в том числе в связи с меняющимся климатом.

 

Некоторые из этих направлений требуют срочных действий. Например, чтобы обеспечить полное финансирование переданных регионам лесных полномочий, это должно быть предусмотрено законом о федеральном бюджете на очередной год и очередной плановый трехлетний период. Как раз сейчас готовится проект этого закона, и очень важно, чтобы в него был заложен соответствующий размер лесных субвенций регионам. То же самое относится к усилению охраны федеральных особо охраняемых природных территорий: без дополнительных средств в федеральном бюджете усилить их охрану не получится. И, конечно, нужно срочно убирать давние запреты на существование лесов на сельхозземлях и штрафы за самовольно выросшие леса - вместо того, чтобы штрафами и отъемом земель принуждать людей к поджогам, надо дать им право и возможность заниматься лесоводством на своей земле, создавая дополнительные стимулы для развития сельских территорий.