Засурский Иван Иванович

Завкафедрой новых медиа Факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет–издателей

Почему контроль за учебниками истории ведёт к росту напряжённости, вражде и войне

Невероятно важная статья на Ленте - о том, как контроль за содержанием учебников истории ведёт к потере адекватности, росту напряжения в регионе и запускает маховик вражды, порождающей войны. ...
25 февраля 2014 786 просмотров Невероятно важная статья на Ленте - о том, как контроль за содержанием учебников истории ведёт к потере адекватности, росту напряжения в регионе и запускает маховик вражды, порождающей войны. Считаю закономерность научно доказанной на примере Японии на примере темы статьи и цитируемого ниже отрывка (впомните Курилы). Если кто из историков пишет диссертацию без плагиата (такое бывает), очень прошу выбрать это темой работы или главы:

«Присматривать» за школьным образованием реакционно настроенные либерал-демократы могли благодаря тому, что еще в 1949 году был создан механизм контроля за содержанием учебников. Уже во второй половине 1950-х комиссия, которая просматривала рукописи и вносила в них свои правки, находилась под влиянием представителей националистических кругов.

Насколько в тот период были сильны ревизионистские взгляды, можно судить на основании записей членов комиссии, часть из которых приводится в совместном исследовании профессора нью-йоркского университета в Буффало Ёсико Нодзаки и научного сотрудника Корнельского университета Марка Селдена. В одном из комментариев говорится: «Рассказывая о Тихоокеанской войне (Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны — прим. “Ленты.ру”), не пишите плохого про Японию. Постарайтесь изложить все факты, которые у вас есть, в романтическом ключе».

В другом случае члены совета пишут: «[В тексте учебника говорится:] “Наша страна принесла невыносимые страдания и нанесла огромный ущерб азиатским народам, особенно в ходе Тихоокеанской войны”. Уберите эти строки. Существует точка зрения, что, развязав Тихоокеанскую войну, [Япония] дала азиатским народам шанс освободиться [от западных колонизаторов]». Как следует из подобных записей, националисты пытались оправдать не только участие Японии во Второй мировой войне, но и более ранние случаи проявления агрессии. Не нравился чиновникам и тот факт, что составители учебников объявляли японскую культуру и цивилизацию вторичными по отношению к китайским.

Как утверждают Нодзаки и Селден, история японского ревизионизма делится на три этапа. Первый из них завершился в 1970 году, второй затронул 1980-е, а третий, начавшись в 1990-е, продолжается до сих пор. И если изначально попытки Токио пересмотреть историю страны мало кого волновали, с течением времени они все чаще вызывали международную критику.

Китай обратил внимание на японских ревизионистов в самом начале 1980-х, когда министерство образования Японии решило убрать из учебников слова об ответственности императорской армии за Нанкинскую резню. Один из рецензентов, потребовав смягчить формулировки относительно событий 1937 года, написал: «Не могу поверить, что [японская армия] была способна на систематические расправы».

Далее по ссылке - #mustread

http://lenta.ru/articles/2014/02/13/history/
Источник: zasursky.livejournal.com