Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

Оценка проекта Постановления об осуществлении просветительской деятельности

Центр ГРАНИ направил свою оценку и предложения. 

29 апреля 2021 922 просмотра

На федеральном портале проектов НПА на днях был опубликован проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности», который конкретизирует поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся просветительской деятельности.

Представленный для общественного обсуждения проект постановления распространяет ограничительные меры на широкий круг деятельности, в том числе на ту, через которую реализуются свобода слова и право распространять и получать информацию. Накладывая излишние, неоправданные требования на людей и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, проект постановления может негативно отразиться на развитии негосударственных и неформальных просветительских инициатив и проектов. 
 

Пространство неясного

Разработчики проекта не смогли точно определить границы правового регулирования, оставляя открытыми списки как направлений просветительской деятельности, так и форм, в которых она осуществляется. 

 

Широкое трактование направлений и форм просветительской деятельности фактически говорит о том, что любая активность в любом виде может быть отнесена к просветительской: от прогнозирования будущего на форсайт-флоте и поддержки предпринимателей в рамках start up cafe до чаепития в совете ветеранов или работы «равных» консультантов, которые помогают людям пройти через сложную ситуацию.

 

Только по договору

Предложенная редакция постановления обязывает просветителей заключать договоры на оказание услуг с образовательными, научными или культурными организациями и реализовывать свои просветительские проекты на их базе. Как следствие, мы можем получить снижение количества просветительских проектов только потому, что организации не смогут нести издержки ненужных формальностей, а просветители не смогут или не захотят регистрировать отдельную организацию или действовать через чужую. 
 

Как педагог

Вопросы вызывают и указанные в проекте требования к физическим лицам, осуществляющим просветительскую деятельность. Согласно постановлению, просветителями могут быть люди старше 18 лет, которые имеют опыт представительской деятельности не менее двух лет. В результате просвещением не смогут заниматься популяризаторы-подростки, начинающие энтузиасты своего дела, которые еще не приобрели требуемый опыт. 

Еще одним дополнительным условием является соответствие просветителя требованиям, предъявляемым к педагогам. В этом условии проявляется подход к предъявлению к просветительской деятельности таких же строгих требований, как и к формальному образованию, целесообразность которого с точки зрения качества просветительской деятельности не очевидна. 
 

Без НКО-иноагентов и должников перед бюджетом

Ставшая традиционной за последние несколько месяцев тенденция ужесточения законодательства в отношении НКО, имеющих статус иностранных агентов, нашла свое применение и в регулировании просветительской деятельности: такие организации не смогут ее осуществлять. Это ограничение противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 8 апреля 2014 года, которое говорит о том, что НКО-иностранные агенты не ставятся в дискриминационное положение по сравнению с другими некоммерческими организациями. 
 

Избыточным кажется и требование к организациям не иметь задолженностей по налогам и сборам для осуществления просветительской деятельности.

 

Предложенный в проект постановления подход к регулированию просветительской деятельности (с неясными целями, чрезмерными требования, неоднозначностью трактовок) и содержащий положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, требует на мой взгляд проведения оценки регулирующего воздействия, поскольку может повлиять на потенциал, масштаб и результаты просветительских проектов и инициатив и сделать запретительно высокими барьеры входа в такую деятельность  новых игроков. Для радикальной переработки концепции регулирования просветительской деятельности требуется также экспертное и общественное обсуждение. 

Прямо сейчас, если кто-то считает для себя важным отреагировать на проект постановления о регулировании просветительской деятельности, можно высказать свою позицию на портале проектов нормативно-правовых актов по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=115396, проголосовав и оставив свои предложения до 7 мая 2021 г.

 

Моя организация Центр ГРАНИ такой возможностью воспользовалась и направила свою оценку и предложения, а также предпринимает действия по участию и организации обсуждения концепции и возможных эффектов регулирования просветительства с учетом широких общественных интересов.