Никитинский Леонид Васильевич

Обозреватель "Новой газеты"

Заявление двух постоянных комиссий в связи с воспрепятствованием законной деятельности журналистов «Новой газеты» в ходе их работы на Таймыре в июне 2020 года

Профессиональный долг журналиста состоит в правдивом освещении событий, имеющих важное значение для общества, в том числе и в первую очередь тех, которые создают угрозы жизни и здоровью граждан, реализации ими своих прав. При подготовке публикаций на такие темы журналист обязан тщательно проверять информацию, в том числе лично убеждаясь в ее соответствии действительности с выездом на место события.

10 июля 2020 1006 просмотров

ЗАЯВЛЕНИЕ
Постоянных комиссий СПЧ по свободе информации и правам журналистов (ПК-15) и по экологическим правам (ПК-4) в связи с воспрепятствованием законной деятельности журналистов «Новой газеты» в ходе их работы на Таймыре в июне 2020 года.

 

Профессиональный долг журналиста состоит в правдивом освещении событий, имеющих важное значение для общества, в том числе и в первую очередь тех, которые создают угрозы жизни и здоровью граждан, реализации ими своих прав. При подготовке публикаций на такие темы журналист обязан тщательно проверять информацию, в том числе лично убеждаясь в ее соответствии действительности с выездом на место события.

11 июня 2020 года специальные корреспонденты «Новой газеты» Елена Костюченко и Юрий Козырев по заданию редакции прилетели в Норильск, чтобы осветить последствия разлива топлива из резервуара ТЭЦ-3 (более 20 тыс. тонн), поговорить с представителями власти и гражданами региона, лично убедиться в отсутствии опасных последствий, в чем общество и руководство страны заверили структуры «Норникеля», ответственные за возможную экологическую катастрофу. Позже к журналистам присоединились также активисты-экологи, помогавшие проводить журналистское расследование.

С первых шагов журналисты столкнулись со слежкой и попытками мешать их законной деятельности со стороны как представителей полиции, так и других, часто никак не представлявшихся лиц. Они неоднократно задерживались и доставлялись в полицию, где в течение многих часов у них отбирались «объяснения». Официальные и неофициальные лица давали понять, что работать журналистам в Норильске они не дадут. Слежка и создание препятствий не прекратились и после того, как губернатор Красноярского края Александр Усс, с которым связалась редакция газеты, 15 июня издал распоряжение о том, что карантинные меры не распространяются на журналистов «прибывающих в связи с участием... в информировании населения о чрезвычайных ситуациях».

Использование в качестве предлога для придирок карантинных мер выглядело особо циничным на фоне того, что Костюченко и Козырев только что подготовили и опубликовали репортаж из больницы, принимавшей больных коронавирусом, собравший сотни тысяч просмотров на сайте газеты, и имели на руках справки от отсутствии у них вируса. Угроза общественным интересам в результате разлива топлива под Норильском и возможного его попадания в окружающую среду была как минимум сопоставима с рисками распространения инфекции участниками журналистского расследования.

23 июня журналисты и активисты-экологи договорились с капитанами двух лодок о продолжении экспедиции к озеру Пясино и реке Пясина с целью убедиться на месте в последствиях разлива топлива и для забора проб воды и грунта для последующего анализа. Эта поездка была сорвана двумя сотрудниками транспортной полиции, которые пытались запретить журналистам выезд, без объяснения причин задержали капитанов лодок и продержали их в полиции 6 часов.

Журналистам и экологам удалось, тем не менее, договориться с другим капитаном судна и достичь цели экспедиции. Однако утром 25 июня на специально арендованном вертолете их разыскала группа в составе сотрудников уголовного розыска, департамента

безопасности «Норникеля» и не представившихся лиц. Заявив, что документы капитана не в порядке, эта группа похитила запас горючего судна, после чего вертолет улетел, оставив журналистов и экологов без помощи в отдаленной и труднодоступной местности.

Несмотря на чинимые препятствия группе журналистов и экологов удалось лично убедиться в последствиях разлива горючего и взять пробы воды и почвы, которые они должны были вывезти в Москву для проведения экспертизы. 27 июня в аэропорту Норильска к журналистам присоединился депутат Московской городской думы Сергей Митрохин, который предложил поместить упакованные пробы в свой багаж. Сотрудники аэропорта, службы авиационной безопасности и полиции, заставив распаковать пробы и убедившись в том, что они не представляют опасности в случае провоза в багаже, все же запретили их вывоз, заявив (без ссылок на какие-либо нормативные документы) о необходимости его согласования с «Норникелем». Тем не менее журналисты и экологи, пропустив этот рейс, смогли доставить часть проб для экспертизы в Москву.

Специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко и адвокат «Новой газеты» по договору Марина Андреева направили на имя председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина заявление Костюченко с требованием возбудить уголовное дело по ст. 144 УК РФ по фактам воспрепятствования законной деятельности журналистов.

Комиссии СПЧ по свободе информации и правам журналистов, а также по экологическим правам - поддерживают требование Елены Костюченко и «Новой газеты» о возбуждении и надлежащем расследовании уголовного дела о воспрепятствовании законной деятельности журналистов со стороны представителей государственных и частных структур в Норильске. Считаем, что вопрос об этом должен стать предметом специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Мы ждем решения Следственного комитата РФ о возбуждении дела по ст. 144 УК РФ и будем следить за его развитием.