Цыпленков Сергей Александрович

Исполнительный директор отделения международной неправительственной организации Гринпис России

О законопроекте, вводящем уголовную ответственность за незаконный сбор и уничтожение особо ценных растений

10 ноября 2022 183 просмотра Инициативу сенаторов и депутатов об усилении ответственности за незаконное использование редких и исчезающих объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу и (или) охраняемых международными договорами РФ, можно только поддержать.

Действительно в российском законодательстве имеется серьезное различие в регулировании использования редких животных и растений. В отношении животных действует специальный Федеральный закон "О животном мире", в Уголовном кодексе - целых 2 (258, 258.1) статьи об уголовной ответственности за добычу и другое незаконное использование редких животных. В отношении растений- только общие нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды" и фактически не применяемая статья 259 Уголовного кодекса.

Внесенный законопроект направлен на то, чтобы частично заполнить эти пробелы. Но, к сожалению, все законодательные проблемы этим законопроектом вряд ли решаются.

Например, к объектам растительного мира относятся и деревья, и травянистые растения, и мхи и лишайники, и если в отношении редких лесных растений правовое регулирование более-менее проработано, с остальными гораздо хуже.

В законодательстве даже четко не определен орган, который должен осуществлять надзор за использованием редких растений.

Совет в своих рекомендациях указывал на недостаточную правовую определенность в вопросах охраны растений, занесенных в Красную книгу РФ.

К тому же, данный законопроект не будет работать до тех пор, пока Правительство не утвердит перечень ценных видов растений (аналогичный перечень по животному миру утвержден Правительством). И ценность данного законопроекта может быть сведена к полному нулю, если перечень будут формировать под влиянием лоббистов природоразрушающих проектов.

Также стоит отметить и тенденцию к снижению жестких правовых норм, регулирующих использование редких растений.

Например, в прошлом году Минприроды разработало и опубликовало для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий «использование» редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, что фактически позволяло разрушать среду их обитания при различных видах природопользования (например, добыче полезных ископаемых или строительстве различных объектов).

Фактически, это означало снятие содержащегося в действующей редакции Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрета на действия, приводящие к гибели, сокращению численности или разрушению среды обитания редких растений. После массовых обращений граждан законопроект был отозван, но от его разработки не отказались.

А совсем недавно Минприроды издало приказ об особом порядке выдачи в 2022 году разрешений на экспорт древесины дуба монгольского и ясеня манчжурского и кедра (сосны) корейского - наиболее коммерческих привлекательных пород деревьев, занесенных в третье приложение Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).

Теперь для выдачи разрешения в зимний период не требуется представление акта осмотра лесосеки - основного документа, подтверждающего, что древесина этих ценных пород заготовлена законно.
Соответственно, снят серьезный барьер на пути к контрабанде этих ценных деревьев.

Совет надеется, что безусловно правильное направление в реформировании законодательства об охране редких растений, закладываемое данным законопроектом, не ограничится только введением уголовной ответственности, но и обеспечит усиление правовой защиты этих ценных объектов природы.