

Никитинский Леонид Васильевич
Не по-пацански
В том, что движение АУЕ Верховный суд по ходатайству Генеральной прокуратуры правильно запретил, сомнений никаких нет. Есть недоумение по поводу деталей решения, которое было вынесено 17 августа в закрытом судебном заседании. Почему в закрытом? Что и где граждане об этом могут узнать? В чем выражается его «экстремистская направленность»?
25 августа 2020 880 просмотровВ том, что движение АУЕ Верховный суд по ходатайству Генеральной прокуратуры правильно запретил, сомнений никаких нет. Есть недоумение по поводу деталей решения, которое было вынесено 17 августа в закрытом судебном заседании. Почему в закрытом? Что и где граждане об этом могут узнать? В чем выражается его «экстремистская направленность»?
Это как раз тот случай, когда здоровое гражданское общество единодушно, прежде всего в лице родительских организаций, было бы готово поддержать правоохранительные органы. Одним из первых вопрос об АУЕ по результатам выездного заседания в Забайкальском крае был поднят СПЧ в декабре 2015-го. Но, судя по тому, как развивается тема, правоохранительные органы от помощи гражданского общества решили отказаться. А сами они с этим движением не справятся — если только запрет не наложен под какое-то уже готовое дело «о молодежном заговоре» в духе ранее запрещенной «Сети»*, пусть и с кардинально иной идеологической окраской.
В сообщении Генпрокуратуры по этому поводу читаем: «В судебном заседании установлено, что АУЕ является хорошо структурированной управляемой организацией».
Увы, никаких фактов в подтверждение этой точки зрения нет, а, на мой взгляд, если она и является правильной, то далеко не в полной мере.
В значительной части и в той, которая нам известна, АУЕ — это не организация и даже не движение, а «бренд», используемый разными, друг от друга никак не зависящими и даже ничего друг о друге не знающими группами молодежи, причем каждой для своих и чаще всего ближайших, а не каких-то стратегически «экстремистских» целей.
И еще это российская традиция, причем очень российская («глубинная» по Суркову) и очень старинная, тянущаяся точно с царских времен. Называться она могла по-разному, но в целом это «воровская традиция» или «блатная культура» (субкультура). В этой культуре, помимо известных любому россиянину блатных песен (в том числе и очень хороших) и начатков «фени», существует масса легенд о «справедливых ворах», которые большей частью давно не соответствуют реальной практике даже в мире за колючей проволокой, но сами по себе как «понятия» носят нормативный характер и основываются на общих представлениях о справедливости.
До какой степени эта субкультура пронизывает российскую культуру в целом, можно судить хотя бы по распространению блатного жаргона не только в обыденной разговорной речи, но и в переговорах коммерсантов и чиновников самого высшего уровня (примеров в том же YouTube тьма). И эта субкультура, занимающая все более прочные позиции в национальной культуре, была и является реакцией общества (отнюдь не только в его криминальной части) на несправедливость государственной власти и в первую очередь суда и тех самых «правоохранительных органов».
Источник: Новая газета