Киркора Ирина Владимировна
Дистанционная торговля лекарственными препаратами, предоставляемыми по рецепту
Необходимость дистанционной продажи рецептурных лекарственных средств обусловлена правом граждан России на медицинскую помощь в соответствии со ст.41 Конституции России, которые не могут ее получить оффлайн, ввиду объективных жизненных обстоятельств (находятся на картине, не могут самостоятельно передвигаться и т.д.). В связи с чем, единственным способом получения медицинских препаратов для указанной категории граждан – получение по электронным рецептам онлайн.
30 марта 2020 805 просмотровНеобходимость дистанционной продажи рецептурных лекарственных средств обусловлена правом граждан России на медицинскую помощь в соответствии со ст.41 Конституции России, которые не могут ее получить оффлайн, ввиду объективных жизненных обстоятельств (находятся на картине, не могут самостоятельно передвигаться и т.д.). В связи с чем, единственным способом получения медицинских препаратов для указанной категории граждан – получение по электронным рецептам онлайн.
Лекарственные средства по рецептам, как правило, получают страдающие тяжелыми формами заболеваний и/или социально - незащищённые лица: инвалиды, участники ВОВ и т.д., которым соответствующие лекарственные средства назначены по жизненным показаниям. Ввиду чего, указанные лица порой не в состоянии самостоятельно обратиться в аптеку для получения жизненно – необходимого лекарственного средства.
Кроме того, в рамках объявленной самоизоляции в период пандемии коронавируса, доставка рецептурных препаратов для граждан, жизнь которых зависит от указанных препаратов, является не просто особенно актуальной, а жизненно необходимой.
Таким образом, нынешняя ситуация, а также информатизация общества приводит к неизбежности дистанционной торговли лекарственными средствами, в том числе и рецептурными лекарственными средствами. Поэтому стоит поставить вопрос о разумности норм федерального законодательства, которые не позволяют лицам (в том числе, с ограниченными возможностями, например) приобрести фармацевтические средства, продаваемые по рецепту, не выходя из дома.
Таким образом, в нынешних условиях в виду отсутствия возможности дистанционной покупки рецептурных лекарственных средств, граждане России не могут реализовать свое право на медицинскую помощь, предусмотренное статьей 41 Конституции России.
Необходимые изменения в действующее федеральное законодательство: для этого необходимо внести изменение в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений о сайтах в сети «Интернет», содержащих информацию о продаже дистанционным способом лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту.
Законопроект: 285949-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом" возвращен на второе чтение 19.03.2020 г. в целях проработки рецептурной онлайн продажи.
Ввиду сложившейся ситуации, во исполнение статьи 41 Конституции России в настоящий момент положения законопроекта по рецептурной дистанционной продаже лекарственных средств в ускоренном порядке необходимо согласовать с Правительством РФ и рассмотреть во втором и третьем чтении в ГД РФ, а также в Совете Федерации.
СПРАВОЧНО: Вопросы дистанционной продажи безрецептурных медицинских препаратов:
17 марта Президент России подписал Указ № 187 (далее – Указ), согласно которому должна быть обеспечена доступность лекарственных средств для граждан России и предусматривать дистанционный способ продажи аптечными организациями лекарств, для которых не требуется рецепт врача. Согласно Указу порядок выдачи разрешения на дистанционную продажу таких лекарств, порядок ее осуществления и правила их доставки гражданам еще предстоит разработать Правительству РФ. Также кабинет министров обязан усилить контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств в части недопущения обращения фальсификата, контрафакта и т. д. и по необходимости представить предложения по изменениям в правовом регулировании в этой сфере, направленным на повышение ответственности аптечных организаций при розничной торговле лекарствами, в том числе дистанционным способом.