Обращения и ответы

Проблемная записка к расширенному заседанию Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Минимизация образования отходов как основа экономики замкнуто

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАПИСКА
к расширенному заседанию Постоянной комиссии по экологическим правам
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
на тему: «Минимизация образования отходов как основа экономики замкнутого цикла, сохранения ресурсов и обеспечения экологического благополучия граждан»


2 октября 2024 г. г. Москва

Прилагаемые документы:

1. Проект федерального закона
"Об экономике замкнутого цикла"

2. Концепция минимизации образования отходов
в Российской Федерации
(проект)


1. Текущая ситуация с “мусорной” реформой

Реформы системы обращения с отходами - одна из “застарелых” экологических проблем. В декабре 2014 г. в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" были внесены серьезные изменения, вводящие, в частности, приоритеты в области обращения с отходами.

В декабре 2016 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу об экологическом развитии в интересах будущих поколений, Министр природных ресурсов объявил очередной старт «мусорной» реформы и заявил, в частности: « Согласно оценке социологов, почти45 %респондентов называют отходы основной угрозой для окружающей среды ». Кроме того, Министр озвучил следующие целевые показатели: «Сейчас уровень утилизации твёрдых коммунальных отходов –8 %. К2025году этот уровень составит около40 %.Также это предотвратит появление незаконных свалок».

Фактически, в 2023 г. по данным ППК «Российский экологический оператор» (далее - ППК РЭО) целевой показатель составил 13 % , которые после принятия законодательных поправок стали включать в себя и отходы, направленные на сжигание 1 . Проблема обращения с отходами и сегодня продолжает оставаться одной из наиболее волнующих граждан нашей страны. Причина сложившейся ситуации в том, что фактически не соблюдается последовательность приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, закреплённых в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

  •     максимальное использование исходных сырья и материалов;
  •     предотвращение образования отходов;
  •     сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
  •     обработка отходов;
  •     утилизация отходов;
  •     обезвреживание отходов.

Именно последовательная реализация этих приоритетных направлений должна быть системообразующим элементом «мусорной» реформы и ведущей предпосылкой для перехода к экономике замкнутого цикла, т.к. она позволит предотвращать общее количество образования отходов и далее вовлекать максимальное количество образовавшихся утильных компонентов твердых коммунальных отходов (ТКО) и отходов от использования товаров (ОИТ) в оборот в качестве вторичного сырья. Это особенно актуально для г. Москвы и других регионов, где высокие объемы образования ТКО, сочетаются с низкими возможностями их полигонного захоронения.

Однако для двух приоритетных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами (« максимальное использование исходных сырья и материалов» и « предотвращение образования отходов» ) в федеральных и региональных нормативных правовых актах так и не закреплены терминология и механизмы их реализации (отсутствуют целевые мероприятия и целевые показатели).

Не находит должного нормативного правового отражения на федеральном и региональном уровнях и третье в иерархии приоритетное направление государственной политики – «сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования». Так, не установлены целевые показатели по раздельному накоплению и утилизации отходов в разрезе фракций, что снижает их класс опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», код 73111001724, относятся к IV классу опасности, в то время как большая часть фракций вторичного сырья – к V классу опасности. На основании ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» V класс опасности считается более низким. Таким образом, внедрение раздельного сбора отходов снижает класс опасности отходов в местах их образования. Также отсутствуют методические рекомендации по многофракционному раздельному накоплению отходов, в том числе пищевых отходов, для субъектов РФ, в тарифном регулировании не отражены стимулы для интенсификации практик многофракционного раздельного накопления отходов и оплаты за фактически образованное количество отходов по всей цепочке: граждане, хозяйствующие субъекты, региональные операторы

На федеральном и региональном уровнях целевые показатели развития отрасли противоречат приоритетам государственной политики. Так, целевые показатели, и в разрабатываемом продлении федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» до 2030года , и в утвержденных регионами территориальных схемах обращения с отходами, сводятся к трём наименее приоритетным направлениям (обработка, утилизация и обезвреживание) и в то же время не содержат целевых показателей по первым трём в иерархии приоритетам государственной политики .

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 , среди задач поставлено, в частности, формирование экономики замкнутого цикла. Действующие и разрабатываемые федеральные проекты не содержит адекватных показателей, способных привести к формированию в нашей стране основных принципов экономики замкнутого цикла: снижение общего количество образующихся отходов потребления и продление жизненного цикла товаров и упаковки, и далее повторное использование материалов в цикле через эффективную переработку и компостирование .

Так, в готовящемся к принятию Федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» в рамках национального проекта «Экологическое благополучие» в качестве целевых показателей отсутствует один из важнейших в экономике замкнутого цикла параметр, как количество предотвращенных (минимизированных) от образования отходов , введены лишь целевые показатели по сортировке через мощности обработки отходов (зачастую обработка смешанных ТКО) и снижению объемов на захоронение: объем ТКО, направляемых на захоронение, не превышает 64 % от объема ежегодно образуемых ТКО (хотя в основной цели проекта говорится о сокращении захоронения до 50 %). При этом целевые показатели по снижению захоронения включают в себя производство топлива РДФ 2 , компостирование и обезвреживание, не обозначены цели по каждому из способов, отсутствуют цели по раздельному накоплению и эффективной утилизации в разрезе фракций. Не обозначены также цели по общему снижению количества образующихся отходов потребления, отходов от использования товаров и упаковки, поступающих в систему обращения с появившимися отходами, а эти меры могут значительно снизить как и объем захоронения, так и снизить нагрузку на объекты обращения с отходами и повысить устойчивость цепочек поставок материалов, тк материалы и товары будут гораздо дольше быть в обращении до их поступления на обработку, утилизацию или захоронение. Есть обоснованные опасения, что подобные целевые показатели могут привести к тому, что ни региональные власти, ни региональные операторы не будут планировать и реализовывать мероприятия, позволяющие уменьшить образование потока отходов в целом, а также обращать внимание на качество собираемых отходов, процент засора и извлечение вторичного сырья, как в общей массе, так и по фракциям.

Цель экономики замкнутого цикла – создание регенеративных и восстановительных экологических и экономических циклов и трансформация бизнес-моделей производства и потребления товаров и услуг для отделение роста экономики и удовлетворения социальных нужд от потребления ограниченных невозобновляемых ресурсов.

В экономике замкнутого цикла это достигается через замедление/ уменьшение использования первичных ресурсов и создание замкнутых ресурсных циклов, предотвращение образования отходов и их токсичности, через проектирование продукции по принципам экологического дизайна и максимально более полное использование в производственных процессах поступающего сырья, через как поддержание максимально долгого срока службы произведенных товаров, тары и упаковки, так и через максимальное вовлечение вторичных ресурсов и вторичного сырья в технологический и биологический циклы в целях предотвращения деградации окружающей среды, сохранения и восстановления природных систем и роста благополучия человека.

В экономике замкнутого цикла товары, упаковка и материалы поддерживаются в обращении максимально долго посредством таких процессов, как проектирование с упором на долговечность, техническое обслуживание, многократное использование, перераспределение, восстановление и ремонт, и далее через переработку и компостирование. В ее основе также лежит переход к возобновляемым источникам энергии и материалам.

То есть, главная задача в экономике замкнутого цикла состоит не в 100% сортировке и утилизации (в том числе через сжигание, что вообще противоречит принципам экономики замкнутого цикла) собранных твердых коммунальных отходов (ТКО) и отходов от использования товаров (ОИТ) и приравненным к ним отходов с неизвестным уровнем загрязнения неперерабатываемыми материалами, а в формировании экономических, социальных и регуляторных условий и моделей, при котором материал (товар, упаковка) максимально долго не поступает в систему обращения с отходами (обработку, утилизацию, захоронение)

Первопричиной ежегодного прироста общего объема отходов служит ускорение потребления первичных ресурсов в различных отраслях. До 80 % воздействия продукции на окружающую среду определяется на этапе проектирования и производства. Применение подходов экономики замкнутого цикла, максимально продлевая жизнь произведенным товарам, сокращая образование потока отходов, а затем, перерабатывая для дальнейшего материального использования, способно удовлетворить потребительский спрос, используя всего 70 % первичных материалов 3 .

Важно помнить, что предотвращение образования отходов не является раздельным накоплением уже образовавшихся отходов или их переработкой. Предотвращение или минимизация образования отходов - это методы и меры, принятые до того, как вещество, материал или продукт превратились в отходы и поступили в систему обращения с отходами (раздельное накопление, обработка, извлечение вторичных ресурсов, утилизация, компостирование). Они направлены на увеличении срока службы товаров и упаковки, уменьшение количества, опасности отходов от них и их токсичности.

Основная цель предотвращения – трансформировать процесс производства и потребления так, чтобы отходы, поступающие в систему управления отходами, не появлялись или их появилось меньше . Этого можно добиться, например, переходом с одноразовых изделий на многоразовые или изменением дизайна товаров для увеличения срока их службы, оптимизацией систем распределения и потребления. Эти действия позволят сократить объем образующихся отходов в целом, снизить нагрузку и затраты на мощности переработки, уменьшить захоронение и затраты на строительство и рекультивацию полигонов, а также сохранить ресурсы, снизить влияние на климат, уменьшить загрязнение окружающей среды и захламление природных территорий, уменьшить затраты на управление отходами и очистку территорий, развить устойчивую циклическую экономику и новые бизнес-модели.

2. Оценка существующего объема и структуры отходов

Чтобы начать управление и диалог о необходимости таких мер нужно точно понимать, с чем мы имеем дело. В рамках ТКО морфология оценивается, и то нерегулярно - только в разрезе фракций. Данные на 2019 г. по 62 субъектам РФ от ППК РЭО 4 говорят о том, что в составе ТКО по массе:

  • Пищевые отходы 30 %
  • Бумага и картон 22 %
  • Пластик 10 %
  • Металл 3 %
  • Стекло 7 %
  • Прочее 28 %

Эти данные используются для разработки федерального справочника нормативов накопления твердых коммунальных отходов

2.1. Упаковка

В 2023 г. производство тары и упаковки в России достигло 196,01 млрд. единиц 5 . Это на 11 % больше по отношению к 2022 -му, когда объем выпуска составлял 176,63 млрд штук. Рынок упаковки в 2023 году оценивается в 15,9 млн. тонн в год. Соотношение по ключевым материалам по массе: стекло – 27 %, бумага – 28 %, дерево – 20 %, полимеры – 21 %. Однако в ряде сегментов потребления упаковки доля полимерных решений составляет более 65 % (транспортные пленки, пищевая промышленность, упаковка для бытовой химии) 6 .

В 20202021 гг. продажи тары и упаковки в РФ стремительно росли и продолжают расти из-за активного развития электронной коммерции и появления различных служб доставки после начала пандемии COVID‑19. По данным исследования Data Insight, количество заказов в 2022 г. было 2,8 млрд штук, +65 % к 2021 г. 7 , а в 2023 г. уже 5,03 млрд, то есть рост составил +78 %8 . Некоторый рост производства упаковки связан также с уходом игроков и замещением, но и внутреннее потребление также растет: по оценкам аналитиков Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, объем российского рынка упаковки может увеличиться на 30 % и достигнуть к концу 2025 г. 1,7 трлн. руб 9 , а значит, растет расход ресурсов и поток отходов от упаковки, поступающих в систему обращения с отходами.

Какую долю в общем объеме и массе ТКО занимает упаковка, точно не известно, в публичном поле эта агрегированная информация недоступна, но по некоторым оценкам, одноразовая упаковка составляет до 50 % от общего объема образования твердых коммунальных отходов 10 . На конференции "Вторая жизнь полимерных материалов" приводилась цифра, сколько пластмасс мы превратили в мусор, -5 с небольшим миллионов тонн 11 . Сектор упаковки является также крупнейшим источником пластиковых отходов. В середине 2020 г. группа «Эколайн» провела исследование морфологии отходов в 50 районах Москвы, где проживает около 4 млн чел. Исследование показало, что 8090 % содержимого контейнеров для вторсырья составляет упаковка, 55 % этой упаковки изготовлено из пластика, и половина этой пластиковой упаковки не подлежит переработке по различным причинам .

Недоступна информация о морфологии отходов от упаковки и одноразовых предметов по типу и виду в составе ТКО, и их динамика. Динамика образования отходов упаковки в целом, по типам материалов и видам упаковки, в том числе в расчете на каждого жителя также не рассчитывается. Работа с этими показателями позволит провести моделирование и поставить цели и меры по сокращению образования отходов от упаковки и одноразовых предметов, поступающих в систему обращения с отходами, в также загрязняющими окружающую среду. Этот анализ можно провести, исходя из объемов производства видов одноразовой упаковки и товаров, по кодам ОКВЭД, агрегация такой информации возможна в рамках системы РОП. Такая информация должна быть прозрачна для оценки и планирования мер по предотвращению образования отходов упаковки.

Даже несмотря на отрывочность и недостаточность информации, можно предположить влияние некоторых мер по сокращению образования отходов, используя уже существующие оценки таких мер и модели по конкретным позициям и секторам экономики. Опираясь на некоторые цифры из разрозненных аналитических отчетов и данных Росстата за 2023 г. 12 , можно обозначить, что ежегодное производство (не потребление) некоторых видов упаковки в натуральном выражении составляет:

  • бутыли, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс около 25 млрд шт
  • изделия упаковочные пластмассовые прочие около 83 млрд штук

  • пакеты (мешки и сумки из полимеров) около 42 млрд шт
  • мешки и сумки бумажные около 5 млрд штук
  • картонная и бумажная упаковка (картон, ящики, коробки) ок. 5,6 млн тонн
  • бутылки из стекла около 12 млрд штук в год
  • банки из стекла около 2,6 млрд штук в год
  • композитная упаковка типа тетра-пак ок. 10 млрд. штук (потребление) 13
  • металлическая упаковка (банки консервные) 3 млрд шт
  • посуда пластиковая одноразовая около 17 млрд штук в год 14

Для эффективного сокращения образования отходов замена одноразовой упаковки и других одноразовых изделий согласно приоритетам государственной политики по обращению с отходами и принципам экономики замкнутого цикла должна осуществляться путем сокращения избыточной упаковки, заменой на многоразовые и оборотные альтернативы, а не на одноразовые из других материалов, развитием систем продажи товаров, предотвращающих образование упаковки. Сосредоточение внимания только на одном типе материала вместо одноразового использования не решит проблему роста образования отходов и ресурсоэффективности и может даже привести к худшему результату.

Многоразовая тара и системы безупаковочной торговли – неотъемлемая часть экономики замкнутого цикла . Системы многоразовой упаковки и системы предотвращения упаковки при их должном качестве конструирования, функционирования и масштабности могут обеспечить не только кратное сокращение количество образуемых отходов упаковки, но и, по сравнению с одноразовыми аналогами, кратно сократить климатический след, расход водных и материальных первичных ресурсов, создать рабочие места и быть экономически эффективными. Климатический след многоразовых альтернатив при должном количестве циклов до 85 % ниже, чем при аналогичном количестве одноразовых 15 , для производства 500 бумажных ламинированных стаканчиков требуется около 1400 литров воды, а одной керамической чашки с мытьем 500 раз – 200 литров 16 , Возвратная упаковка менее водоёмка, чем одноразовая упаковка во всех смоделированных сценариях, требуя до 70% меньше использования воды 17

По одним оценкам, переход от жесткой одноразовой пластиковой упаковки к жесткой возвратной в секторах напитков, продуктов питания (в т.ч. свежих), бытовой химии и косметики может обеспечить значительное сокращение объемов отходов – от 54 % до 76 % - и резкое сокращение образования отходов, поступающих на захоронение, сжигание или в окружающую среду – до 90 % (в т.ч. за счет того, что многоразовая возвращаемая упаковка, которая непригодна для дальнейшего использования, централизованно накапливается, ее можно перерабатывать в высококачественной замкнутой системе 18 ).

По другим оценкам, обязательные цели по увеличению повторного использования упаковки к 2030 / 2040 году в Европейском союзе в выбранных секторах (коммерческая и промышленная упаковка, индустрии гостеприимства и общественного питания и продуктовый/розничный сектор), выраженные в % от продаж / доставок с использованием многоразовой упаковки. приведут к сокращению потока образуемых отходов упаковки к 2030 г на 4,9% (по сравнению с 2018 г), при доле повторно используемой упаковки в 5,9%. К 2040 г. это приведет к сокращению на 13,3 %, что соответствует 10,3 % продаж / доставок продукции в многоразовой упаковке 19 . А по цели сокращения отходов упаковки на 10 % на душу населения к 2030 г. в Европейском союзе, прогнозные модели показывают, что достижение цели будет означать общее абсолютное сокращение отходов упаковки на 32 %20 .

В ряде стран развивается национальное законодательство и стимулы внедрения многоразовой тары, например, во Франции действует закон о целевых показателях многоразовой упаковки 21 , который требует, чтобы к 2027 г. 10% упаковки, представленной на рынке, можно было использовать многократно. Многоразовая упаковка должна подлежать вторичной переработке. Также к 2025 г. во Франции количество одноразовой пластиковой упаковки должно быть сокращено на 20 %, при этом 10 % этого объема будет покрываться за счет многократного использования тары и упаковки по прямому назначению, а 2% сборов в рамках РОП (расширенной ответственности производителя) будут направлены на создание и развитие систем многократного использования тары и упаковки22.

В 2019 г. в Германии была поставлена цель многократного повторного использования 70% упаковки для напитков 23 . С 2023 г. также вступило в силу требование предлагать многоразовую упаковку наряду с одноразовыми контейнерами для еды и напитков навынос 24 .

В 4 квартале 2024 г. в силу вступают правила 25 , призванные стимулировать развитие систем многоразовой упаковки на территории всего Европейского союза и повысить безопасность упаковки - запретить использование т.н. «вечных химикатов» (токсичных пер- и полифторированных алкильных веществ, которые не разлагаются в окружающей среде). Например, правила требуют от стран ЕС сократить количество отходов, образующихся от упаковки (5% к 2030 г., 10% к 2035 г. и 15% к 2040 г.).

Конкретные цели по использованию многоразовой упаковки к 2030 г. предусмотрены для:

  • 10% некоторых сегментов напитков;
  • 40% транспортной и торговой упаковки, включая сектор электронной торговли;
  • 10% упаковки, объединяющей несколько единиц товаров.

C2027 г. сектор услуг, общественного питания и продавцы напитков и еды навынос будут обязаны предоставлять потребителям возможность покупать в свою собственную тару. С 2028 г. они также должны будут предлагать многоразовую упаковку навынос для еды и напитков, и к 2030 г. её доля должна быть не менее 10%. Достижение целевых показателей по сокращению образования отходов упаковки (5% к 2030 г., 10% к 2035 г. и 15% к 2040 г.) предполагается достигать также через запрет на различные виды пластиковой упаковки: очень легкие пластиковые пакеты, пластиковую упаковку для свежих фруктов и овощей, небольшие порционные упаковки для соусов, сахара и подобных продуктов, миниатюрную упаковку для туалетных принадлежностей и пластиковую обертку для чемоданов в аэропортах.

По еще одним оценкам на национальном уровне Франции 26 потенциал сокращения образования отходов по секторам в ближайшие несколько лет варьируется и составляет значения приведенные в таблице. При этом это не конечная цель, цели во временной динамике должны расти.

Сектор

Потенциал сокращения образования отходов

За счет сокращения избыточной упаковки, внедрения систем безупаковочной торговли, уменьшения объема упаковки

За счет внедрения многоразовой упаковки

Готовые блюда

40%

50%

50%

Фрукты и овощи

40%

в основном за счет сокращения количества упаковки

ограниченно

Вода и безалкогольные напитки

20%

25%

75%

Бытовая химия

20%

50%

50%

Косметика и гигиена

25%

40%

60%

Предметы домашнего обихода

25%

40%

60%

Другое (в тч игрушки, электроника и оборудование)

50%

100%

0%

Вторичная упаковка

20%

100%

0%

Электронная коммерция

75%

33%

67%

Жесткая транспортная упаковка

80%

0%

100%

Международная некоммерческая организация Oceana 27 подсчитала, что в 2022 г. население мира использовало эквивалент1,5 трлн. одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков , и что до 168 млрд. этих контейнеров станут загрязнением в водных системах. Проверенным решением в борьбе с этим кризисом является многоразовая упаковка. и например всего лишь 10-процентное увеличение многоразовой упаковки для напитков к 2030 г. может снизить образование более 1 трлн. одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков и предотвратить попадание до 153 млрд. таких контейнеров в мировые океаны и водные пути 28 . Многоразовые бутылки можно использовать до 25 раз, если они сделаны из пластика, и до 50 раз, если они сделаны из стекла 29 , а стаканчики - более 100 раз. Это означает, что многоразовая бутылка позволяет избежать производства и использования до 50 одноразовых бутылок. а стаканчик более 100 одноразовых аналогов. Многоразовая упаковка для напитков может иметь самый низкий углеродный след среди всех вариантов упаковки. По оценкам этой же компании, в России ежегодно приобретаются 24,3 млрд штук пластиковых бутылок с безалкогольными напитками (без воды). Расчетное количество одноразовой упаковки, которое будет предотвращено от образования (в эквиваленте бутылок объемом 500 мл), если доля многоразовых бутылок для безалкогольных напитков составит 10% с 2023 по 2030 год составит минимум 15,8 млрд. штук.

Таким образом, потенциал сокращения потока отходов упаковки, попадающих в систему обращения с отходами разный по секторам и типам одноразовой упаковки и одноразовых товаров: от 10 до 70%.

В конце прошлого века многоразовые бутылки фактически были полностью заменены одноразовыми бутылками и банками во многих странах, например - в конце 1980 -х в СССР оборотная тара в общих объемах потребления составляла 85%30 . Сегодня многоразовые бутылки составляют чуть более 6 % от объема всех напитков, продаваемых во всем мире (и 23 % , если включать воду). Сейчас во многих странах (Чили, Коста-Рика, Германия, Мексика, Никарагуа и д.р.), используются как стеклянные, так и пластиковые многоразовые бутылки 31 . Во всем мире 65% многоразовой упаковки для напитков - это стекло, а 32% - пластик. Когда многоразовые стеклянные бутылки изымаются из системы, их переплавляют, а затем используют для производства новых стеклянных бутылок, в том числе для системы многоразового использования. Многоразовые пластиковые бутылки, которые считаются непригодными для дальнейшего повторного наполнения, перерабатываются. Из-за высоких показателей сбора многоразовых бутылок маловероятно, что они станут - как и одноразовые пластиковые бутылки - трудноуправляемыми или неуправляемыми отходами или загрязнением.

Согласно рыночным данным, охватывающим мировую индустрию безалкогольных напитков, в настоящее время системы многоразового использования существуют в 170 странах 32 . Устоявшиеся рынки многоразового использования можно найти по всему миру, причем такие страны, как Эфиопия, Филиппины, Германия и Никарагуа, лидируют с долей рынка многоразовых бутылок более 30 % . На Филиппинах 40 % объема всех проданных упакованных безалкогольных напитков приходится на многоразовые бутылки. Другие страны с высокой долей рынка многоразового использования включают Парагвай, Кению, Шри-Ланку, Чили, Мексику и Замбию – все с долей рынка многоразового использования более 20 % по объему. В Чили с августа 2024 г. не менее 30 % бутылок для напитков (кроме алкогольных и молочных) в розничной торговле, включая площадки электронной торговли, должны стать возвратными и многоразовыми 33 .7 из 20 крупнейших мировых рынков безалкогольных напитков (не включая воду) имеют долю рынка многоразового использования не менее 10 % - Германия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Италия, Бразилия и Таиланд.

В нашей стране пока нет полномасштабных оценок и моделей, отсутствуют цели и намерения по сокращению образования потока упаковки, которые могли бы показать насколько и в каких секторах можно снизить поток появляющихся отходов через многоразовую упаковку, развитие систем продажи товаров в тару покупателя в ретейле, развитию сети с доступной питьевой водой в общественных местах, цели по ликвидации излишней упаковки, стимулированию бизнеса и сектора общественного питания на уменьшение образование отходов. Однако приведенные оценки показывают эффективность и необходимость движения в сторону целей по сокращению образования отходов упаковки как в целом, так и в отдельных секторах экономики.

2.2. Текстиль

Индустрия моды и производство текстиля истощает невозобновляемые природные ресурсы – на производство одежды уходит много энергии и воды. На производство текстиля (включая выращивание хлопка) в год уходит около 93 млрд. м 3 воды 34 . Ремонт, продлевающий жизнь вещам, и повторное использование вещей по прямому назначению- это значительный вклад в сохранении природы и уменьшение загрязнения, и один из главных элементов экономики замкнутого цикла. Принципы иерархии работают и здесь, важно в первую очередь сокращать образование текстильных отходов, поступающих в систему обращения с ними.

По разным оценкам, текстильные отходы составляют 1,5 – 9 % от ежегодно образующихся в России бытовых отходов. Это значит, что ежегодно на полигоны попадает по меньшей мере около 1 млн. тонн текстильных отходов. По данным ППК РЭО, отходы потребительского текстиля – старой одежды, спецодежды и домашнего текстиля – составляют 5 % от общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО) 35 . На одного городского жителя приходится в среднем 16 кг. текстильных отходов в год. При этом, по данным совместного исследования 36 компании «Эколайн» и фонда «Второе дыхание», 78 % попавшего на сортировочный комплекс в составе отходов текстиля потенциально пригодно для повторного использования - носки или качественной переработки. Около 40 % таких отходов можно вовлекать в дальнейшее использование по изначальному назначению, то есть направлять одежду на рынок для повторного использования – в секонд-хенды 37

Для предотвращения появления отходов среди товаров долговременного пользования необходимо продлевать срок службы этих изделий. Этого можно достичь через:

  • продление срока службы (повторное использование);

  • совместное использование (шеринг);

  • обеспечение возможности ремонта и реализации полностью восстановленной продукции;

  • проектирование новых товаров с акцентом на устойчивость, долговечность, эффективную переработку, а также более простой и доступный ремонт

Для стимулирования такого подхода необходимо обеспечивать распределение невостребованных, но еще пригодных для использования товаров среди нуждающихся, создавать и поддерживать площадки для перепродажи, обмена и совместного использования, развивая сеть благотворительных организаций и фондов, комиссионных магазинов. Поддержку таким организациям можно предоставлять с помощью льгот и субсидий. Также необходимо заниматься воспитанием культуры осознанного потребления, продвигать идею отказа от «быстрой моды», в том числе в рамках образовательных программ в детских садах, школах, вузах и прочих учебных учреждениях.

Необходимо ввести новые требования к дизайну текстильных изделий, более четкую информацию, цифровой паспорт продукта и призывать компании взять на себя ответственность и действовать для минимизации своего экологического следа, а также обязательства по накоплению текстиля для ремонта и повторного использования. Продлить срок службы можно путем восстановления продуктов. Восстановленный продукт в большинстве случаев на 40 % дешевле нового изготовленного при сопоставимом качестве, что делает его интересной альтернативой для потребителей.

Именно от дизайна зависит, как долго продукты будут жить, и какую ценность будут иметь по окончании жизненного цикла. Экодизайн подразумевает, что производитель стремится продлить срок службы продукции, избегая намеренно запланированного раннего устаревания, при котором жизненный цикл товара сокращен, вынуждая потребителя к приобретению нового изделия.

Потенциал сокращения потока текстильных отходов, попадающих в систему обращения с отходами за счет улучшения качества, повторного использования и ремонта – 40%, около 1 млн тонн

2.3. Электроника

Согласно данным ППК РЭО, ежегодно образуется около 1,5 млн. тонн отходов электронного и электрического оборудования, из них перерабатывается лишь 5 % , остальное захоранивается и наносит непоправимый вред окружающей среде 38 . Восстановление электронного и электрического оборудования помогает замедлить невероятный рост электронных отходов и снижает спрос на новую электронику, что имеет положительные последствия для окружающей среды. Например, производство нового компьютера составляет 75 % ископаемого топлива и энергии, которые компьютер будет использовать в течение своего срока службы, поэтому снижение спроса на новые компьютеры замедляет общее использование ископаемого топлива и энергии. Кроме того, восстановление гарантирует, что опасные элементы из электроники не попадут в грунтовые воды, угрожая безопасности окружающей среды и здоровью населения.

Исследование показывает, что программа Right to Repair («Право на ремонт») может сократить электронные отходы до 30 %39 . По другим оценкам, увеличение использования электрического и электронного оборудования на один год и увеличение его сбора на 10 % может сократить количество захороненных отходов электрического и электронного оборудования на 14,05 % для приборов контроля и мониторинга и на 93,93 % для дисплейного оборудования соответственно 40 . Это сокращение достигается за счет продления срока службы устройств и снижения потребности в новых продуктах, снижая спрос на сырье и энергию для производства. «Право на ремонт» призывает производителей предоставлять людям и предприятиям, занимающимся ремонтом электроники, доступ к сервисной информации и запасным частям. Законодательно закрепленное “право на ремонт” будет требовать от производителей предоставлять необходимую информацию тем, кто заинтересован в ремонте их продуктов.

Таким образом, потенциал сокращения потока электронных отходов в систему обращения с ними за счет увеличения срока службы и увеличения доступности ремонта – от 30% (от 450 тыс тонн).

2.4. Пищевые отходы

По некоторым оценкам, в 2020 г. в России было образовано 17,9 млн. тонн пищевых отходов, что составляет более 25 % от общего количества ТКО 41 . Основная часть (71 % ) этих отходов приходится на домашние хозяйства. В среднем россиянин выбрасывает около 88 кг еды в год. Оставшиеся 29 % приходятся на отходы, производимые розничной торговлей и предприятиями общественного питания.

По данным ТИАР-центра, в 2021 г. объем фудшеринга в России составил 7500 тонн продовольствия. В перспективе с помощью фудшеринг-сервисов организации розничной торговли и общепита могут спасать до 720 тыс. тонн продуктов ежегодно. Еще почти 280 тыс. тонн – потенциал “p2pфудшеринга”, платформ, где люди могут обмениваться остатками еды между собой. Дополнительная возможность для предотвращения отходообразования – передача продуктов с истекшим сроком годности на корм животным. В первую очередь речь о продуктах растительного происхождения (например, овощи и фрукты), образующихся в ретейле и общепите. Таким образом компании смогут снизить образование потока пищевых отходов, поступающих в систему обращения с ними еще на 1,97 млн тонн.

Однако не только фудшеринг помогает сократить образование пищевых отходов, важно поставить цели по сокращению образования пищевых отходов в % к базовому уровню их образования, поступающих в систему обращения с ними в пищевой промышленности и производстве, в розничной торговле, ресторанах, сфере общественного питания и домохозяйствах. Целевые решения по сокращению пищевых отходов, помимо фудшеринга могут выглядеть как продвижение «некрасивых» фруктов и овощей, отслеживание недобросовестной рыночной практики, уточнение маркировки дат.

Таким образом потенциал сокращения потока пищевых отходов, попадающих в систему обращения с отходами только за счет развития фудшеринга на 16%, от 3 млн тонн, дополнительный потенциал лежит в пищевой промышленности и производстве и в розничной торговле, ресторанах, сфере общественного питания и домохозяйствах от 20 до 40%.

3. Проекты Концепции минимизации образования отходов и Федерального закона “Об экономике замкнутого цикла”

В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» ППК РЭО разработала проект Концепции по минимизации образования отходов 42 , чтобы не доводить полезные ресурсы до этапа их обработки, утилизации и захоронения и продлевая срок жизни материалов. Проект концепции направлен на сокращение количества образующихся у россиян отходов и представляет собой серьёзный шаг к решению мусорной проблемы и внедрению принципов ЭЗЦ. Предлагаемые концепцией меры полностью соответствуют ФЗ-89 и приоритетным направлениям государственной политики по обращению с отходами.

При этом, в Стратегии развития самой ППК РЭО на период до 2026 и плановый период до 2030 отсутствуют мероприятия и ориентиры по достижению высших приоритетов государственной политики в области обращения с отходами: нет показателей по предотвращению образования отходов, нет финансовых показателей по инвестициям в эту сферу экономики, нет даже просветительских целей ППК в этой сфере.

Проект Концепции минимизации образования отходов включает в себя отказ от одноразовой упаковки, развитие многоразовых альтернатив, создание механизма залоговой стоимости на тару и упаковку, развитие фудшеринга и прочие положительные мероприятия. Такие меры могут быть реализованы в приоритетном порядке и на особо ценных природных территориях, например, на Байкале, что поможет снизить уровень его загрязнения пластиком.

Параллельно с разработкой Концепции минимизации образования отходов, и в рамках федерального проекта ”Экономика замкнутого цикла”, Минприроды России разрабатывается проект Федерального закона “Об экономике замкнутого цикла”, который должен помочь в реализации Концепции и заложить иные основы функционирования государства, бизнеса и общества, предотвращая потери природных ресурсов и закладывая основы новой экономики для улучшения качества жизни общества. В этом законе необходимо закрепить термин “Предотвращение образования отходов”, так как сейчас его использование неустойчиво, применяется разнородно и путанно участниками рынка.

Термин должен включать:

  • соблюдение принципов экологического дизайна при проектировании производимой продукции (проектируемая долговечность, возможность многократного использования по назначению, ремонтопригодность, использование вторсырья, нетоксичных и возобновляемых материалов, возможность качественной материальной утилизации и компостирования);
  • создание и развитие моделей предотвращения образования упаковки, отказ от производства и использования избыточных, не являющихся необходимыми, материалов (например, избыточная упаковка, использование товаров с очень коротким жизненным циклом, когда есть альтернатива использования товаров с более продолжительным жизненным циклом);
  • повторное и многократное использование продукции и упаковки по прямому назначению;
  • развитие моделей совместного потребления
  • ремонт и восстановление продукции,
  • подготовку к повторному использованию продукции по не прямому назначению.

Согласно приоритетным направлениям в области обращения с отходами, максимальное использование сырья и материалов, а также предотвращение образования отходов являются самыми основными мерами и стоят выше снижения класса опасности (раздельного накопления) и утилизации. Соответственно, предотвращение образования отходов не может являться следствием извлечения из потока отходов вторичных ресурсов и их дальнейшей утилизации.

"Предотвращение образования отходов” - это методы и меры, предпринятые до того, как вещество, материал или продукт превратились в отходы и поступили в систему обращения с отходами (раздельное накопление, обработка, извлечение вторичных ресурсов, утилизация, компостирование). Они направлены на уменьшение количества образуемых отходов в целом, их опасности и токсичности. Важно помнить, что предотвращение образования отходов НЕ является переработкой отходов. Основная цель предотвращения - трансформировать процесс производства и потребления так, чтобы отходы, поступающие в систему управления отходами, не появлялись или их появилось меньше. Простой пример - замена одноразовой посуды на многоразовую или фудшеринг вместо вывоза пищевых отходов на полигон или компостирование.

Подготовлено Постоянной комиссией по экологическим правам СПЧ

2 Топливо из ТКО https://docs.cntd.ru/document/1301395806

3 Circle Economy Foundation. Circularity Gap Report, 2023.

32 Там же.

37 РЭО: на каждого россиянина приходится 16 кг отходов одежды ежегодно // ППК Российский экологический оператор, февраль 2024