Обращения и ответы
Проблемная записка к расширенному заседанию Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Минимизация образования отходов как основа экономики замкнуто
ПРОБЛЕМНАЯ ЗАПИСКА
к расширенному заседанию Постоянной комиссии по экологическим правам
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
на тему: «Минимизация образования отходов как основа экономики замкнутого цикла, сохранения ресурсов и обеспечения экологического благополучия граждан»
2 октября 2024 г. г. Москва
Прилагаемые документы:
1. Проект федерального закона
"Об экономике замкнутого цикла"
2. Концепция минимизации образования отходов
в Российской Федерации (проект)
1. Текущая ситуация с “мусорной” реформой
Реформы системы обращения с отходами - одна из “застарелых” экологических проблем. В декабре 2014 г. в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" были внесены серьезные изменения, вводящие, в частности, приоритеты в области обращения с отходами.
В декабре 2016 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу об экологическом развитии в интересах будущих поколений, Министр природных ресурсов объявил очередной старт «мусорной» реформы и заявил, в частности: « Согласно оценке социологов, почти45 %респондентов называют отходы основной угрозой для окружающей среды ». Кроме того, Министр озвучил следующие целевые показатели: «Сейчас уровень утилизации твёрдых коммунальных отходов –8 %. К2025году этот уровень составит около40 %.Также это предотвратит появление незаконных свалок».
Фактически, в 2023 г. по данным ППК «Российский экологический оператор» (далее - ППК РЭО) целевой показатель составил 13 % , которые после принятия законодательных поправок стали включать в себя и отходы, направленные на сжигание 1 . Проблема обращения с отходами и сегодня продолжает оставаться одной из наиболее волнующих граждан нашей страны. Причина сложившейся ситуации в том, что фактически не соблюдается последовательность приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, закреплённых в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Именно последовательная реализация этих приоритетных направлений должна быть системообразующим элементом «мусорной» реформы и ведущей предпосылкой для перехода к экономике замкнутого цикла, т.к. она позволит предотвращать общее количество образования отходов и далее вовлекать максимальное количество образовавшихся утильных компонентов твердых коммунальных отходов (ТКО) и отходов от использования товаров (ОИТ) в оборот в качестве вторичного сырья. Это особенно актуально для г. Москвы и других регионов, где высокие объемы образования ТКО, сочетаются с низкими возможностями их полигонного захоронения.
Однако для двух приоритетных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами (« максимальное использование исходных сырья и материалов» и « предотвращение образования отходов» ) в федеральных и региональных нормативных правовых актах так и не закреплены терминология и механизмы их реализации (отсутствуют целевые мероприятия и целевые показатели).
Не находит должного нормативного правового отражения на федеральном и региональном уровнях и третье в иерархии приоритетное направление государственной политики – «сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования». Так, не установлены целевые показатели по раздельному накоплению и утилизации отходов в разрезе фракций, что снижает их класс опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», код 73111001724, относятся к IV классу опасности, в то время как большая часть фракций вторичного сырья – к V классу опасности. На основании ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» V класс опасности считается более низким. Таким образом, внедрение раздельного сбора отходов снижает класс опасности отходов в местах их образования. Также отсутствуют методические рекомендации по многофракционному раздельному накоплению отходов, в том числе пищевых отходов, для субъектов РФ, в тарифном регулировании не отражены стимулы для интенсификации практик многофракционного раздельного накопления отходов и оплаты за фактически образованное количество отходов по всей цепочке: граждане, хозяйствующие субъекты, региональные операторы
На федеральном и региональном уровнях целевые показатели развития отрасли противоречат приоритетам государственной политики. Так, целевые показатели, и в разрабатываемом продлении федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» до 2030года , и в утвержденных регионами территориальных схемах обращения с отходами, сводятся к трём наименее приоритетным направлениям (обработка, утилизация и обезвреживание) и в то же время не содержат целевых показателей по первым трём в иерархии приоритетам государственной политики .
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 , среди задач поставлено, в частности, формирование экономики замкнутого цикла. Действующие и разрабатываемые федеральные проекты не содержит адекватных показателей, способных привести к формированию в нашей стране основных принципов экономики замкнутого цикла: снижение общего количество образующихся отходов потребления и продление жизненного цикла товаров и упаковки, и далее повторное использование материалов в цикле через эффективную переработку и компостирование .
Так, в готовящемся к принятию Федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» в рамках национального проекта «Экологическое благополучие» в качестве целевых показателей отсутствует один из важнейших в экономике замкнутого цикла параметр, как количество предотвращенных (минимизированных) от образования отходов , введены лишь целевые показатели по сортировке через мощности обработки отходов (зачастую обработка смешанных ТКО) и снижению объемов на захоронение: объем ТКО, направляемых на захоронение, не превышает 64 % от объема ежегодно образуемых ТКО (хотя в основной цели проекта говорится о сокращении захоронения до 50 %). При этом целевые показатели по снижению захоронения включают в себя производство топлива РДФ 2 , компостирование и обезвреживание, не обозначены цели по каждому из способов, отсутствуют цели по раздельному накоплению и эффективной утилизации в разрезе фракций. Не обозначены также цели по общему снижению количества образующихся отходов потребления, отходов от использования товаров и упаковки, поступающих в систему обращения с появившимися отходами, а эти меры могут значительно снизить как и объем захоронения, так и снизить нагрузку на объекты обращения с отходами и повысить устойчивость цепочек поставок материалов, тк материалы и товары будут гораздо дольше быть в обращении до их поступления на обработку, утилизацию или захоронение. Есть обоснованные опасения, что подобные целевые показатели могут привести к тому, что ни региональные власти, ни региональные операторы не будут планировать и реализовывать мероприятия, позволяющие уменьшить образование потока отходов в целом, а также обращать внимание на качество собираемых отходов, процент засора и извлечение вторичного сырья, как в общей массе, так и по фракциям.
Цель экономики замкнутого цикла – создание регенеративных и восстановительных экологических и экономических циклов и трансформация бизнес-моделей производства и потребления товаров и услуг для отделение роста экономики и удовлетворения социальных нужд от потребления ограниченных невозобновляемых ресурсов.
В экономике замкнутого цикла это достигается через замедление/ уменьшение использования первичных ресурсов и создание замкнутых ресурсных циклов, предотвращение образования отходов и их токсичности, через проектирование продукции по принципам экологического дизайна и максимально более полное использование в производственных процессах поступающего сырья, через как поддержание максимально долгого срока службы произведенных товаров, тары и упаковки, так и через максимальное вовлечение вторичных ресурсов и вторичного сырья в технологический и биологический циклы в целях предотвращения деградации окружающей среды, сохранения и восстановления природных систем и роста благополучия человека.
В экономике замкнутого цикла товары, упаковка и материалы поддерживаются в обращении максимально долго посредством таких процессов, как проектирование с упором на долговечность, техническое обслуживание, многократное использование, перераспределение, восстановление и ремонт, и далее через переработку и компостирование. В ее основе также лежит переход к возобновляемым источникам энергии и материалам.
То есть, главная задача в экономике замкнутого цикла состоит не в 100% сортировке и утилизации (в том числе через сжигание, что вообще противоречит принципам экономики замкнутого цикла) собранных твердых коммунальных отходов (ТКО) и отходов от использования товаров (ОИТ) и приравненным к ним отходов с неизвестным уровнем загрязнения неперерабатываемыми материалами, а в формировании экономических, социальных и регуляторных условий и моделей, при котором материал (товар, упаковка) максимально долго не поступает в систему обращения с отходами (обработку, утилизацию, захоронение)
Первопричиной ежегодного прироста общего объема отходов служит ускорение потребления первичных ресурсов в различных отраслях. До 80 % воздействия продукции на окружающую среду определяется на этапе проектирования и производства. Применение подходов экономики замкнутого цикла, максимально продлевая жизнь произведенным товарам, сокращая образование потока отходов, а затем, перерабатывая для дальнейшего материального использования, способно удовлетворить потребительский спрос, используя всего 70 % первичных материалов 3 .
Важно помнить, что предотвращение образования отходов не является раздельным накоплением уже образовавшихся отходов или их переработкой. Предотвращение или минимизация образования отходов - это методы и меры, принятые до того, как вещество, материал или продукт превратились в отходы и поступили в систему обращения с отходами (раздельное накопление, обработка, извлечение вторичных ресурсов, утилизация, компостирование). Они направлены на увеличении срока службы товаров и упаковки, уменьшение количества, опасности отходов от них и их токсичности.
Основная цель предотвращения – трансформировать процесс производства и потребления так, чтобы отходы, поступающие в систему управления отходами, не появлялись или их появилось меньше . Этого можно добиться, например, переходом с одноразовых изделий на многоразовые или изменением дизайна товаров для увеличения срока их службы, оптимизацией систем распределения и потребления. Эти действия позволят сократить объем образующихся отходов в целом, снизить нагрузку и затраты на мощности переработки, уменьшить захоронение и затраты на строительство и рекультивацию полигонов, а также сохранить ресурсы, снизить влияние на климат, уменьшить загрязнение окружающей среды и захламление природных территорий, уменьшить затраты на управление отходами и очистку территорий, развить устойчивую циклическую экономику и новые бизнес-модели.
2. Оценка существующего объема и структуры отходов
Чтобы начать управление и диалог о необходимости таких мер нужно точно понимать, с чем мы имеем дело. В рамках ТКО морфология оценивается, и то нерегулярно - только в разрезе фракций. Данные на 2019 г. по 62 субъектам РФ от ППК РЭО 4 говорят о том, что в составе ТКО по массе:
- Пищевые отходы 30 %
- Бумага и картон 22 %
- Пластик 10 %
- Металл 3 %
- Стекло 7 %
- Прочее 28 %
Эти данные используются для разработки федерального справочника нормативов накопления твердых коммунальных отходов
2.1. Упаковка
В 2023 г. производство тары и упаковки в России достигло 196,01 млрд. единиц 5 . Это на 11 % больше по отношению к 2022 -му, когда объем выпуска составлял 176,63 млрд штук. Рынок упаковки в 2023 году оценивается в 15,9 млн. тонн в год. Соотношение по ключевым материалам по массе: стекло – 27 %, бумага – 28 %, дерево – 20 %, полимеры – 21 %. Однако в ряде сегментов потребления упаковки доля полимерных решений составляет более 65 % (транспортные пленки, пищевая промышленность, упаковка для бытовой химии) 6 .
В 2020‑2021 гг. продажи тары и упаковки в РФ стремительно росли и продолжают расти из-за активного развития электронной коммерции и появления различных служб доставки после начала пандемии COVID‑19. По данным исследования Data Insight, количество заказов в 2022 г. было 2,8 млрд штук, +65 % к 2021 г. 7 , а в 2023 г. уже 5,03 млрд, то есть рост составил +78 %8 . Некоторый рост производства упаковки связан также с уходом игроков и замещением, но и внутреннее потребление также растет: по оценкам аналитиков Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, объем российского рынка упаковки может увеличиться на 30 % и достигнуть к концу 2025 г. 1,7 трлн. руб 9 , а значит, растет расход ресурсов и поток отходов от упаковки, поступающих в систему обращения с отходами.
Какую долю в общем объеме и массе ТКО занимает упаковка, точно не известно, в публичном поле эта агрегированная информация недоступна, но по некоторым оценкам, одноразовая упаковка составляет до 50 % от общего объема образования твердых коммунальных отходов 10 . На конференции "Вторая жизнь полимерных материалов" приводилась цифра, сколько пластмасс мы превратили в мусор, -5 с небольшим миллионов тонн 11 . Сектор упаковки является также крупнейшим источником пластиковых отходов. В середине 2020 г. группа «Эколайн» провела исследование морфологии отходов в 50 районах Москвы, где проживает около 4 млн чел. Исследование показало, что 80‑90 % содержимого контейнеров для вторсырья составляет упаковка, 55 % этой упаковки изготовлено из пластика, и половина этой пластиковой упаковки не подлежит переработке по различным причинам .
Недоступна информация о морфологии отходов от упаковки и одноразовых предметов по типу и виду в составе ТКО, и их динамика. Динамика образования отходов упаковки в целом, по типам материалов и видам упаковки, в том числе в расчете на каждого жителя также не рассчитывается. Работа с этими показателями позволит провести моделирование и поставить цели и меры по сокращению образования отходов от упаковки и одноразовых предметов, поступающих в систему обращения с отходами, в также загрязняющими окружающую среду. Этот анализ можно провести, исходя из объемов производства видов одноразовой упаковки и товаров, по кодам ОКВЭД, агрегация такой информации возможна в рамках системы РОП. Такая информация должна быть прозрачна для оценки и планирования мер по предотвращению образования отходов упаковки.
Даже несмотря на отрывочность и недостаточность информации, можно предположить влияние некоторых мер по сокращению образования отходов, используя уже существующие оценки таких мер и модели по конкретным позициям и секторам экономики. Опираясь на некоторые цифры из разрозненных аналитических отчетов и данных Росстата за 2023 г. 12 , можно обозначить, что ежегодное производство (не потребление) некоторых видов упаковки в натуральном выражении составляет:
- бутыли, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс около 25 млрд шт
изделия упаковочные пластмассовые прочие около 83 млрд штук
- пакеты (мешки и сумки из полимеров) около 42 млрд шт
- мешки и сумки бумажные около 5 млрд штук
- картонная и бумажная упаковка (картон, ящики, коробки) ок. 5,6 млн тонн
- бутылки из стекла около 12 млрд штук в год
- банки из стекла около 2,6 млрд штук в год
- композитная упаковка типа тетра-пак ок. 10 млрд. штук (потребление) 13
- металлическая упаковка (банки консервные) 3 млрд шт
- посуда пластиковая одноразовая около 17 млрд штук в год 14
Для эффективного сокращения образования отходов замена одноразовой упаковки и других одноразовых изделий согласно приоритетам государственной политики по обращению с отходами и принципам экономики замкнутого цикла должна осуществляться путем сокращения избыточной упаковки, заменой на многоразовые и оборотные альтернативы, а не на одноразовые из других материалов, развитием систем продажи товаров, предотвращающих образование упаковки. Сосредоточение внимания только на одном типе материала вместо одноразового использования не решит проблему роста образования отходов и ресурсоэффективности и может даже привести к худшему результату.
Многоразовая тара и системы безупаковочной торговли – неотъемлемая часть экономики замкнутого цикла . Системы многоразовой упаковки и системы предотвращения упаковки при их должном качестве конструирования, функционирования и масштабности могут обеспечить не только кратное сокращение количество образуемых отходов упаковки, но и, по сравнению с одноразовыми аналогами, кратно сократить климатический след, расход водных и материальных первичных ресурсов, создать рабочие места и быть экономически эффективными. Климатический след многоразовых альтернатив при должном количестве циклов до 85 % ниже, чем при аналогичном количестве одноразовых 15 , для производства 500 бумажных ламинированных стаканчиков требуется около 1400 литров воды, а одной керамической чашки с мытьем 500 раз – 200 литров 16 , Возвратная упаковка менее водоёмка, чем одноразовая упаковка во всех смоделированных сценариях, требуя до 70% меньше использования воды 17
По одним оценкам, переход от жесткой одноразовой пластиковой упаковки к жесткой возвратной в секторах напитков, продуктов питания (в т.ч. свежих), бытовой химии и косметики может обеспечить значительное сокращение объемов отходов – от 54 % до 76 % - и резкое сокращение образования отходов, поступающих на захоронение, сжигание или в окружающую среду – до 90 % (в т.ч. за счет того, что многоразовая возвращаемая упаковка, которая непригодна для дальнейшего использования, централизованно накапливается, ее можно перерабатывать в высококачественной замкнутой системе 18 ).
По другим оценкам, обязательные цели по увеличению повторного использования упаковки к 2030 / 2040 году в Европейском союзе в выбранных секторах (коммерческая и промышленная упаковка, индустрии гостеприимства и общественного питания и продуктовый/розничный сектор), выраженные в % от продаж / доставок с использованием многоразовой упаковки. приведут к сокращению потока образуемых отходов упаковки к 2030 г на 4,9% (по сравнению с 2018 г), при доле повторно используемой упаковки в 5,9%. К 2040 г. это приведет к сокращению на 13,3 %, что соответствует 10,3 % продаж / доставок продукции в многоразовой упаковке 19 . А по цели сокращения отходов упаковки на 10 % на душу населения к 2030 г. в Европейском союзе, прогнозные модели показывают, что достижение цели будет означать общее абсолютное сокращение отходов упаковки на 32 %20 .
В ряде стран развивается национальное законодательство и стимулы внедрения многоразовой тары, например, во Франции действует закон о целевых показателях многоразовой упаковки 21 , который требует, чтобы к 2027 г. 10% упаковки, представленной на рынке, можно было использовать многократно. Многоразовая упаковка должна подлежать вторичной переработке. Также к 2025 г. во Франции количество одноразовой пластиковой упаковки должно быть сокращено на 20 %, при этом 10 % этого объема будет покрываться за счет многократного использования тары и упаковки по прямому назначению, а 2% сборов в рамках РОП (расширенной ответственности производителя) будут направлены на создание и развитие систем многократного использования тары и упаковки22.
В 2019 г. в Германии была поставлена цель многократного повторного использования 70% упаковки для напитков 23 . С 2023 г. также вступило в силу требование предлагать многоразовую упаковку наряду с одноразовыми контейнерами для еды и напитков навынос 24 .
В 4 квартале 2024 г. в силу вступают правила 25 , призванные стимулировать развитие систем многоразовой упаковки на территории всего Европейского союза и повысить безопасность упаковки - запретить использование т.н. «вечных химикатов» (токсичных пер- и полифторированных алкильных веществ, которые не разлагаются в окружающей среде). Например, правила требуют от стран ЕС сократить количество отходов, образующихся от упаковки (5% к 2030 г., 10% к 2035 г. и 15% к 2040 г.).
Конкретные цели по использованию многоразовой упаковки к 2030 г. предусмотрены для:
- 10% некоторых сегментов напитков;
- 40% транспортной и торговой упаковки, включая сектор электронной торговли;
- 10% упаковки, объединяющей несколько единиц товаров.
C2027 г. сектор услуг, общественного питания и продавцы напитков и еды навынос будут обязаны предоставлять потребителям возможность покупать в свою собственную тару. С 2028 г. они также должны будут предлагать многоразовую упаковку навынос для еды и напитков, и к 2030 г. её доля должна быть не менее 10%. Достижение целевых показателей по сокращению образования отходов упаковки (5% к 2030 г., 10% к 2035 г. и 15% к 2040 г.) предполагается достигать также через запрет на различные виды пластиковой упаковки: очень легкие пластиковые пакеты, пластиковую упаковку для свежих фруктов и овощей, небольшие порционные упаковки для соусов, сахара и подобных продуктов, миниатюрную упаковку для туалетных принадлежностей и пластиковую обертку для чемоданов в аэропортах.
По еще одним оценкам на национальном уровне Франции 26 потенциал сокращения образования отходов по секторам в ближайшие несколько лет варьируется и составляет значения приведенные в таблице. При этом это не конечная цель, цели во временной динамике должны расти.
Сектор |
Потенциал сокращения образования отходов |
За счет сокращения избыточной упаковки, внедрения систем безупаковочной торговли, уменьшения объема упаковки |
За счет внедрения многоразовой упаковки |
Готовые блюда |
40% |
50% |
50% |
Фрукты и овощи |
40% |
в основном за счет сокращения количества упаковки |
ограниченно |
Вода и безалкогольные напитки |
20% |
25% |
75% |
Бытовая химия |
20% |
50% |
50% |
Косметика и гигиена |
25% |
40% |
60% |
Предметы домашнего обихода |
25% |
40% |
60% |
Другое (в тч игрушки, электроника и оборудование) |
50% |
100% |
0% |
Вторичная упаковка |
20% |
100% |
0% |
Электронная коммерция |
75% |
33% |
67% |
Жесткая транспортная упаковка |
80% |
0% |
100% |
Международная некоммерческая организация Oceana 27 подсчитала, что в 2022 г. население мира использовало эквивалент1,5 трлн. одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков , и что до 168 млрд. этих контейнеров станут загрязнением в водных системах. Проверенным решением в борьбе с этим кризисом является многоразовая упаковка. и например всего лишь 10-процентное увеличение многоразовой упаковки для напитков к 2030 г. может снизить образование более 1 трлн. одноразовых пластиковых бутылок и стаканчиков и предотвратить попадание до 153 млрд. таких контейнеров в мировые океаны и водные пути 28 . Многоразовые бутылки можно использовать до 25 раз, если они сделаны из пластика, и до 50 раз, если они сделаны из стекла 29 , а стаканчики - более 100 раз. Это означает, что многоразовая бутылка позволяет избежать производства и использования до 50 одноразовых бутылок. а стаканчик более 100 одноразовых аналогов. Многоразовая упаковка для напитков может иметь самый низкий углеродный след среди всех вариантов упаковки. По оценкам этой же компании, в России ежегодно приобретаются 24,3 млрд штук пластиковых бутылок с безалкогольными напитками (без воды). Расчетное количество одноразовой упаковки, которое будет предотвращено от образования (в эквиваленте бутылок объемом 500 мл), если доля многоразовых бутылок для безалкогольных напитков составит 10% с 2023 по 2030 год составит минимум 15,8 млрд. штук.
Таким образом, потенциал сокращения потока отходов упаковки, попадающих в систему обращения с отходами разный по секторам и типам одноразовой упаковки и одноразовых товаров: от 10 до 70%.
В конце прошлого века многоразовые бутылки фактически были полностью заменены одноразовыми бутылками и банками во многих странах, например - в конце 1980 -х в СССР оборотная тара в общих объемах потребления составляла 85%30 . Сегодня многоразовые бутылки составляют чуть более 6 % от объема всех напитков, продаваемых во всем мире (и 23 % , если включать воду). Сейчас во многих странах (Чили, Коста-Рика, Германия, Мексика, Никарагуа и д.р.), используются как стеклянные, так и пластиковые многоразовые бутылки 31 . Во всем мире 65% многоразовой упаковки для напитков - это стекло, а 32% - пластик. Когда многоразовые стеклянные бутылки изымаются из системы, их переплавляют, а затем используют для производства новых стеклянных бутылок, в том числе для системы многоразового использования. Многоразовые пластиковые бутылки, которые считаются непригодными для дальнейшего повторного наполнения, перерабатываются. Из-за высоких показателей сбора многоразовых бутылок маловероятно, что они станут - как и одноразовые пластиковые бутылки - трудноуправляемыми или неуправляемыми отходами или загрязнением.
Согласно рыночным данным, охватывающим мировую индустрию безалкогольных напитков, в настоящее время системы многоразового использования существуют в 170 странах 32 . Устоявшиеся рынки многоразового использования можно найти по всему миру, причем такие страны, как Эфиопия, Филиппины, Германия и Никарагуа, лидируют с долей рынка многоразовых бутылок более 30 % . На Филиппинах 40 % объема всех проданных упакованных безалкогольных напитков приходится на многоразовые бутылки. Другие страны с высокой долей рынка многоразового использования включают Парагвай, Кению, Шри-Ланку, Чили, Мексику и Замбию – все с долей рынка многоразового использования более 20 % по объему. В Чили с августа 2024 г. не менее 30 % бутылок для напитков (кроме алкогольных и молочных) в розничной торговле, включая площадки электронной торговли, должны стать возвратными и многоразовыми 33 .7 из 20 крупнейших мировых рынков безалкогольных напитков (не включая воду) имеют долю рынка многоразового использования не менее 10 % - Германия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Италия, Бразилия и Таиланд.
В нашей стране пока нет полномасштабных оценок и моделей, отсутствуют цели и намерения по сокращению образования потока упаковки, которые могли бы показать насколько и в каких секторах можно снизить поток появляющихся отходов через многоразовую упаковку, развитие систем продажи товаров в тару покупателя в ретейле, развитию сети с доступной питьевой водой в общественных местах, цели по ликвидации излишней упаковки, стимулированию бизнеса и сектора общественного питания на уменьшение образование отходов. Однако приведенные оценки показывают эффективность и необходимость движения в сторону целей по сокращению образования отходов упаковки как в целом, так и в отдельных секторах экономики.
2.2. Текстиль
Индустрия моды и производство текстиля истощает невозобновляемые природные ресурсы – на производство одежды уходит много энергии и воды. На производство текстиля (включая выращивание хлопка) в год уходит около 93 млрд. м 3 воды 34 . Ремонт, продлевающий жизнь вещам, и повторное использование вещей по прямому назначению- это значительный вклад в сохранении природы и уменьшение загрязнения, и один из главных элементов экономики замкнутого цикла. Принципы иерархии работают и здесь, важно в первую очередь сокращать образование текстильных отходов, поступающих в систему обращения с ними.
По разным оценкам, текстильные отходы составляют 1,5 – 9 % от ежегодно образующихся в России бытовых отходов. Это значит, что ежегодно на полигоны попадает по меньшей мере около 1 млн. тонн текстильных отходов. По данным ППК РЭО, отходы потребительского текстиля – старой одежды, спецодежды и домашнего текстиля – составляют 5 % от общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО) 35 . На одного городского жителя приходится в среднем 16 кг. текстильных отходов в год. При этом, по данным совместного исследования 36 компании «Эколайн» и фонда «Второе дыхание», 78 % попавшего на сортировочный комплекс в составе отходов текстиля потенциально пригодно для повторного использования - носки или качественной переработки. Около 40 % таких отходов можно вовлекать в дальнейшее использование по изначальному назначению, то есть направлять одежду на рынок для повторного использования – в секонд-хенды 37
Для предотвращения появления отходов среди товаров долговременного пользования необходимо продлевать срок службы этих изделий. Этого можно достичь через:
продление срока службы (повторное использование);
совместное использование (шеринг);
обеспечение возможности ремонта и реализации полностью восстановленной продукции;
- проектирование новых товаров с акцентом на устойчивость, долговечность, эффективную переработку, а также более простой и доступный ремонт
Для стимулирования такого подхода необходимо обеспечивать распределение невостребованных, но еще пригодных для использования товаров среди нуждающихся, создавать и поддерживать площадки для перепродажи, обмена и совместного использования, развивая сеть благотворительных организаций и фондов, комиссионных магазинов. Поддержку таким организациям можно предоставлять с помощью льгот и субсидий. Также необходимо заниматься воспитанием культуры осознанного потребления, продвигать идею отказа от «быстрой моды», в том числе в рамках образовательных программ в детских садах, школах, вузах и прочих учебных учреждениях.
Необходимо ввести новые требования к дизайну текстильных изделий, более четкую информацию, цифровой паспорт продукта и призывать компании взять на себя ответственность и действовать для минимизации своего экологического следа, а также обязательства по накоплению текстиля для ремонта и повторного использования. Продлить срок службы можно путем восстановления продуктов. Восстановленный продукт в большинстве случаев на 40 % дешевле нового изготовленного при сопоставимом качестве, что делает его интересной альтернативой для потребителей.
Именно от дизайна зависит, как долго продукты будут жить, и какую ценность будут иметь по окончании жизненного цикла. Экодизайн подразумевает, что производитель стремится продлить срок службы продукции, избегая намеренно запланированного раннего устаревания, при котором жизненный цикл товара сокращен, вынуждая потребителя к приобретению нового изделия.
Потенциал сокращения потока текстильных отходов, попадающих в систему обращения с отходами за счет улучшения качества, повторного использования и ремонта – 40%, около 1 млн тонн
2.3. Электроника
Согласно данным ППК РЭО, ежегодно образуется около 1,5 млн. тонн отходов электронного и электрического оборудования, из них перерабатывается лишь 5 % , остальное захоранивается и наносит непоправимый вред окружающей среде 38 . Восстановление электронного и электрического оборудования помогает замедлить невероятный рост электронных отходов и снижает спрос на новую электронику, что имеет положительные последствия для окружающей среды. Например, производство нового компьютера составляет 75 % ископаемого топлива и энергии, которые компьютер будет использовать в течение своего срока службы, поэтому снижение спроса на новые компьютеры замедляет общее использование ископаемого топлива и энергии. Кроме того, восстановление гарантирует, что опасные элементы из электроники не попадут в грунтовые воды, угрожая безопасности окружающей среды и здоровью населения.
Исследование показывает, что программа Right to Repair («Право на ремонт») может сократить электронные отходы до 30 %39 . По другим оценкам, увеличение использования электрического и электронного оборудования на один год и увеличение его сбора на 10 % может сократить количество захороненных отходов электрического и электронного оборудования на 14,05 % для приборов контроля и мониторинга и на 93,93 % для дисплейного оборудования соответственно 40 . Это сокращение достигается за счет продления срока службы устройств и снижения потребности в новых продуктах, снижая спрос на сырье и энергию для производства. «Право на ремонт» призывает производителей предоставлять людям и предприятиям, занимающимся ремонтом электроники, доступ к сервисной информации и запасным частям. Законодательно закрепленное “право на ремонт” будет требовать от производителей предоставлять необходимую информацию тем, кто заинтересован в ремонте их продуктов.
Таким образом, потенциал сокращения потока электронных отходов в систему обращения с ними за счет увеличения срока службы и увеличения доступности ремонта – от 30% (от 450 тыс тонн).
2.4. Пищевые отходы
По некоторым оценкам, в 2020 г. в России было образовано 17,9 млн. тонн пищевых отходов, что составляет более 25 % от общего количества ТКО 41 . Основная часть (71 % ) этих отходов приходится на домашние хозяйства. В среднем россиянин выбрасывает около 88 кг еды в год. Оставшиеся 29 % приходятся на отходы, производимые розничной торговлей и предприятиями общественного питания.
По данным ТИАР-центра, в 2021 г. объем фудшеринга в России составил 7500 тонн продовольствия. В перспективе с помощью фудшеринг-сервисов организации розничной торговли и общепита могут спасать до 720 тыс. тонн продуктов ежегодно. Еще почти 280 тыс. тонн – потенциал “p2pфудшеринга”, платформ, где люди могут обмениваться остатками еды между собой. Дополнительная возможность для предотвращения отходообразования – передача продуктов с истекшим сроком годности на корм животным. В первую очередь речь о продуктах растительного происхождения (например, овощи и фрукты), образующихся в ретейле и общепите. Таким образом компании смогут снизить образование потока пищевых отходов, поступающих в систему обращения с ними еще на 1,97 млн тонн.
Однако не только фудшеринг помогает сократить образование пищевых отходов, важно поставить цели по сокращению образования пищевых отходов в % к базовому уровню их образования, поступающих в систему обращения с ними в пищевой промышленности и производстве, в розничной торговле, ресторанах, сфере общественного питания и домохозяйствах. Целевые решения по сокращению пищевых отходов, помимо фудшеринга могут выглядеть как продвижение «некрасивых» фруктов и овощей, отслеживание недобросовестной рыночной практики, уточнение маркировки дат.
Таким образом потенциал сокращения потока пищевых отходов, попадающих в систему обращения с отходами только за счет развития фудшеринга на 16%, от 3 млн тонн, дополнительный потенциал лежит в пищевой промышленности и производстве и в розничной торговле, ресторанах, сфере общественного питания и домохозяйствах от 20 до 40%.
3. Проекты Концепции минимизации образования отходов и Федерального закона “Об экономике замкнутого цикла”
В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» ППК РЭО разработала проект Концепции по минимизации образования отходов 42 , чтобы не доводить полезные ресурсы до этапа их обработки, утилизации и захоронения и продлевая срок жизни материалов. Проект концепции направлен на сокращение количества образующихся у россиян отходов и представляет собой серьёзный шаг к решению мусорной проблемы и внедрению принципов ЭЗЦ. Предлагаемые концепцией меры полностью соответствуют ФЗ-89 и приоритетным направлениям государственной политики по обращению с отходами.
При этом, в Стратегии развития самой ППК РЭО на период до 2026 и плановый период до 2030 отсутствуют мероприятия и ориентиры по достижению высших приоритетов государственной политики в области обращения с отходами: нет показателей по предотвращению образования отходов, нет финансовых показателей по инвестициям в эту сферу экономики, нет даже просветительских целей ППК в этой сфере.
Проект Концепции минимизации образования отходов включает в себя отказ от одноразовой упаковки, развитие многоразовых альтернатив, создание механизма залоговой стоимости на тару и упаковку, развитие фудшеринга и прочие положительные мероприятия. Такие меры могут быть реализованы в приоритетном порядке и на особо ценных природных территориях, например, на Байкале, что поможет снизить уровень его загрязнения пластиком.
Параллельно с разработкой Концепции минимизации образования отходов, и в рамках федерального проекта ”Экономика замкнутого цикла”, Минприроды России разрабатывается проект Федерального закона “Об экономике замкнутого цикла”, который должен помочь в реализации Концепции и заложить иные основы функционирования государства, бизнеса и общества, предотвращая потери природных ресурсов и закладывая основы новой экономики для улучшения качества жизни общества. В этом законе необходимо закрепить термин “Предотвращение образования отходов”, так как сейчас его использование неустойчиво, применяется разнородно и путанно участниками рынка.
Термин должен включать:
- соблюдение принципов экологического дизайна при проектировании производимой продукции (проектируемая долговечность, возможность многократного использования по назначению, ремонтопригодность, использование вторсырья, нетоксичных и возобновляемых материалов, возможность качественной материальной утилизации и компостирования);
- создание и развитие моделей предотвращения образования упаковки, отказ от производства и использования избыточных, не являющихся необходимыми, материалов (например, избыточная упаковка, использование товаров с очень коротким жизненным циклом, когда есть альтернатива использования товаров с более продолжительным жизненным циклом);
- повторное и многократное использование продукции и упаковки по прямому назначению;
- развитие моделей совместного потребления
- ремонт и восстановление продукции,
- подготовку к повторному использованию продукции по не прямому назначению.
Согласно приоритетным направлениям в области обращения с отходами, максимальное использование сырья и материалов, а также предотвращение образования отходов являются самыми основными мерами и стоят выше снижения класса опасности (раздельного накопления) и утилизации. Соответственно, предотвращение образования отходов не может являться следствием извлечения из потока отходов вторичных ресурсов и их дальнейшей утилизации.
"Предотвращение образования отходов” - это методы и меры, предпринятые до того, как вещество, материал или продукт превратились в отходы и поступили в систему обращения с отходами (раздельное накопление, обработка, извлечение вторичных ресурсов, утилизация, компостирование). Они направлены на уменьшение количества образуемых отходов в целом, их опасности и токсичности. Важно помнить, что предотвращение образования отходов НЕ является переработкой отходов. Основная цель предотвращения - трансформировать процесс производства и потребления так, чтобы отходы, поступающие в систему управления отходами, не появлялись или их появилось меньше. Простой пример - замена одноразовой посуды на многоразовую или фудшеринг вместо вывоза пищевых отходов на полигон или компостирование.
Подготовлено Постоянной комиссией по экологическим правам СПЧ
4 https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%98.%D0%AD..pdf
15 https://zerowasteeurope.eu/press-release/press-release-independent-analysis-reveals-reusable-packaging-up-to-85-more-climate-friendly-than-single-use/
17 https://rethinkplasticalliance.eu/wp-content/uploads/2021/07/Realising-Reuse-Final-report-July-2021.pdf
18 https://rethinkplasticalliance.eu/wp-content/uploads/2021/07/Realising-Reuse-Final-report-July-2021.pdf
19 https://environment.ec.europa.eu/system/files/2022-11/Impact%20assessment%20accompanying%20the%20proposal%20-%20part%202.pdf
20 https://environment.ec.europa.eu/system/files/2022-11/Impact%20assessment%20accompanying%20the%20proposal%20-%20part%202.pdf
26 https://environment.ec.europa.eu/system/files/2022-11/Impact%20assessment%20accompanying%20the%20proposal%20-%20part%202.pdf
29 https://ellenmacarthurfoundation.org/circular-examples/a-reusable-drinks-bottle-design-formultiple-brands-universal-bottle;https://www.retorna.org/mm/file/PwCStudy_reading_version.pdf
34 https://emf.thirdlight.com/file/24/IwnEDbfI5JTFoAIw_2QI2Yg-6y/A-New-Textiles-Economy_Summary-of-Findings_Updated_1-12-17.pdf
37 РЭО: на каждого россиянина приходится 16 кг отходов одежды ежегодно // ППК Российский экологический оператор, февраль 2024