ПК 1 - по развитию институтов гражданского общества

Дополнительно

Мнение Александра Передрука, юриста Московской Хельсинкской Группы относительно одновременного применения статей 19.3 и 20.2 КоАП.

Определение Верховного суда по делу о ликвидации Межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация"

Исследование "Левада-Центра" о законе "О некоммерческих организациях"

"Агенты народа. Четыре года действия закона об "иностранных агентах" Доклад Amnesty International

Доклад Специального докладчика Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о положении правозащитников

Мотивированное решение Арбитражного суда по МОФ "ГОЛОС-Урал"

Исследование Экспертного совета по законодательству об НПО Совета Европы по теме "Регулирование политической деятельности неправительственных организаций" (на английском языке)

Заключение Экспертного совета по законодательству об НПО Совета Европы по Федеральному закону от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о "нежелательных" организациях"

Заключение Комиссара по правам человека Совета Европы Нилса Муйжниекса о законодательстве и правоприменительной практике в Российской Федерации в отношении некоммерческих организаций

Статья в газете "КоммерсантЪ": Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов о том, как перестроить третий сектор. "Я был удивлен, в каком разобранном состоянии находится сфера НКО"

Решение Советского районного суда города Нижний Новгород по заявлению Комитета против пыток о признании незаконным представление прокурора о признании Комитета "иностранным агентом" (3 апреля 2015 года)

Доклад "Ресурсного правозащитного центра", анализирующий правоприменительную практику закона "об иностранных агентах"

17 февраля 2015 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации"

Обращение экологических организаций к министру юстиции Российской Федерации об изменениях в законодательство о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранных агентов и ответ Министерства юстиции Российской Федерации

Проект Указа Президента Российской Федерации "О государственных премиях Российской Федерации за выдающиеся достижения в правозащитной деятельности и за выдающиеся достижения в благотворительной деятельности", разработанный Министерством юстиции Российской Федерации

Доклад Межрегиональной ассоциации правозащитных объединений "Агора" о результатах проверок НКО в 2013 г.

Предложения экспертов Комитета гражданских инициатив по внесению изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", направленные на конкретизацию понятия и статуса некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, 06.09.2013

Заключение Комиссара Совета Европы по правам человека о законодательстве Российской Федерации о НКО с учетом стандартов Совета Европы, 22 июля 2013 г.

Рекомендации рабочей группы Общественного совета при ГУВД г.Москвы по обсуждению инцидента, произошедшего в связи с конфликтом вокруг офиса ООД "За права человека", 10 июля 2013 г.

Статья Михаила Федотова "К вопросу о понятии "иностранный агент" в российском праве"

Приоритетные направления деятельности Постоянной комиссии по развитию НКО :

1. Защита прав НКО, ограничение незаконного вмешательства в их деятельность.

Под защитой прав НКО подразумевается рассмотрение обращений и жалоб от организаций о нарушении их прав на допуск к рынку социальных услуг, о незаконном недопущении к конкурсам на предоставление субсидий, о противоправном выдворении из занимаемых помещений, об избыточном вмешательство в их деятельность со стороны контролирующих органов, о незаконном приостановление деятельности и т.д. В случае подтверждения информации из обращений и жалоб, предоставление НКО юридической и иной помощи в отстаивании прав.

2. Совершенствование норм законодательства, регулирующих отнесение организаций к «иностранным агентам» и предъявляемые к ним требования, содействие формированию позитивной правоприменительной практики.

Работа будет выражаться в анализе подзаконных актов, мониторинге применения законов 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» и 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и их последствий для организаций, проведении общественных слушаний совместно с Общественной палатой РФ и другими заинтересованными сторонами, подготовке рекомендаций. Кроме того, группа займется подготовкой поправок в законодательство.

3. Совершенствование налогообложения НКО и правоприменительной практики.

Работа будет заключаться, с одной стороны, в мониторинге результатов налоговых проверок некоммерческих организаций и, с другой, в разработке предложений по изменению законодательства, по-разному толкуемого представителями профильных ведомств. Также в рамках этого направления будет проработан вопрос о целесообразности принятия специальной главы Налогового Кодекса Российской Федерации "Налогообложение некоммерческих организаций" и другие инициативы в области налогообложения НКО и благотворителей.

4. Работа над обновлением законодательства о некоммерческих организациях.

Работа будет проводиться поэтапно. Вначале будет проведена серия обсуждений концепции законодательства об НКО с различными заинтересованными сторонами. После анализа наработок этого этапа начнется работа над текстом законопроекта (законопроектов) с учетом возможных изменений в конструкции Гражданского кодекса РФ.

5. Устранение дискриминационных барьеров по участию НКО в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, содействие участию НКО в профилактике социальных проблем и общественному контролю.

В развитых странах НКО играют важную роль в качестве поставщиков социальных услуг. То, что мы называем социальным заказом (государственный и муниципальный заказ и субсидии в целом некоммерческим организациям) составляет там 10–15% бюджетного финансирования отрасли. В России в настоящее время предоставление населению подавляющей части государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется на основе сети государственных и муниципальных учреждений. Монополизм в системе оказания государственных услуг и выполнения работ негативно сказывается как на качестве социальных услуг, так и на финансово-экономической устойчивости самих НКО.

Работа будет заключаться как в снятии законодательных барьеров по участию НКО в соцзаказе, так и в содействии включению НКО в профилактику социальных проблем и общественный контроль, на первом этапе - в пилотных регионах.

6. Во взаимодействии с Рабочей группой по вопросам совершенствования законодательства РФ об НКО, возглавляемой В.Володиным, обсуждение и продвижение новых законодательных актов, необходимых для развития гражданского общества, устранение законодательных препятствий на пути этого развития.