Общественный контроль предлагают усилить: что нам доверят проверять?

21 декабря 2016

акон есть, а толку от него немного — так многие чиновники отзываются о законе "Об основах общественного контроля". Чтобы хоть как-то реанимировать его, в президентском Cовете по правам человека решили создать должности общественных инспекторов. Лайф проанализировал предлагаемые поправки, чтобы понять, насколько эффективным будут "народные контролёры" и найдётся ли им место в сложившейся системе государственных институтов.

 

"Общественный контроль — убит" — об этом постоянно твердят члены президентского Совета по правам человека. Причём убит, несмотря на действующий федеральный закон "Об общественном контроле", который несколько лет назад готовили эти же правозащитники. Документ всё-таки не выдержал критики: не работает "в полном объёме", говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, поясняя, что в законе необходимо прописать санкции для должностных лиц за его нарушение. Глава СПЧ Михаил Федотов признавался: закон действует, но там "нужно кое-что дополнять, в частности, там есть одна маленькая статья о самых низовых структурах общественного контроля — это общественные инспекции и группы общественного контроля".

 

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин
 

Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин

 

— У нас это работать не может, потому что нет законодательной базы, одна маленькая статья ничего не может решить, — говорил Федотов.

В распоряжении Лайфа оказался законопроект "Об общественном контроле" в новой редакции, подготовленной правозащитниками. В конце недели (22 декабря) члены СПЧ вместе с чиновниками, экспертами и представителями НКО планируют обсудить и утвердить эти предложения, которые, кстати, теперь подводятся под конституционную правовую базу, что поможет выстроить концепцию правового регулирования в данной сфере. Одновременно права россиян на участие в общественном контроле согласуют с аналогичным правом на участие в управлении делами государства.

На страже общественных интересов

Первое, что, по сути, хотят изменить правозащитники, — ввести в закон новое понятие "общественные интересы", а также дать ему полноценное определение и уточнить правовое содержание. Для этого в закон предлагается добавить новые статьи. Согласно изменениям, общественный контроль будет определяться как деятельность, соответствующая общественным интересам, нацеленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией благ и ценностей. При этом общественный контроль вне политики, за исключением тех случаев, когда он осуществляется партиями или теми объединениями, которые преследуют политические цели.

Государственные органы и коммерческие организации будут обязывать учитывать результаты проверок "народных инспекторов". Государству же придётся оказывать содействие общественному контролю, в том числе и путём предоставления субсидий и грантов.

Фото: РИА Новости/Екатерина Штукина
 

Фото: РИА Новости/Екатерина Штукина

 

Кстати, на субсидии и гранты смогут претендовать как правозащитник, так и простые россияне: в законе расширили перечень структур, которые могут заниматься общественным контролем. Среди них: граждане России в индивидуальном порядке, объединения граждан, консультативные органы при Президенте РФ (речь идет о президентских советах. — Прим. ред.), экспертно-консультативные органы при правительстве, палатах Федерального Собрания, органах судебной власти и прокуратуры. Кроме того, контроль вверят общественным наблюдательным комиссиям и общественным инспекциям, группам общественного контроля и иным структурам общественного контроля.

По следам советских народных контролёров 

Говоря о контроле, СПЧ предлагает создать специальные группы, практически по аналогии с теми, которые были в советские годы еще 34 года назад. Они смогут помогать следить за выполнением законодательства, защищать права свободы человека и гражданина, учитывать общественные интересы, права, а также законные интересы объединений граждан в деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций , иных органов и организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

При этом так называемые народные контролёры будут создаваться по инициативе самих заинтересованных людей либо объединений с использованием специального интернет ресурса — сайта, аналогичного порталу Госуслуг. 

 

Проверять контролёры смогут чиновников различного уровня, государственные и муниципальные организации и иные органы, у которых есть государственные и публичные полномочия. Но только по тематике, которая имеет общественную значимость и (или) представляет угрозу общественным интересам.

 

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников
 

 

Для того чтобы общественный контроль не превратился  в самоуправство, будет создана федеральная государственная информационная система (так называемая система "электронной демократии"). Выглядеть система будет как портал, куда будут собирать, обрабатывать, накапливать, хранить, искать и передавать информацию о деятельности контролёров и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля. Любой активный пользователь Сети сможет присылать на этот портал свои обращения, там они будут обработаны и размещены. Там же будут публиковаться ответы на обращения и другая информация о работе с обращениями граждан и их объединений.

За разработку подобного сайта будет ответственно правительство. Вмешиваться в работу ресурса чиновникам или другим структурам, связанным с государственной и публичной деятельностью, будет категорически запрещено.

На портале будут размещены персональные данные проверяющих, внесённые на добровольных началах, информация о ходе и о результатах осуществления общественного контроля, также данные о деятельности органов госвласти, которая как раз-таки и является объектом общественного контроля. При этом пользоваться электронной системой демократии смогут все желающие, все персональные данные пользователей будут защищены законом. 

В поправках отмечается: любому желающему для того, чтобы зарегистрироваться, просто придётся указать адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта. Тому, кто правильно пройдёт процедуру регистрации, будет присвоен идентификационный номер и будет дана возможность пользоваться личным кабинетом, а также создать личную интернет-страничку. Общественные инспекторы на своих страничках обязательно должны опубликовать сведения об имеющихся профессиональном опыте, знаниях и квалификации.

Кстати, само распространение информации об общественном контроле будет осуществляться на основе открытой лицензии в порядке, установленном российским гражданским законодательством.

В случае если поправки будут приняты, общественники смогут решить такие проблемы как, к примеру, согласование проектов масштабной застройки территории Новой Москвы и Московской области в долине Москвы-реки, которые у правозащитников вызывают большие опасения. Поскольку проводимая градостроительная политика, по их мнению, может подорвать основы экологической безопасности столичного региона, ставит под угрозу его жизнеобеспечение и, как следствие, может представлять угрозу для национальной безопасности. 

Эксперты вместе с тем отмечают что существует немалая опасность злоупотреблений при реализации предлагаемого института общественного контроля. Не исключены ситуации, при которых те или иные группы интересов, включая недобросовестный бизнес, могут использовать создаваемый портал в целях давления на конкурентов и инициирования информационных "вбросов" с целью подорвать репутацию.

В случае одобрения инициативы необходимо обеспечить прозрачность при рассмотрении жалоб, а также предусмотреть ответственность за ложные и необоснованные жалобы. Вместе с тем институт общественных контролёров важен в качестве меры по легитимизации позитивных общественных импульсов и обеспечения обратной связи между государством и обществом, а также бизнесом, что особенно важно на местном уровне, где и происходит большая часть злоупотреблений и нарушений законодательства.