Проблемы НКО

Стартовала работа по внедрению дополнительных мер поддержки НКО

25 марта состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере некоммерческих организаций при Комитете Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам религиозных объединений. Работа группы была посвящена мерам поддержки НКО в условиях санкций.
25 марта 2022

265A2D92-8C25-49F8-8B70-98BC5C55EC38.jpeg

Участие в заседании приняла член рабочей группы, председатель постоянной комиссии СПЧ по развитию гражданского общества и НКО, директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. Она прокомментировала направленный от СПЧ в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина и главы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольги Тимофеевой перечень дополнительных мер по поддержке социально ориентированных НКО.

Всего пакет предлагаемых мер содержит более 40 предложений – это введение временных налоговых и таможенных льгот для СО НКО, предоставление субсидий и льготных кредитов, а также дополнительные меры поддержки работников СО НКО и пр.

Председатель комиссии объяснила основы подхода, почему такого рода меры были предложены, и обратила внимание коллег на важные аспекты поддержки некоммерческого сектора, которые следует предусмотреть в первую очередь:
1) Необходимо создать препятствия уменьшению социальной полезности деятельности НКО, которые оказывают поддержку незащищенным группам населения и людям множественной уязвимости. Речь об НКО, которые оказывают социальные услуги, социальное питание, социальное сопровождение проживания (убежища, социальные хостелы и т.д.), но не имеют для этого правового статуса.

2) Подстройка мер поддержки, чтобы обеспечить период адаптации к наиболее сложным временам. Так, например, в мероприятиях финансовой поддержки НКО предусмотреть субсидии на компенсацию издержек на коммунальные платежи для организации, которые реализуют благотворительные программы.

3) Создать стимулы для поддержки негосударственными субъектами, которые осуществляют пожертвования для НКО. В перечне целый цикл разных предложений, в том числе, возможность для СМП поднятия пожертвований в пользу НКО с 1 до 2% и т.д.

4) Уменьшение неблагоприятных последствий для пострадавших организаций. Речь об упрощенной процедуре ликвидации НКО. Риски избежать такая мера не поможет, но для многих сократит последствия (штрафы, иные издержки). Необходимо также предоставить возможность создать НКО статус временного приостановления деятельности. Сохранить команду и сохранить организацию в новых условиях важнее, чем закрыть ее по существующему сейчас законодательству. Создание специального статуса на период адаптации позволит, не закрывая организацию, сохранить историю НКО и восстановить, когда это будет возможно.

5) Связывание мер поддержки НКО с мерами отраслевых поддержек других субъектов. Такую цепочку можно выстроить, например, в случае с предложениями по поддержке IT-отрасли: обеспечить НКО субсидированный доступ к программным услугам, программным продуктам, к коммуникации, к хранилищам, которые сейчас будут создавать российские IT. Такой доступ одновременно станет поддержкой для IT-отрасли и субсидированной поддержкой для НКО.

6) Уменьшение стоимости взаимодействия с государством, одновременно уменьшая закон о непослушании. Уменьшение барьеров и ограничений должны быть соразмерны тому, как возникают новые обстоятельства. Отсюда возникли такие предложения как уменьшение стоимости электронной подписи для взаимодействия с государством для НКО; в случае инфляционного давления – пересмотр увеличения предельной суммы дохода; возможность использовать упрощенную систему налогообложения и т.д.

7) Меры поддержки работников НКО. Важно предусмотреть те же меры поддержки, как и для других форм деятельности – бизнеса и подведомственных учреждений, которые осуществляют аналогичную деятельность в тех же отраслях экономики. Это могут быть места в детских садах, ясельных группах, летний отдых и оздоровление детей сотрудников НКО и т.д.. Так же в качестве меры поддержки работников НКО может стать упрощение перехода сотрудника НКО в статус самозанятого, в случае, если организация и сам работник готовы именно таким образом сохранить своё взаимодействие.

Все озвученные в ходе заседания рабочей группы будут сведены в единый лист. После чего начнется непосредственная работа с ведомствами для проработки каждого из предложений и определению тех мер, которые наиболее конкретные и которые можно быстро реализовать. Следующее заседание рабочей группы состоится в апреле.