На заседании под председательством Ольги Голодец разобрали предложения СПЧ в отношении пенитенциарной системы

16 августа 2016

На заседании под председательством Ольги Голодец разобрали предложения СПЧ в отношении пенитенциарной системы

Вчера под председательством вице-премьера Правительства России Ольги  Голодец  состоялось совещание по исполнению Федеральной службой наказания России поручений в связи с рекомендациями СПЧ по итогам выездного заседания в Свердловской области. С участием Андрея Бабушкина и Марии Каннабих было рассмотрено более двадцати предложений правозащитников.

Вчера, 15 августа, под председательством вице-премьера Правительства России Ольги  Голодец  состоялось совещание по исполнению Федеральной службой наказания России поручений в связи с докладом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам выездного заседания в Свердловской области. 

Так как рекомендации касались не только Свердловской области, но и пенитенциарной системы  в целом, в совещании  прияли участие первые заместители министров труда, здравоохранения и внутренних дел, временно исполняющий обязанности первого заместителя директора ФСИН России, руководители правового и медицинского управления ведомства. Позицию СПЧ представляли Андрей Бабушкин и Мария Каннабих.

В ходе совещания были рассмотрены более двадцати рекомендаций, которые выдал Совет.

В ходе докладов и дискуссий выяснилось, что:
-  ФСИН России и Минобрнауки закончили работу над приказом об образовании заключенным, в соответствии с которым несовершеннолетние в СИЗО смогут полноценно учиться, а не заниматься "самообразованием",
- ФСИН  подготовит методические рекомендации по сотрудничеству с ОНК, которые будут предусматривать приглашение  председателя ОНК на  подведение итогов в территориальных управлениях ведомства, встречи начальников управлений  с членами ОНК, порядок реагирования на обращения экстренного характера;
- новая редакция постановления Правительств РФ № 54,  которую не могут принять уже почти три года, за две недели будет направлена Минздравом в Правительство России;
- ФСИН России и правозащитники уточнят порядок ночных посещений  колоний и СИЗО членами ОНК;
- ФСИН  России разработает алгоритм контроля со стороны помощников по правам человека и начальников учреждений за тем, чтобы заключенные, обратившиеся в ОНК, не подвергались преследованиям, а прокуратура даст указание  прокурорам об особом контроле за судьбой таких лиц;
-ФСИН России возьмет под контроль работу палат интенсивной терапии медчастей и  дежурства врачей  в выходные и праздничны дни, а также расширение  практики назначения заключенным, страдающим тяжкими заболеваниями, дополнительных передач.


Комментарий Андрея Бабушкина

Когда речь зашла об "активе", то есть заключенных, которые от имени администрации осуществляют контроль за поведением других осужденных, и чаще всего делают это методами, принятыми в преступном мире, Голодец сильно удивилась.  "Объясните, а что в этом плохого?" - спросила она меня.  Вместе с представителями ФСИНа мы рассказали ей о том, чем, как  правило, заканчивается "перевоспитание через актив". "Теперь понятно", - согласилась она с нами.

Особенно поразило Ольгу Юрьевну то, что суды отказывают в освобождении сотням умирающих заключенных, некоторых из которых можно было бы спасти, окажись они на свободе. С этим и связан такой жесткий срок поручения по 54 постановлению – 2 недели.

Я не удержался от того, чтобы  проинформировать Голодец и Минздрав о двух проблемах с московским здравоохранением:  недоработанностью системы ЕМИАС,  что буквально парализует работу  поликлиник, и о практике некоторых московских поликлиник, которые для того, чтобы создать искусственное впечатление о благополучии с узкими специалистами, придумали  направлять пациентов к нужным им специалистам уже не через терапевта, что само по себе – большая глупость, а комиссионо. Первый заместитель министра здравоохранения попросил меня срочно направить об этом письмо на его имя.


 

Извлечение из Рекомендаций Совета по итогам выездного заседания в Свердловской области

 

VIII. По обеспечению прав лиц, осужденных к лишению свободы, совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений, органов полиции и ФСИН

В данной части Совет рекомендует:
Правительству Свердловской области рассмотреть вопросы: принятия регионального закона Свердловской области «О поддержке институтов общественного контроля в Свердловской области», предусмотрев в нем, в частности, компенсацию затрат членов ОНК на осуществление деятельности по общественному контролю в подведомственных учреждениях;
поддержки деятельности Некоммерческого партнерства «Бюро по  трудоустройству лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию», предоставив ему помещение для осуществления деятельности (помещение обещают предоставить в течение 12 лет);
содействия в предоставлении помещений отделам полиции Екатеринбурга и Нижнего Тагила, находящимся в наиболее бедственном положении:
- отделу полиции № 20, которому было выделено помещение по адресу  ул. Проселочная д. 48 (отремонтирован 1 этаж, второй этаж не отремонтирован), 27 лет не решается вопрос о переводе данного отдела из жилого дома по адресу Дружинина д. 20. В результате 66 сотрудников вынуждены вести служебную деятельность в 5 квартирах;
- отделу полиции № 14 г. Екатеринбурга, здание которого признано аварийным в 2006 г.;
- завершению строительства и вводу в действие ИВС ОВД г. Невьянска, который не удается достроить с 1993 г.
строительства дороги от г. Лозьва к пос. Надымовск, где находится ЛИУ № 58 (60 км).

Федеральному фонду социального страхования Российской Федерации и МВД России обеспечить выдачу сотрудникам полиции полисов обязательного медицинского страхования;

МВД России:     
распространить на другие регионы Российской Федерации положительный опыт полиции Свердловской области:
- по быстрой доставке в судебное заседание лиц, привлекаемых за правонарушения, предусматривающие административный арест (ОП № 14 Екатеринбурга);
- по использованию электронного экрана для информирования административно арестованными;
- по оборудованию входной группы перилами и кнопкой вызова сотрудника для маломобильных групп населения;
- по размещению настенного освежителя воздуха в помещениях для задержанных (ОП № 14 Екатеринбурга);
- по записи в Книге учета доставленных о принесении извинений при необоснованном доставлении гражданина (ОП № 14 Екатеринбурга);

В помещениях органов внутренних дел:
- заменить  на стенах камер барельефную штукатурку на гладкое оштукатуривание;
- в книге выдачи сухих пайков и постельных принадлежностей указывать фамилию сотрудника, который их выдал.

ГУ ФСИН Свердловской области рассмотреть вопросы:
- более активного сотрудничества с институтами гражданского общества, в т.ч. с ОНК;
- искоренения практики недопуска членов ОНК в колонии;
- прекращению воспрепятствования использованию членами ОНК приборов измерения микросреды и фотофиксации;
- прекращению практики преследования лиц, обратившихся с жалобами в ОНК (ИК-54);
- обеспечения для защиты прав пациентов обследования проходящих лечение туберкулезных больных врачами - специалистами по сопутствующим заболеваниям, развитие которых связано с курсом лечения, например, лор-врачом;
- создания хосписа для помещения освобождаемых из мест заключения, которым негде жить после освобождения;
- обеспечения при организации воспитательной работы с осужденными наличия ставки начальника отряда на каждый отряд (в ИК № 2 на 14 отрядов приходится лишь 10 начальников отрядов);
- исключения из практики работы учреждений создания и использование т.н. «актива» (ИК №№ 54, 2, 47);
- прекращения практики нарушения прав адвокатов при проведении ими проверки по жалобам осужденных;
- при отказе осужденных от жалоб, направленных ими в ОНК, организовывать совместное посещение таких лиц членами ОНК, представителями Аппарата Уполномоченного по правам человека и ГУФСИН Свердловской области;
- улучшения работы медчастей в ЛИУ № 58, где отсутствует начальник медицинской части и рентгеновский аппарат, и в ИК № 53, где в штате медчасти остро не хватает врачей;
- исключения из практики учреждений Свердловской области не предусмотренных законом запретов и методов воздействия:
- пристегивание наручниками к решетке (ИК №№ 5 и 6);
- принуждение осужденных в присутствии посторонних лиц не смотреть им в лицо, при  нахождении в строю не смотреть на сотрудников администрации.

ФСИН России:
1) сохранить и развивать ФКУ ИК № 56 (Черный беркут), предназначенную для отбытия наказания лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, или ранее осужденных к расстрелу; провести совещание начальников колоний для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, для изучения положительного опыта ИК-56;
2) принять меры по радикальному снижению смертности в ЛИУ № 51 и больнице ИК № 2 ГУФСИН России по Свердловской области, а именно:
- оборудовать в каждом отделении больницы палаты интенсивной терапии; эффективно использовать данные палаты для размещения тяжелых больных;
- оборудовать больничные палаты кнопками вызова;
- обеспечить работу психологов с больными, имеющими отрицательную установку на лечение;
- производить замену схем лечения больным, у которых назначенная схема вызывает негативное влияние на состояние здоровья, в связи с чем они отказываются от лечения;  
- не ставить освобождение по болезни в зависимость от согласия родственников принять тяжело больного осужденного; при  отсутствии согласия родственников направлять тяжело больных в больницы Минздрава;
- ускорить  проведение исследования больных с тяжкими патологиями;   
- взять под особый контроль развитие заболеваний у лиц с низким иммунным статусом;
- при  поступлении из СИЗО лиц, подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3, незамедлительно информировать об этом обвинение, суд, прокуратуру, защиту, Минздрав области;
- усилить состав медицинских работников, работающих в выходные и праздничные дни.  
3) Создать приемлемые материально-бытовые условия для отбытия наказания, обеспечив:
- не менее 1 туалетной кабинки и 1 раковины на 15 человек;
- 1 холодильника на 25 человек;
- питьевой воды;
- ношение тапочек лицами, водворенными в ШИЗО;
- обеспечить наличие в каждом отряде нескольких телевизоров;
- нормальный температурный режим в жилых помещениях и столовых.
4) В локальных участках исправительных и лечебно-исправительных учреждений:
- оборудовать спортивные уголки;
- установить достаточное количество скамеек;
- в тех учреждениях, где отсутствует озеленение локальных участков, произвести их озеленение.
5) Обеспечить разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРИ) для всех инвалидов, находящихся в УИС, наполнение программы реальными и значимыми реабилитационными мероприятиями, выдачу копии ИПРИ инвалиду.
6) Обеспечить направление в Бюро МСЭ всех лиц, имеющих признаки инвалидности (например, с 2012 г. не представляется на МСЭ осужденный Михеев, не имеющий 2/3 желудка).
7) Привести критерии инвалидности в соответствие с законодательством о социальной защите инвалидов, в том числе:
-  не рассматривать в качестве лиц, у которых имеет место бациловыделение, в качестве не имеющим ограничение по трудоустройству;
- не рассматривать лиц, у которых суммарная оценка степени нарушения функции организма составляет 60 %, как имеющих умеренные нарушения.      
8) Предусмотреть возможность создания Попечительского совета  при домах ребенка женских колоний.
9) Восстановить  работу столовых для сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области, а также столовых в  учреждениях ГУФСИН области.

Комитету Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству  рассмотреть вопросы:   
- внесения изменения в ст. 10 УИК РФ, обеспечив возможность переписки осужденных с другими лицами на родном языке,
- внесения изменения в Федеральный закон «О полиции», предусмотрев возможность строительства и ремонта зданий органов внутренних дел за счет региональных и местных бюджетов ГУ ФСИН Свердловской области, прокуратуре Свердловской области, ГУВД Свердловской области, Гласному следственному управлению Следственного комитета Свердловской области рассмотреть вопрос создания совместной группы для проверки заявлений осужденных о вымогательстве у них денег, в том числе так называемыми «активистами».