Генпрокуратура выявила более 260 случаев незаконного снятия с учета очередников на получение жилья в столице

Имели место случаи неправомерного определения уровня обеспеченности жильем очередников, когда в суммарную площадь включали не принадлежащие им метры; снятия с учета граждан, проживавших в комнатах и коммуналках бывших ведомственных общежитий; снятия с учета граждан за то, что у них есть дачные, садовые или деревенские дома.

10 июля 2015

Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратура города Москвы провели проверку исполнения федерального законодательства при снятии граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в столице, с учета нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что в основном граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Вместе с тем в деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его правопреемника - Департамента городского имущества г. Москвы выявлены неоднократные нарушения.

Так, имели место случаи неправомерного определения уровня обеспеченности жильем очередников, когда в суммарную площадь включали не принадлежащие им метры; снятия с учета граждан, проживавших в комнатах и коммуналках бывших ведомственных общежитий; снятия с учета граждан за то, что у них есть дачные, садовые или деревенские дома.

Кроме того, было выявлено, что, в нарушение части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с жилищного учета в 2012-2013 годах снята 101 семья, отказавшаяся от предлагаемых им жилых помещений, не отвечающих предъявляемым требованиям.

Всего в ходе настоящей проверки и проведенных прокурорами в период с 2012 по 2014 год надзорных мероприятий установлено более 260 нарушений закона в указанной сфере. 

Напомним, поручение Генеральной прокуратуре провести такую проверку было дано Президентом России Владимиром Путиным по итогам встречи с Советом, на которой член СПЧ, председатель временной рабочей группы по доступному жилью Евгений Бобров представил доклад по итогам правового анализа практики снятия очередников с жилищного учета, выявившего массовые нарушения.

 

Информация о результатах проверки правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуратуры г. Москвы проведена проверка исполнения федерального законодательства при снятии граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, с учета нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.

В анализируемый период Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и его правопреемником - Департаментом городского имущества г. Москвы (далее - департамент) с жилищного учета снято 39 923 семьи (134 368 человек).

Результаты проверки свидетельствуют о том, что в основном граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Вместе с тем в деятельности департамента выявлены неоднократные факты нарушения прав граждан на получение жилья.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на жилищный учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, если основания их постановки на учет утрачены не в связи с их действиями. В нарушение указанных требований закона департаментом снимались с жилищного учета граждане, проживавшие в комнатах в коммунальных квартирах коридорного типа, ранее имевших статус ведомственных общежитий. Несмотря на то что фактически жилищные условия таких граждан не изменились, они рассматривались как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления в связи с включением в площадь занимаемых ими жилых помещений мест общего пользования таких квартир. В ходе проверки прокурорами в суды направлено 43 заявления в защиту жилищных прав граждан указанной категории.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вопреки данным требованиям имели место случаи неправомерного определения департаментом уровня обеспеченности жильем очередников, при котором учитывалась суммарная общая площадь жилья, принадлежащего на праве собственности либо ином правовом основании лицам, не являющимся очередниками либо членами семьи последних. Например, в 2013 году Пресненским районным судом удовлетворено исковое заявление прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы в интересах семьи гражданина о признании незаконным распоряжения департамента о снятии с жилищного учета и обязании восстановить семью на учете. При расчете приходящейся на каждого члена семьи площади жилого помещения департаментом были учтены жилые помещения, находящиеся в собственности жен сыновей гражданина, которые в занимаемое его семьей жилище не вселялись и на жилищном учете не состояли.

Департаментом допускались случаи снятия граждан с жилищного учета в связи с наличием у них в собственности дачных, садовых либо деревенских домов, не являющихся жилыми помещениями по смыслу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине непригодности для постоянного проживания. К примеру, в 2014 году судом удовлетворено исковое заявление прокуратуры Юго-Восточного административного округа г. Москвы в интересах семьи гражданина, снятой с учета в связи с наличием в собственности дома в садовом товариществе «Зеленый клин» Наро-Фоминского района Московской области, который жилым не признан.

В нарушение части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепившей исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, департаментом со ссылкой на нормы Закона г. Москвы от 14.06.2009 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее - Закон № 29) с жилищного учета в 2012-2013 годах снята 101 семья, отказавшаяся от предлагаемых им жилых помещений, не отвечающих предъявляемым требованиям. Несмотря на то что в настоящее время Закон № 29 приведен в соответствие федеральному законодательству, исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав граждан органами исполнительной власти г. Москвы не приняты. В связи с этим по результатам настоящей проверки прокуратурой города 12.02.2015 заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, Мэру Москвы направлено соответствующее информационное письмо.

Всего в ходе настоящей проверки и проведенных прокурорами в период с 2012 по 2014 год надзорных мероприятий установлено более 260 нарушений закона в указанной сфере. С учетом неоднозначной судебной практики защита жилищных прав граждан преимущественно осуществлялась в рамках гражданского судопроизводства. В целях устранения нарушений в суды направлено 90 исковых заявлений, внесено 10 представлений.

Генеральная прокуратура Российской Федерации