Евгений Бобров представил основные предложения СПЧ по проблемам формирования в России фонда доступного жилья

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров сегодня выступил с основным докладом на специальном заседании по теме "Повышение доступности доступности жилья для россиян". Предлагаем вниманию полный текст его выступления. 

14 августа 2018

ДОКЛАД

заместителя председателя СПЧ Евгения Боброва по проблеме формирования в России фонда доступного жилья и жилищного обеспечения социально приоритетных категорий граждан

Длительная недоступность жилья порождает необустроенность тысяч семей социально приоритетных категорий населения: инвалидов, многодетных, сирот, жителей непригодного для проживания жилья, бывших ведомственных общежитий и других.

Отсутствие у подавляющего большинства семей россиян средств на первоначальный взнос, небольшая зарплата и высокая безработица не позволяют им воспользоваться ипотечным жилищным кредитованием, которое сейчас является по существу единственным успешно реализуемым государством проектом.

Терпимое отношение федеральных и региональных органов власти к коммерциализации государственной жилищной политики путем сращивания бизнеса и власти с неисполнением требований законодательства и поручений Президента РФ по обеспечению доступности жилья, преодоления монополизма и картелизации в строительной сфере привели к провалу реализации госпрограммы «Жильё для российской семьи», т.к. допущенные к строительству участники не захотели отказываться от сверхприбылей коммерческой застройки.

Следует отметить и явную недостаточность социальной ответственности Единого института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ, который вместо реализации своей основной задачи - комплексной поддержки жилищного сектора России и повышения доступности жилья для всех категорий населения страны, включая социально приоритетные и социально незащищенные, занимается в основном, продажей земельных участков, развитием ипотечного кредитования и формированием комфортной городской среды.

По информации Счетной палаты РФ [1] АО «АИЖК» (в настоящее время - АО «ДОМ.РФ») необоснованно сокращало объемы поддержки социально приоритетных категорий населения в целях максимизации прибыли и сохранения высокого кредитного рейтинга агентства.

Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйства [2] обратил внимание руководителя АИЖК на недопустимость финансирования и реализации программ строительства наемного жилья бизнес-класса при практическом отсутствии аналогичных программ для граждан с невысоким уровнем дохода, что не соответствует подпункту «д» пункта 2 указа Президента от 7 мая 2012 г. № 600.

В этих условиях застройщики, и особенно крупные, работают только по ипотеке, наживаясь с банками и страховыми компаниями на сверхприбылях коммерческой застройки.

В результате более половины россиян не могут решить жилищную проблему самостоятельно. Если семьи с невысоким уровнем дохода не признаны малоимущими, не приняты на жилищный учет и не имеют первоначального взноса на ипотеку, то фактически никаких реальных вариантов улучшения жилищных условий у них нет.

Очередникам после отстаивания на жилищном учете в среднем более 20 лет предоставляется жилье по договору социального найма. Основная проблема соцнайма помимо низкого порога малоимущности – отсутствие строительства социального жилья вообще либо его нехватка в большинстве регионов России. Так, в Дагестане за последние 4 года не предоставлено ни одной квартиры по соцнайму. А в Республике Тыва в прошлом году не предоставлено ни одной квартиры сиротам из спецжилфонда. И никто не наказан!

Быстрое и малозатратное для бюджета формирование фонда доступного жилья, и прежде всего – некоммерческого использования, возможно путем приоритетного развития института срочного жилищного найма.

Имеются все условия для развития рынка наемного жилья в наиболее экономически стабильных регионах с высоким уровнем жилищных потребностей и возможностями мобилизации частных и бюджетных инвестиций для строительства наемных домов.

Рабочей группой предлагаются следующие основные направления формирования фонда доступного жилья:

1. строительство доступного стандартного жилья с развитием сегмента наемного и эффективной поддержкой социально приоритетных категорий граждан путем развития форм содействия улучшению жилищных условий;

2. повышение эффективности использования пустующего жилья;

3. поддержка строительства жилья некоммерческими объединениями граждан (жилищно-строительные кооперативы).

Несмотря на принятие уже более 4 лет назад законодательства о развитии рынка наемного жилья, региональные программы формирования фонда доступного жилья (включая наемное) не обеспечены необходимыми механизмами снижения себестоимости и ускорения строительства, дорожной картой реализации и целевыми показателями по каждому направлению в разрезе по годам и не установлена ответственность за их недостижение.

Даже в субъектах Федерации, утвердивших региональные программы, отсутствует комплексный механизм жилищного обеспечения как перечисленных выше социально приоритетных, так и целевых категорий населения (работники и служащие, студенты и платежеспособные наниматели теневого рынка жилья).

Большая разница между рыночной ценой и себестоимостью (особенно в московском мегаполисе) позволяет путем перекрестного финансирования субсидировать предоставление жилья внаем многим нуждающимся категориям населения. Это многократно дешевле и эффективнее существующих механизмов жилищного обеспечения (соцнайма и госжилсертификатов).

Следует расширить меры господдержки строительства доступного (стандартного) жилья в виде бесплатного предоставления земельных участков, льготного подключения к коммунальной инфраструктуре, налоговых и иных преференций. В проблемной записке к сегодняшнему заседанию мы определили основные факторы снижения себестоимости строительства стандартного жилья.

Разработанные рабочей группой предложения рассмотрены и в целом поддержаны профильными министерствами, комитетами Госдумы и Совета Федерации. Об их организационно-финансовой и экономической модели расскажут мои коллеги Василий Тишков и Борис Альтшулер.

Совет неоднократно обращал внимание органов власти на явную недостаточность мер по вовлечению в оборот и предоставлению нуждающимся неиспользуемого свободного жилья: как государственного и муниципального, так и частного.

Надо провести инвентаризацию неиспользуемого жилья и разработать мероприятия по его вовлечению в цивилизованный оборот с дорожной картой реализации.

Также Совет предлагал рассмотреть возможность временного предоставления этого жилья соответственно федеральным, региональным и муниципальным очередникам и нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий.

В целях скорейшего формирования фонда доступного жилья, повышения эффективности использования пустующего жилья, особенно в крупных городах, и развития кооперативного жилищного строительства мы предлагаем:

Правительству РФ поручить профильным органам исполнительной власти с привлечением научных институтов:

- на основе сформулированных выше предложений разработать единые комплексные нормативно-правовые механизмы формирования доступного жилищного фонда в формате региональных программ;

- разработать порядок найма свободного жилья, в том числе находящегося в собственности граждан, и другие системные меры по его вовлечению в оборот для предоставления социально приоритетным категориям населения и механизмов по бюджетному субсидированию такого предоставления;

- разработать и принять комплекс мер по дополнительной поддержке строительства жилья некоммерческими объединениями граждан, в том числе жилищно-строительными кооперативами, создаваемыми при поддержке органов власти.

Минстрою образовать подразделение (отдел), ведающее вопросами формирования фонда наемного жилья и реализации жилищных прав социально приоритетных категорий населения, а также содействия внедрению лучших практик в реализации жилищных программ в данной сфере;

Росимуществу и профильным федеральным органам исполнительной власти совместно с органами власти субъектов Федерации провести инвентаризацию жилищного фонда, находящегося в федеральной и региональной собственности, оценить эффективность использования и разработать действенные меры по ее повышению;

Единому институту развития в жилищной сфере ДОМ.РФ:

- переориентировать свою деятельность на комплексную поддержку жилищного сектора России и повышение доступности жилья для всех категорий населения страны, включая социально приоритетные;

- оказывать более активное содействие органам государственной власти и местного самоуправления в реализации государственных и муниципальных программ в жилищной сфере, включая строительство стандартного жилья и наемных домов, а также формирование и развитие рынка цивилизованного арендного жилья;

- создать в сети Интернет общероссийскую публичную базу земельных участков всех форм собственности, потенциально пригодных для жилищного строительства, наиболее приближенных к магистральным сетям, с возможностями их оптимального обеспечения объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В части жилищного обеспечения социально приоритетных категорий населения мы разработали 4 законопроекта и предлагаем:

По очередникам и нуждающимся в содействии:

- Правительству РФ сформировать механизм скорейшего обеспечения жильем очередников, для чего подсчитать количество очередников (раздельно по видам в зависимости от источника бюджетного обеспечения: муниципальных, региональных и федеральных, включая вынужденных переселенцев), установить предельный срок жилищного обеспечения по регионам и по каждой категории с целевыми показателями по объему предоставляемого жилья и финансированию в разрезе по годам, с ответственностью за их недостижение. Если этого не сделать, то и дальше сохранится коллективная безответственность, и муниципалитеты продолжат активную торговлю жильем очередников;

Также мы предлагаем Правительству РФ рассмотреть возможность временной – на период состояния на жилищном учете - бюджетной компенсации найма жилья очередникам.

- Минстрою России разработать проект нормативного правового акта о порядке планирования и публичного информирования предоставления очередникам жилья, субсидий и других мер соцподдержки;

- конкретизировать в Жилищном кодексе РФ основания снятия с жилищного учета и действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Подробнее об этом расскажет Лариса Дроздова.

В части обеспечения жильем инвалидов, нуждающихся в приспособленном жилье, мы совместно с прокуратурой г.Москвы разработали законопроект и предлагаем в новой статье в Жилищном кодексе РФ установить механизм обеспечения их жильем по договору безвозмездного пользования. Более подробно о нем расскажет Наталья Емелькина.

В двух других законопроектах мы предлагаем:

- конкретизировать необходимость отселения лица, больного опасным для окружающих хроническим заболеванием, независимо от площади занимаемого жилья и того, является ли его квартира коммунальной, т.к. совместное проживание с таким человеком невозможно независимо от этих обстоятельств;

- запретить выселение без предоставления другого жилья из единственного жилья в общежитии или служебного жилья состоящих на жилищном учете многодетных семей и одиноких инвалидов.

О предложениях по жилищному обеспечению многодетных семей расскажет Елена Фоминых.

По упрочению жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, особенно так называемых «возрастных», Правительство России внесло законопроект, важные положения которого, к сожалению, приняты не были. О необходимых поправках и дальнейшей работе в этом направлении расскажет эксперт Совета Алексей Иванович Головань.

По проблемам жителей бывших ведомственных общежитий, здания которых отнесены к государственной собственности, мы предлагаем в федеральном законе либо в постановлении Правительства РФ обязать владельцев государственных общежитий:

- провести полную инвентаризацию общежитий по основанию длительного проживания работников владельца общежития (включая бывших) и отсутствию временных жильцов;

- передать такие общежития в муниципальную собственность с заключением с проживающими договоров соцнайма;

- при незначительном количестве таких граждан переселить их в равнозначное жилье по договору соцнайма независимо от возможного наличия другого жилья и иных не предусмотренных законом обстоятельств, а общежития использовать по прямому назначению.

Также мы сформулировали способы решения наиболее проблемных вопросов передачи общежитий в муниципальную собственность.

Благодарю за внимание!

_____________________________

1 отчет Счетной палаты РФ от 7 апреля 2017 г.

2 решение Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 мая 2017 г. № 36(1)