Проблемы НКО

Эксперт СПЧ Елена Тополева-Солдунова: Ради новых мер поддержки НКО мы все работали как команда

Директор Агентства социальной информации, эксперт СПЧ Елена Тополева-Солдунова отметила командную работу и вклад Общественной палаты Российской Федерации, Совета по правам человека, ОНФ и ассоциации "Все вместе"  в том, что социально ориентированные НКО в период панедмии коронавируса получают дополнительную государственную поддержку.

25 мая 2020

Директор Агентства социальной информации, бывший член СПЧ, эксперт Совета Елена Тополева-Солдунова в блоге на сайте АСИ отметила командную работу и вклад Общественной палаты Российской Федерации, Совета по правам человека, Общероссийского народного фронта и ассоциации "Все вместе"  в том, что социально ориентированные организации в период панедмии коронавируса получают дополнительную государственную поддержку.

Нормативная база для этого уже разработана - 22 мая Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который освобождает НКО от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года и вводит налоговый вычет для бизнеса, жертвующего НКО имущество, включая денежные средства.

Большую роль в подготовке предложений, их продвижении и согласовании среди всех заинтересованных структур сыграл Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

По словам члена СПЧ Светланы Маковецкой, изначально предлагалось много мер, которые  касались того, что НКО являются такими же работодателями, как и другие хозяйствующие субъекты. Они тоже могут потерять своих сотрудников, и на них тоже нужно распространить меры, связанные со снижением налоговой нагрузки на труд. И на них нужно распространить те меры, которые касаются снижения страховых взносов на фонд оплаты труда.

"Некоммерческие организации, в отличие от всех остальных организаций, проверяются контрольными органами не только по тому, какие у них контрольные цифры, как они платят налоги, как они соблюдают трудовые права, но ещё – чем они конкретно занимаются. Сейчас некоммерческие организации оказались в очень сложной ситуации. Те, кто раньше занимался поиском детей, что сейчас делают? Занимаются пожилыми. Бегают, помогают как волонтеры. Кормят собачек, гуляют с ними, шьют маски -  занимаются целым комплексом проблем, которыми, на самом деле, вообще не должны заниматься, а часто -  даже не имеют права этим заниматься, потому что эта деятельность не включена у них в уставную. Контрольный орган в виде Минюста может их проверить и наказать за это. Соответственно, предлагается в этих мерах распространить мораторий в течение как минимум полугода с возможным дальнейшим продлением на ограничение некоммерческим организациям заниматься теми видами деятельности, которые прямо не прописаны в уставе, кроме тех, конечно, случаев, когда эта не основная, новая деятельность требует лицензирования или каких-либо других специальных разрешений. Во всех остальных случаях предлагается снять ограничения и тем самым вывести НКО из зоны закононепослушания, потому что они там оказались, реализуя общественные интересы", - рассказала Маковецкая.

Кроме того, есть сферы деятельности, в которых НКО являются такими же хозяйствующими субъектами, негосударственными поставщиками разнообразных услуг, как другие организации, объяснила член СПЧ. На них распространяются правила, похожие на то, как для малого и среднего бизнеса кредиты или госконтракты, только у НКО, помимо госконтрактов, есть соглашения о предоставлении субсидии. Так вот одно из предложений заключается в том, чтобы правительство рекомендовало собственным ведомствам и региональным органам власти определить каникулы, связанные с тем, чтобы не применять штрафные санкции  в случае, когда НКО по независящим от них причинам не могут выполнить какой-нибудь контракт или не могут выполнить соглашение о субсидии. Дать право на пролонгацию такого контракта.

Эксперт Совет Елена Тополева-Солдунова, в свою очередь, отметила, что впереди еще очень много работы, еще много вопросов.

Как конкретно будут работать закрепленные в нормативных документах меры поддержки, особенно налоговый вычет для бизнеса? Как будет формироваться реестр НКО, которые будут эту поддержку получать? Как не скомпрометировать с таким трудом завоеванную победу?

Все это гражданскому обществу предстоит в ближайшее время решить. Что планирует в этом направлении делать Совет по правам человека - обсуждалось 22 мая на заседании постоянной комиссии по развитию НКО.

 


Елена Тополева: ради новых мер поддержки НКО мы все работали как команда

22 мая стало праздничным днем для некоммерческих организаций. Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который освобождает НКО от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года и вводит налоговый вычет для бизнеса, жертвующего НКО имущество, включая денежные средства. Правда, это касается только определенных категорий организаций, но в любом случае сделан огромный шаг вперед в поддержке и некоммерческого сектора, и социально ответственного бизнеса. Ранее были приняты и другие меры поддержки, о которых уже многие писали, повторяться не буду.

Сейчас очень важно понять, как нам это удалось, чтобы в дальнейшем действовать в критических ситуациях быстро и результативно.

Вспомним, как долго, предлагая антикризисные меры поддержки, в том числе малому и среднему бизнесу, власти ни слова не говорили об НКО, хотя было очевидно, что многие из них тоже серьезно страдают. Нас это очень задело. Ведь, вроде бы, за последние годы сектор значительно укрепился, приобрел влияние, почему же про него не говорят? Нам еще предстоит это осмыслить. Надо понять, где мы не дорабатываем и почему органам власти пока не вполне очевиден наш вклад в общественное благосостояние, в экономику.

Но в итоге мы все же добились того, чтобы про некоммерческие организации вспомнили. В своем обращении 11 мая президент произнес слова «социально ориентированные НКО» три раза. После встречи с участниками акции «Мы вместе» и этого выступления появились целых два пакета поручений с мерами поддержки НКО.

Мне кажется, в этот раз мы работали как команда. Общественная палата, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, ассоциация «Все вместе», ОНФ, отдельные фонды одновременно выступили с призывом поддержать НКО, подчеркивая, что их работа еще более востребована во время пандемии, а доходы снизились. Честно говоря, у меня сначала были сомнения, нужно ли всем писать и говорить об одном и том же. Но сейчас я понимаю, что именно такие синхронные действия и привели к результату.

Очень помогли сотни обращений на горячую линию Общественной палаты от региональных НКО. Важную роль сыграли сюжеты СМИ – и «наших», специализированных, и общественно-политических — о том, как работает сектор в это сложное время.

Еще мы теперь знаем, кто за пределами некоммерческого сектора ценит НКО, кто понимает их значимость. Первыми в поддержку некоммерческих организаций выступили представители малого и среднего бизнеса. Обращение к Мишустину направила «Опора России», а через некоторое время и РСПП. Очень оперативно подготовил письмо в правительство Совет Федерации. Обширный пакет мер поддержки НКО разработала партия «Единая Россия» после того, как Дмитрий Медведев лично встретился (онлайн) с руководителями нескольких крупных некоммерческих организаций. Комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений выступил с декларацией в поддержку НКО. Конкретные предложения быстро готовили и представляли коллеги из Минэкономразвития.

То есть союзники у нас есть, и довольно влиятельные!

А дальше началась сложная шахматная партия. Мы не все позиции сумели отстоять – страховые взносы НКО не понизили и субсидии в размере МРОТ на зарплаты не дали. Но все же мы добились многого. А уж поверить в то, что после стольких лет безуспешных попыток мы сможем добиться налогового вычета для бизнеса, жертвующего деньги и товары НКО, было просто невозможно. Когда коллеги из фонда «Подари жизнь» предложили такую меру поддержки, я их долго убеждала, что это нонсенс и ни за что не получится. Но смелость города берет, и — о чудо! — нам это удалось.

Неловко хвалить себя, но, честно, в Общественной палате мы отчаянно бились за эту поддержку, за НКО. Договаривались, кто кому звонит и пишет, кто кого убеждает и с кем согласовывает действия. Мы почти не спорили и работали необыкновенно слаженно, не покладая рук, день и ночь, без выходных.

Думаю, что такие солидарные действия под силу только НКО-профи, о которых мы постоянно рассказываем у нас в АСИ. И профи эти такие воодушевленные, мотивированные, позитивные и верящие в успех, что он неизбежен.

Да, впереди еще очень много работы, еще много вопросов. Как конкретно будут работать закрепленные в нормативных документах меры поддержки, особенно налоговый вычет для бизнеса? Как будет формироваться реестр НКО, которые будут эту поддержку получать? Как не скомпрометировать с таким трудом завоеванную победу?

Думаю, что если мы не растеряем таких мощных союзников, если будем и дальше действовать так же дружно, профессионально и энергично, у нас все получится.