Бабушкин Андрей Владимирович

Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Выступление на Координационном Совете Уполномоченных по правам человека в субъекте РФ «Актуальные проблемы ресоциализации осужденных»  

24 мая 2021 863 просмотра

Возникновение пенитенциарной системы предопределило необходимость создания механизмов ресоциализации тех, кто выходит на свободу.

В нашей стране эти проблемы решались по-разному. Например, в Тамбовской воспитательно-исправительном заведении все освобождаемые получали дорогой в те времена набор инструментов в соответствие с полученной профессией, а судьба воспитанников отслеживалась колонией в течение 10 лет. Неудивительно, что рецидив в этой колонии составлял около 5 %.

 

В то же время у казачьих и иных сообществ было удивительное по нынешним меркам право: запрещать освобождённым в течение от 3 до 5 лет возвращаться на прежнее место жительства. Очевидно, отсюда возник и запрет для освобождённых поселяться ближе к крупным ключевым городам ближе, чем на 100 км.

В то же время отсутствовал запрет на занятие судимыми важных государственных постов. Могли они работать и в системе Главного тюремного управления.

 

Хочу высказать следующие предложения.

 

Первое. Пособие, которое выплачивается освобождаемому, должно доходить до МРОТ и делиться на следующие 4 неравноправные части:

- первая часть, в размере 15 % выплачивается человеку при освобождении;

- вторая часть в размере 20 % выплачивается по прибытии к месту жительства;

- третья часть в размере 30 % выплачивается при поступлении на работу;

- четвертая часть выплачивается в размере 35 %, когда человек на выбранном месте работы проработал месяц.

 

Второе. В разделе про пробации я предлагаю предусмотреть:

- допенитенциарную (досудебную);

- внепенитенциарную (не связанную с лишением свободы);

- пенитенциарную (при осуществлении наказания в виде лишения свободы);

- постпенитенциарную (после освобождения из мест лишения свободы);

 

Третье. В качестве групп населения, требующих особое внимание при осуществлении пробации и ресоциализации следует дополнительно отметить:

- лица без гражданства;

- бездомные;

- лица, страдающие психическим заболеванием.

 

Четвертое. При восстановлении документов паспорт следует восстанавливать не в конце срока наказания, а сразу же, когда выясняется об отсутствии паспорта.

 

Пятое. ФСИН России при проведении воспитательной работы следует более активно использовать механизмы поощрения.

 

Шестое. Среди направления деятельности ФСИН России в сфере ресоциализации следует предусмотреть обеспечение финансовой и цифровой грамотности осужденных.

 

Седьмое. В большинстве учреждений ведется работа, направленная на формирование у осужденных конкретных  планов после освобождения.  Однако это происходит не везде, а только там, где руководство тер.органов озабоченно этой проблемой.  

 

Восьмое. В ведение органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны находиться вопросы:

- помощи осужденным в сохранении жилья, оплаты ЖКУ путем помощи в заключении договоров на аренду или поднаем жилья;

- выработке механизма приостановления начисления платежей на ЖКУ, когда гражданин по месту жительства не проживает. 

 

Девятое. Контрольному управлению Президента РФ и Счетной Палаты РФ провести проверку эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жилищных средств детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Десятое. Для развития социально- полезных связей необходимо развитие  системы «ФСИН-письмо». Однако во многих учреждениях ФСИН данной услуги нет, а их администрация стоит намертво, чтобы появления данной жизненно необходимой услуги в данных учреждениях не произошло. При этом от администрации даных СИЗО и ИУ не надо ни денег, ни дополнительных сотрудников, ни технических средств, а только одного - желания, проявлением которого является письмо оператору "ФСИН-письма" - ООО "Специальные электронные системы". Разумеется, после  этого переписка возрастает, усиливается нагрузка на цензора. Но здесь уже надо решать:  либо мы не беспокоим цензора, либо развиваем социальные контакты осужденных.   

При этом следует иметь в виду, что "ФСИН-письмо" - это не только электронные письма родным и близким. Это и электронная система записи на свидания с родственниками и адвокатами, и для вручения передач, бесплатная электронная переписка с УПЧ и прокуратурой. 

 

Одиннадцатое. Законодателю представляется необходимым предусмотреть:

- право арестованного человека на реструктуризацию его банковских кредитов и иных задолженностей, не связанных с гражданским иском по делу с предоставлением каникул на время отбытия наказания;

-   увеличение суммы, зачисляемой на лицевой счет осужденного в обязательном  порядке, с 25 до 40 % от размера его заработка и иных доходов;

- право на УДО для тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ со дня отбытия наказания, а не со дня  перевода из мест лишения свободы в исправительный центр для отбытия принудительных работ; между тем, многие суды и органы прокуратуры начинают исчислять срок наказания именно таким неправильным образом.

 

Двенадцатое. Законодателю также следует провести ревизию:

- правомерности и разумности ограничений, установленных для освобожденных из мест лишения свободы на занятие трудовой деятельностью; в настоящее время лицо, судимое за совершение тяжкого умышленного преступления, не вправе устроиться практически ни какую работу даже после погашения у него судимости; например, он не может устроиться на работу санитаром скорой помощи, так как скорая помощь оказывает  помощь в том числе и детям;    

-  норм об ограничениях, действующих для тех, в отношении кого установлен административный надзор после освобождения, а также самих сроков административного надзора; в настоящее время административный надзор чаще толкает освобожденного на совершение нового преступления, чем защищает общество от его совершения.