Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

Ценностно-правовая оценка проекта Указа Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

4 февраля 2022 1236 просмотров Министерством культуры РФ разработан проект Указа Президента РФ «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», размещенный для обсуждения на информационном ресурсе (https://regulation.gov.ru) со сроком окончания приема предложений 4 февраля 2022 года.

Согласно позиции разработчика документа Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее – Основы) являются документом, направленным на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. А именно, представляет собой систему целей, задач и инструментов, обеспечивающих реализацию стратегического национального приоритета по защите традиционных российских духовно- нравственных ценностей.

Понимая ориентированность проекта Основ на сохранение и укрепление традиционные ценности, вслед за Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. No 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в качестве основы российского общества, позволяющей сохранять и укреплять суверенитет России, считаем принципиально неверным в обсуждаемом документе противопоставлять традиционные российские ценности общемировому цивилизационному процессу.

Вывод о том, что такой подход резюмируется разработчиком Основ заставляет предположить перечисление потенциальных для традиционных российских ценностей угроз. Так, в разделе II Основ «Текущая ситуация, угрозы, риски, сценарии развития» дана следующая оценка ситуации в России и в мире, требующая принятия неотложных мер по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей: «Угрозу традиционным ценностям несёт деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций.». Таким образом, разработчики Основ явно противопоставляют деятельность иностранных некоммерческих организаций, являющихся неотъемлемой частью современной мировой культуры, выступающих с любыми общецивилизационными культурными инициативами (например, концертная, выставочная деятельность, проведение просветительских мероприятий в разных сферах деятельности, региональный аспект сохранения культурных ценностей в инициативах Юнеско и другое) на территории Российской Федерации деятельности любых российских организаций в сфере формирования мировоззрения граждан для обеспечения гражданского единства.

Даже если допустить неудачное описание со стороны разработчиков Основ текущей ситуации в России в сфере культуры в разрезе угроз для идейного воспитания российского гражданина, противопоставление деятельности иностранных некоммерческих организаций в России любым культурным инициативам по сохранению и укреплению российской идентичности, создает тревожный сигнал о начале процесса, направленном на культурную изоляцию России.

При этом разработчики проекта склоны подчеркивать роль России в общемировом культурном развитии. Так пункте 8 раздела II указывается на недопустимость игнорирования позитивного вклада России в мировую историю и культуру. Тогда как любая активность проводников деструктивной идеологии, в том числе и иностранных некоммерческих организаций, объективно противоречит национальным интересам Российской Федерации.

Без внимания разработчиков проекта Основ остается взаимодействие российских лиц с иностранными некоммерческими организациями, в то числе из стран ближнего Зарубежья, а также совместная реализация проектов на международном уровне с участием международных и иностранных некоммерческих организаций, что приводит к необоснованному ограничению гарантированного Конституцией РФ право граждан на объединение.

Следует подчеркнуть, что такая оценка деятельность иностранных некоммерческих организаций, являющихся в современных цивилизационных тенденциях проводником инновационных, творческих инициатив, в конечном счете отрицательно скажется и на деятельности российских некоммерческих организаций, чья деятельность по тем или иным критериям не будет вписываться в концепцию сохранения и укрепления «традиционных ценностей».

Полагаем недопустимым включение в число потенциальных угроз культурной ситуации в России иностранных некоммерческих организаций как инициаторов любых просветительских мероприятий.
Полагаем также необходимым переформулирование основной стратегии государственной политики в сфере культуры с «защиты» как комплекса мероприятий по борьбе с потенциальными угрозами на «укрепление и возрождение», что свидетельствовало бы о намерениях российской государственной политики включиться в общемировой цивилизационной процесс.