Марголина Татьяна Ивановна

Профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, член Пермского краевого отделения Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал"

Создание школьных служб примирения – первый и очень важный шаг для психологически безопасной среды

28 апреля 2022 702 просмотра Создание школьных служб примирения – первый и очень важный шаг для формирования в школах психологически безопасной среды, в которой ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Комиссия по социальным правам СПЧ в течение нескольких лет курирует вопросы внедрения в школьное пространство  примирительных технологий (медиации), восстановительных программ по  предупреждению и разрешению конфликтов, ежегодно совместно с Пермским государственным национальным исследовательским университетом,  Ассоциацией медиаторов и Правительством  Пермского края проводят конференции «Медиация как культура согласия», а также участвуют в круглых столах по развитию медиации в регионах России – Иркутске, Барнауле, Санкт-Петербурге и др.

В 16 регионах России реализуются восстановительные программы, в том числе,  в работе с несовершеннолетними правонарушителями (Волгоградская, Свердловская область, Пермский край и др.), что позволяет резко сократить количество рецидивных преступлений: у несовершеннолетних правонарушителей, прошедших медиацию,   рецидив составляет  3, 2%, а у не прошедших медиацию –повторная преступность составляет  22-28%.

В ряде регионов России школьные службы примирения стали частью специальных программ создания доброжелательной школьной среды, системы управления конфликтами, в которую включены не только ШСП, но и школьные психологические службы и педагоги, и классные руководители. Региональная программа «Доброжелательная школа» в Белгородской области, муниципальный проект «Школа доброжелательных отношений» в Перми предлагают  специальные образовательные программы по культуре общения,   по  умению разрешать конфликты, управлять своими эмоциями.

Использовать медиативные, примирительные ресурсы для предупреждения конфликтов – это научить детей и взрослых в школе понимать и принимать не только близких им людей, но и других, не таких как они – другой национальности, другой успешности в учёбе, другого социального статуса, другого стиля поведения,  научить их жить среди человеческого разнообразия в дружественной атмосфере.