Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

Реакция ПК-1 на законопроект о Росфинмониторинге

Какие могут быть последствия и что предлагает Совет.

9 июня 2021 911 просмотров

Постоянная комиссия по развитию институтов гражданского общества Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека обсудила законопроект № 1165650-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в части принятия дополнительных мер по противодействию деятельности на территории Российской Федерации иностранных неправительственных организаций), внесенного депутатами Государственной Думы В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, Н.И.Рыжак, А.К.Исаев, Р.Д.Курбанов, Д.И.Савельев, А.В.Чепа, А.Л.Шхагошев

Этим законопроектом предложено изменить статью 6 закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, где говорится об «операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю» в части снятия ограничений минимального размера поступлений средств из-за рубежа на счета некоммерческих организаций и физических лиц. Проект закона указывает на ряд НКО, которые предполагает исключить из числа объектов контроля ряд НКО. Так, из-под проверок Росфинмониторинга предлагается вывести садоводческие товарищества и товарищества собственников жилья, образовательные учреждения, объединения работодателей и другие организации. Еще одной поправкой оговаривается, что получение как физическими, так и юридическими лицами перевода денежных средств в любом размере подлежит контролю, если средства поступают из иностранного государства, которое внесено в специальный перечень Росфинмониторинга «ограниченного доступа».

Комиссия обозначила последствия, к которым, по мнению членов комиссии, может привести принятие данного законопроекта:

·  ограничения права на свободу собраний из-за   попадания отечественных НКО в черный список или  в случае блокировки расчетного счета НКО  вследствие "веерного"  роста количества нежелательных организаций в связи с  выявлением их связей с уже действующими такими же организациями и возбуждению дел;  увеличение нагрузки администрирования на широкий круг НКО; 

· дискриминация (неравенство) в свободе выбора источника финансирования (НКО по сравнению с иными хозяйствующими субъектами), поскольку  отсутствует профилактика  - нет исключений в части операций из-за рубежа, которые не будут подвергнуты контролю (предполагается перечень стран, из которых будут проверяться любые поступления Росфинмониторингом,  он будет определен, но информация об этом перечне будет отсутствовать в открытом доступе)

· вероятные нарушения права на частную жизнь физических лиц в связи с возможным запросом дополнительных документов на отправляемые суммы

Комиссия предлагает:

· просить Государственную Думу отклонить положения законопроекта в части снятия нижнего порога ограничений поступлений средств из иностранных источников, которые подлежат проверке с вероятной блокировкой расчетных счетов НКО, из-за возможных провокаций;

· предложить расширить перечень НКО, в отношении которых не должны проводиться проверки Росфинмониторингом при поступлении средств из иностранных источников, дополнив его фондами и благотворительными организациями, НКО, осуществляющими деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, и охраны окружающей среды.