Маковецкая Светлана Геннадьевна

Директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ"

Приоритеты совершенствования законодательства об НКО определены

6 июня 2023 418 просмотров 6 июня прошло первое заседание рабочей группы при Минюсте РФ поручения Президента в части совершенствования законодательства об НКО.

Посвящено это заседание было отбору тех предложений о совершенствовании законодательства об НКО, которые можно обратить в форму закона, подготовив затем уже соответствующие предложения по исполнению поручения Президента.

Поручение Президента касается базовых проблем законодательства об НКО, которое напрочь разошлось с Гражданским кодексом. В некоторых случаях архаичные нормы просто тормозили развитие некоммерческих организаций, создавая им серьезные проблемы. Предполагалось, что СПЧ разработает перечень предложений, которые затем будут обсуждены в ОП РФ и в региональных общественных палатах. А уже затем вместе с Министерством экономического развития и Минюстом будет принято решение о том, что из этого необходимо вносить как изменения в законодательство.

Постоянной комиссией по развитию гражданского общества СПЧ была проделана большая работа. С помощью экспертов и практиков был создан список в несколько десятков рекомендаций. Но мы понимали, что приоритетными являются те, которые абсолютно точно создают ситуацию конфликта между разными нормами законодательства, тем самым не дают НКО действовать в их интересах. Так как непонятно, какую норму вообще использовать. Общественная палата РФ наши предложения широко обсуждала с региональными общественными палатами. И надо сказать, это, по-моему, первый случай, когда тотально были поддержаны предложения СПЧ.

Рабочая группа была уже посвящена тому, что мы рассматривали те предложения, с которыми были согласны все четыре заинтересованные стороны. Были выбраны те изменения, которые, как нам кажется, принципиально важны сегодня. Во-первых, это уменьшение административного давления на НКО в части совершенствования статистической отчетности. Во-вторых, решения, которые приводят нормы НКО в соответствие Гражданскому кодексу. А также предложения по совершенствованию управления НКО там, где старые нормы об учредителях просто блокируют деятельность некоммерческих организаций.

Дело в том, что сейчас никто не может быть исключен из состава учредителей по предложению самой НКО, а могут выйти только по собственному желанию. Но есть такие учредители, с которыми связь просто потеряна. Это и юридические лица, которые закрылись, и физические лица, которые уехали куда-то или даже умерли. Все участники совещания согласились с тем, что должна быть принята норма, когда НКО может обратиться в суд с просьбой прекратить учредительство того или иного юридического или физического лица по ее инициативе.

Хочу отметить, что это очень сложная норма. На совещании отдельно обсуждали вопрос о том, для каких форм НКО это уже сейчас допустимо и не будет нарушать ничьих интересов. Поскольку, как справедливо заметили представители Минюста, тут есть лазейки для злоупотреблений. Так что важно четко определить, в каких случаях запрещать, а в каких случаях разрешать НКО выступать с инициативой об исключении учредителей. И это говорит о том, что работа проводится очень качественная и серьезная.

Кроме того, обсуждалось несколько решений, которые нам кажутся очень важными, но пока не понятно, какие аргументы можно предъявить для того, чтобы считать, что именно к 30 июня начать разрабатывать сами правовые нормы. Это касается, например, термина в законодательстве об НКО и в Гражданском кодексе, когда в одном случае говорится о предпринимательской деятельности, а в другом о деятельности, приносящий доход. Конечно, тут должно быть единообразие, потому что использование той или иной формулировки ведет к ситуации, когда НКО, скажем, теряем льготы.

Есть еще одна норма, на которую СПЧ обращал внимание еще два года назад. Она касается правового статуса руководителей НКО, работающих на общественных началах. Они считаются занятыми, не получая никакого вознаграждения. Скажем, пенсионеры считаются работающими и не могут получать ряд льгот. Что, конечно, вопиющая несправедливость. По этому поводу президентом было дано поручение еще в позапрошлом году, но, к сожалению, позиция ведомств, которые реагировали на это поручение, нас не устроила. Еще более усугубила положение позиция нового созданного Социального фонда, который считает данную категорию людей занятыми. Чтобы было понятно, один пример – руководитель молодежной организации на общественных началах, потеряв основное место работы, даже не может стать на учет в службу занятости. Так как он считается работающим.

Понятно, что это сложный вопрос. Нам нужны дополнительные аргументы. Членам рабочей группы раздали соответствующие поручения. У нас есть еще неделя, чтобы подготовить такие аргументы именно по тем вопросам, которые мы считаем значимыми, но для которых пока недостаточно определений, чтобы перевести их в разряд законотворческой нормы.

Само заседание проходило в очень плотном режиме. Оно показало прогресс в выполнении поручений Президента. Как минимум, мы выделили то, что волнует НКО, контролирующие органы и уполномоченные органы по поддержке. Мы обозначили приоритеты, которые должны быть согласованы прямо сейчас. А также решили, что остальные нормы войдут в некую дорожную карту. Если мы в этом году не сможем написать по ним конкретные положения в законодательстве, это не означает, что мы не можем заняться ими на следующий год.