Цыпленков Сергей Александрович

эколог

О важности создания федерального агентства по особо охраняемым природным территориям

Надеемся, что сейчас вопрос наконец будет решен.

23 марта 2021 1139 просмотров

17 июля 2020 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел расширенное заседание Постоянной комиссии по экологическим правам, посвященное проблемам гражданского участия в создании и сохранении особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Эксперты, участвовавшие в обсуждении, высказали мнение, что для эффективного государственного управления которой необходимо создать отдельный федеральный орган исполнительной власти .

Участники заседания отметили, что в Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Такие территории играют исключительную роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Вместе с тем, управление этими территориями неэффективно.

Связано это с несколькими факторами.

Наиболее значимые в экологическом отношении природные комплексы и объекты представлены именно в федеральной системе ООПТ, основу которой сегодня составляют 110 государственных природных заповедников, 64 национальных парка и 60 федеральных заказников, занимающих 3,2% общей площади России. Почти все эти ООПТ федерального значения находятся в ведении Минприроды России.

Функционирование всех заповедников, национальных парков и федеральных заказников обеспечивают специализированные федеральные бюджетные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетний опыт природоохранной, научной и просветительской работы. Фактическая численность их персонала превышает 11 тысяч человек.

В разные годы управление заповедной системой осуществляли Минсельхоз СССР, Главохота РСФСР, Госкомприроды СССР, Госкомэкологии России, МПР России, Рослесхоз, Росприроднадзор, Минприроды России.

К сожалению, все указанные органы власти, помимо управления ООПТ занимались различными вопросами природопользования, зачастую противоречащими задачам эффективного управления системой ООПТ. Это часто приводит к принятию неоптимальных решений в сфере управления ООПТ федерального значения.

Иллюстрацией этого может служить ситуация с многолетними попытками легализовать добычу золота в национальном парке «Югыд ва», входящем в состав объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми», или попыткой строительства дублера Щелковского шоссе через национальный парк «Лосиный остров».

Следует отметить, что попытки вовлечения ценных природных территорий в хозяйственную деятельность часто имеют серьезный общественный резонанс.

В то же время, коммерческие структуры, часто имеющие владельцев, зарегистрированных вне территории России, активно добиваются таких решений. Примером может служить ситуация с попыткой разработки месторождения известняка на горе Куштау в Республике Башкортостан, которая вызвала серьезный социальный конфликт в республике, для решения которого потребовалось вмешательство Президента.

В целях вывода системы ООПТ России на новый уровень необходимо создание отдельного федерального органа исполнительной власти – федерального агентства по особо охраняемым природным территориям.

В связи с этим по результатам заседания было рекомендовано Правительству Российской Федерации в целях повышения эффективности осуществления государственного управления и государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, отмены дублирования функций и снижения количества нарушений  в указанной сфере, рассмотреть возможность создания в подчинении Правительства РФ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в полном объеме функции  государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий с численностью, достаточной для осуществления указанных функций и передачей в его ведение соответствующих федеральных государственных учреждений, необходимых для исполнения указанных функций.

Вопрос о необходимости создания в Российской Федерации отдельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в рассматриваемой сфере, неоднократно, на протяжении последних 29 лет, поднимался ведущими российскими учёными-экологами и профессионалами-практиками в сфере заповедного дела. Надеемся, сейчас это вопрос наконец будет решен.