Ашманов Игорь Станиславович

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», президент компании «Крибрум»

О рисках и проблемах цифровой сферы

Совет создает рабочую группу по защите цифровых прав граждан. 

5 марта 2021 1214 просмотров

3 марта 2021 года состоялось совещание рабочей группы Совета по подготовке Концепции защиты прав российских граждан в цифровой среде (во исполнение подп. «г» п. 4 Перечня поручений Президента России от 28 января 2021 г. № Пр-133).

В совещании участвовали члены СПЧ Игорь Ашманов, Кирилл Кабанов и Ирина Киркора во главе с председателем Совета Валерием Фадеевым, а также приглашённые эксперты по цифровому праву и технологиям, в том числе из ИТ-отрасли и органов власти.

В первую очередь участники совещания обсудили состояние дел в цифровой сфере Российской Федерации. На современном этапе развития человечества внедрение цифровых технологий определяет новые реалии геополитики, экономики и жизнедеятельности человека. Технологии больших данных, искусственного интеллекта, беспилотный транспорт, телемедицина, виртуальные среды создают обширные возможности для развития нового экономического уклада и международного сотрудничества и/или конкуренции. Однако, экспоненциальный, неконтролируемый темп «цифровизации» всех сфер жизни, а также усугубившиеся из-за пандемии процессы дистанцирования людей способствовали резкому ускорению погружения человека в цифровую среду, что сопровождается не только развитием новых возможностей для государства, общества и бизнеса, но и несёт с собой новые серьёзные угрозы и риски как для государственного суверенитета, так и для прав и интересов человека и гражданина в XXI веке.

Граждане России (как и всего мира) оказались не готовыми к всевозможным новым угрозам, обусловленным массовым распространением цифровых технологий. В их числе:

  • кибератаки и компьютерное мошенничество, направленные против человека, государства и бизнеса;
  • нарушение приватности и тайны личной жизни из-за всеобъемлющей слежки и злоупотребления персональными данными пользователей со стороны цифровых платформ и экосистем; большие данные, ИИ, технологии идентификации как инструменты государственной и частной слежки;
  • быстро растущие риски цифровой дискриминации граждан государством и частными корпорациями на основе злоупотребления персональными данными и накопления больших данных о гражданах;
  • усиливающиеся в условиях геополитической и корпоративной борьбы информационные войны за овладение массовым сознанием и контроль над цифровым пространством.

Усилению этих угроз способствует низкая цифровая грамотность не только граждан, но и бизнеса, а также низкая социальная ответственность бизнеса при внедрении новых цифровых технологий, которые используются бизнесом с целью извлечения прибыли, но без должной защиты прав и интересов граждан. Происходит энергичный захват рынков данных и слежки частными ИТ-корпорациями, формируются трансграничные, управляемые частными лицами, по сути феодальные «цифровые государства», сетевое «население» которых зачастую больше, чем у большинства стран – членов ООН.

Доминирование этих мощных ИТ-платформ в цифровом пространстве России создаёт угрозы цифровому суверенитету РФ и правам российских граждан, как в области оборота персональных данных, так и в результате развития частной цензуры и политического манипулирования в российском цифровом пространстве.

Таким образом, есть две основные категории проблем с отражением и нивелированием новых цифровых угроз и рисков:

объективное отставание правового регулирования цифровой сферы, отсутствие актуального и адресного регулирования цифровых отношений и прав, и

низкий уровень осведомлённости и навыков граждан и общества в области цифровой гигиены и цифровых прав.

Процессы всё время ускоряющейся цифровизации государства и общества сейчас идут со значительным опережением развития соответствующего законодательства, защищающего «цифровые права» граждан. В условиях развития различных государственных программ и проектов, формирования и реализации многообразных концепций, связанных с цифровой трансформацией, сквозными цифровыми технологиями и Цифровой экономикой, в нашей стране до сих пор отсутствует Концепция защиты прав и интересов граждан в цифровом пространстве и соответствующее адресное законодательство (хотя уже имеется поправка в ст. 71 Конституции РФ, закрепляющая в федеральном ведении вопросы защиты данных граждан).

Такая Концепция защиты прав граждан в цифровом пространстве в 2021 году необходима, чтобы определить основные направления, методологию и средства защиты прав граждан Российской Федерации, поможет укреплению национального цифрового суверенитета и защите российских экономических интересов. Концепция в дальнейшем послужит основой для совершенствования законодательства Российской Федерации, включая возможную разработку проекта Цифрового кодекса, призванного систематизировать правовое регулирование отношений в цифровом пространстве, обеспечение защиты прав и интересов граждан и обеспечение информационной безопасности нашей страны.

Кроме того, существует угубляющийся разрыв между скоростью процессов цифровизации и скоростью осознания их обществом: наше общество не до конца оценивает реальность и глубину развивающихся угроз, не осознаёт возможные негативные стороны происходящих глобальных процессов цифровой трансформации и не принимает в расчёт усиливающуюся конкуренцию между государствами и глобальными ИТ-корпорациями, развивающуюся под привлекательными лозунгами пользы цифровых технологий.

В связи с этим необходимо повысить уровень осведомлённости граждан Российской Федерации не только о позитивных, но и о негативных аспектах использования цифровых технологий, помочь им выработать навыки базовой цифровой гигиены, а также усилить контроль за ответственным поведением бизнеса в цифровом пространстве.

Рабочая группа Совета вместе с Правительством РФ должна предоставить Концепцию к 1 августа 2021 года.

Проект плана Концепции с предложениями по регулированию цифровых прав и цифровой сферы в целом будет представлен общественности и специалистам для обсуждения в марте-апреле этого года.