Цыпленков Сергей Александрович

эколог

О реакции Минприроды России на доклад СПЧ "Минимизация образования отходов как основа экономики замкнутого цикла, сохранения ресурсов и обеспечения экологического благополучия человека"

7 марта 2025 750 просмотров Совет получил ответ Минприроды России на рекомендации общественно-экспертного доклада «Минимизация образования отходов как основа экономики замкнутого цикла, сохранения ресурсов и обеспечения экологического благополучия человека».

В обширный ответ включена позиции и мнения МПР и ФОИВ о предлагаемых в докладе рекомендациях. Отмечается, что МПР разработан проект Распоряжения об утверждении Правительством РФ Концепции минимизации образования отходов, важного стратегического документа, и сейчас проект Распоряжения находится на согласовании в ФОИВ. По итогам согласительных процедур проект Распоряжения будет внесен в Правительство РФ. Совет поддерживает необходимость скорейшего утверждения Концепции, в представленном на расширенном заседании Постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам виде и считает, что реализация Концепции будет большим шагом в реализации в нашей стране приоритетных направлений госполитики в области обращения с отходами, а также в повышении экологического благополучия граждан и сохранении экосистем.

Совет также положительно отмечает факт поддержки и готовности МПР оперативно включиться в работу по налоговому стимулированию передачи годных продуктов питания третьим лицам с целью снижения образования пищевых отходов, при поступлении таких законопроектов в МПР. А также работы по изучению и разработке мер эффективного для окружающей среды и человека способов обращения с образующимися органическими отходами, в том числе, за пределами ТКО.

Из рассмотрения ответов ФОИВ можно отметить поддержку выводов и рекомендаций общественно-экспертного доклада (Минэкономразвития), а также готовность некоторых ведомств (Минэкономразвития, Минэнерго, Минстрой, ФАС) принять участие в обсуждении вопросов и выработке предложений и рекомендаций, обозначенных в общественно-экспертном докладе. К сожалению Минпромторг в своем ответе такую готовность не обозначил, хотя ведомство является важным звеном в реализации мер по минимизации образования отходов в рамках изменения и стимулирования бизнес-моделей, многоразовой тары и упаковки, определения характеристик производимых товаров и услуг и их обращении на рынке. Росприроднадзор также отметил актуальность изучения вопросов и рисков загрязнения окружающей среды микропластиком и отмечает отсутствие нормативной базы для его мониторинга и регулирования, и несомненно этот пробел необходимо оперативно устранить.

Однако, несмотря на эти позитивные моменты, в ответе МПР не нашли поддержки некоторые критически важные предложения экспертов. Постоянная комиссия по экологическим правам подготовит детальные комментарии по аргументам Министерства, а пока Совет сообщает следующее:

1. Приложенные к ответу Министерства позиции различных органов исполнительной власти как нельзя лучше характеризуют отсутствие координации в области самого приоритетного, согласно закона, направления госполитики в области обращения с отходами: предотвращения (минимизации) образования отходов. Органы исполнительной власти так и не пришли к консенсусу, как реализовывать такое важное стратегическое направление развития экономики замкнутого цикла и повышения экологического благополучия населения и сохранения экосистем, как- минимизация образования отходов.

2. В пересланных МПР ответах профильных ведомств даются комментарии по важным целевым показателям для развития экономики замкнутого цикла и минимизации образования отходов. Показатели были предложены в общественно-экспертном докладе и была обоснована необходимость их обсуждения, интеграции в стратегические документы планирования, федеральные проекты и реализации мер для дальнейшего достижения этих целей. Остановимся на них отдельно:

По Показателю 1: ”Сокращение отходов от использование товаров и упаковки, поступающих в систему обращения с отходами” (то есть в систему их накопления в том числе раздельного, обработку и дальнейшую утилизацию или захоронение) ведомство отмечает, что ограничение оборота трудноперерабатываемых видов продукции (с целью ограничения обращения 20 видов продукции к 2030 году) уже включено как мера сокращения образования отходов в федеральный проект “Экономика замкнутого цикла”.

Совет отмечает, что имеется принципиально важное некорректное толкование понятия “минимизация образования отходов”. Это не замена одних одноразовых неперерабатываемых товаров на другие одноразовые товары, так как эта замена не сокращает объем образования отходов, поступающих в систему обращения с ними. Да, увеличение потенциальной перерабатываемости товаров и упаковки - это правильный шаг, однако он не имеет отношения к минимизации образования отходов. Отходы будут продолжать образовываться и поступать в систему обращения с ними (накопление, обработка) в том же количестве, просто из других материалов. Так как сейчас ограничение оборота 20 видов трудноперерабатываемой продукции происходит через замену материала, но не через изменение моделей продаж и потребления на многоразовые / безупаковочные альтернативы. Поэтому в текущей реализации ограничение обращения 20 видов трудноперерабатываемой продукции нельзя называть “минимизация образования отходов”, т.к. это может (при работающей системе раздельного сбора отходов и их переработки) снизить поступления отходов на захоронение, но не сможет уменьшить количества образуемых отходов. И эта ошибка в понятиях теперь стала частью Федерального проекта “Экономика замкнутого цикла”, что будет только мешать, но никак не помогать построению такой экономики.

По Показателю 2 “определение и установка доли многоразовой и многооборотной тары н упаковке на рынке”, Министерство отвергает это предложение, так как оно не про уже образованные отходы, а про характеристики товаров и упаковки и изменение бизнес-моделей. К сожалению Совета, позиция Минпромторга по этому вопросу не представлена . По-мнению Совета здесь важно отметить следующее:

1. Да, эта мера направлена на уменьшение образования отходов, а не про уже образованные отходы, тут МПР право. Но своим ответом МПР демонстрирует, что на текущий момент в Правительстве нет понимания принципов минимизации образования отходов и важности установления связи между продуктом сегодня и отходом завтра, а также то, что среди ФОИВ нет понимания необходимости установки таких целевых показателей и ясности в важной координации ФОИВ для развития модели многоразовой тары и упаковки в РФ. И об этом как раз говорили эксперты на спецзаседании СПЧ в октябре 2024 года вспоминая про про “7 нянек”.

2. Нужен Закон "Об экономике замкнутого цикла", про который говорит доклад, но статус и плановые сроки реализации по которому Министерство даже не прокомментировало. В этом законе крайне необходимо отобразить не только работу с отходами, но и вопросы и меры по минимизации образования отходов (в частности - созданию и развитию систем и моделей многоразовой тары и упаковки в различных секторах экономики и ответственных за этот процесс. Этот закон крайне важен. В том числе он поможет сгладить межведомственные противоречия.

По Показателю 3, “установка целей по снижению общего количества образующихся отходов потребления и количеству предотвращенных (минимизированных) от образования отходов с поэтапным снижением количества образуемых отходов потребления в расчете на одного человека”, отмечается, что рассмотрение данного показателя является преждевременным.

Основанием для такого видения является мнение о разнице социально-экономического развития регионов и невозможности установить единый параметр. Совет отмечает тот факт, что минимизация (предотвращение) образования отходов является приоритетным направлением госполитики и невключение в работу данных целевых показателей прямо противоречит приоритетам Госполитики по обращению с отходами. И именно курирующему федеральный проект “Экономика замкнутого цикла” ведомству необходимо реализовывать эти приоритеты в первую очередь. Даже учитывая объективную разность регионов РФ, отметим, что регионы уравниваются постановкой цели по снижению количества образуемых отходов в процентах. С возможным переходным периодом для регионов, и дифференциацией процента в зависимости от норматива образования на душу населения. В ближайшее время регионам необходимо разработать региональные программы “Экономика замкнутого цикла” и по нашему мнению в них необходимо отразить и цели по снижению количества образуемых отходов, и другие меры по минимизации образования отходов поступающих в систему обращения с ними (в дополнение к мерам по снижению количества отходов, поступающих на захоронение).

Также, по нашему мнению, в методические рекомендации по разработке региональных программ “Экономика замкнутого цикла” необходимо включить требование проработку показателей и мер снижение образования отходов, поступающих в систему обращения с ними. Постановка целевых показателей по снижению образования отходов на уровне регионов, кстати, автоматически потянет и другие положительные для населения вещи: справедливая норма накопления и тариф, который отражает реальное образование отходов и создаст больше прозрачности на рынке ТКО.