Рукшин Сергей Евгеньевич

профессор государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. Герцена"

О пересдачах ЕГЭ

8 августа 2024 286 просмотров Напомню историю вопроса. До 2024-го пересдать ЕГЭ в этом же году могли те, кто не набрал минимальный балл по обязательным предметам – русскому языку и математике. Если двойка только по русскому или математике, то пересдать можно было сразу после завершения основного периода ЕГЭ в резервные дни (конец июня, начало июля). Если опять не получилось, на пересдачу приходили в сентябре. В случае двоек сразу по двум обязательным предметам тоже отправляли на осень. А вот предметы по выбору можно было пересдать только на следующий год вне зависимости от балла. Также разрешалось переписать через год для улучшения результата и обязательные предметы.

С нынешнего года разрешили пересдавать один любой предмет сразу после основного этапа ЕГЭ, до начала приема в вузы. Можно пересдавать как двойки, так и другие баллы. Но с условием – предыдущий результат аннулируется. 

Рискнуть решили больше 100 тыс. человек, то есть каждый шестой участник ЕГЭ. Половине из них терять быть нечего, так как они все равно получили двойки. Однако были и те, кто пришли на пересдачу с баллами от 81 до 99. Когда  пересдача для фиксации окончания средней школы  нужна людям, которые не набрали зачетного балла, чтобы получить аттестат, это вполне понятно. Также понятна пересдача в случае, когда человек пришел на экзамен в полубольном состоянии и по какой-то причине не взял справку, чтобы получить медотвод. Знаю случай в этом году, когда девочка по причине плохого самочувствия (мама решила, что можно пойти на экзамен и к врачу дочку не отправила) написала математику примерно на 50 баллов, а на пересдаче - под сотню. Но эта девочка с хорошим образованием, имеющая реальные знания. Таких детей – у кого что-то случилось со здоровьем - ничтожный процент экзаменующихся. Во всех остальных случаях с помощью пересдачи фактически мы улучшаем оценки, не улучшая знаний. 

Невозможно сделать из двоечника или троечника отличника в одночасье: мы все понимаем, математику и русский язык, которые человек изучал  с 1 по 11 класс, сильно улучшить за две недели нельзя.
От этого обмана страдает качество набора студентов, поступающих в вузы. Тот, у которого вчера было 50 баллов, не проходил по конкурсу, а сегодня у него 90 - это тот же самый человек...  Но вуз его уже с такими баллами примет. Мы получим человека, который не будет способен учиться, и тем самым поручение президента об увеличении числа инженеров, конструкторов, ученых и программистов будет провалено. Таким образом, это обман тех, кто озабочен в интересах страны поручений Президента в области образования.

Многие вузы, от МГУ до МИФИ и МФТИ, вынуждены дополнительными средствами контроля оценивать способность поступивших к продолжению образования. .
И становится понятно, что манипулируемый трудностью варианта, которая в руках Рособрнадзора, и схемой начисления баллов по так называемым первичным результат ЕГЭ - это чистая манипуляция, не отражающая знаний, которые якобы можно улучшить за 10-12 дней от экзамена до пересдачи.

Липовые отчёты о росте результатов на пересдачах и увеличении числа стобалльников, - это ложь, скрывающая низкое качество школьного образования.
Каков же выход? Если мы хотим что-то улучшить, то должны начать с объективного анализа итогов реформ. Чтобы что-то улучшать, надо не бояться сказать себе правду. Врать можно другим, нельзя врать себе!

А правда состоит в том, что результаты пересдач ещё раз наглядно подтвердили, что:

- ЕГЭ не даёт объективной картины знаний выпускников, и надо возвращаться к ежегодным годовым контрольным и рубежным экзаменам после 9 и 11 класса в школе. А не заменять их ВПР (Всероссийскими проверочными работами), которые нужны только контролирующим, отнимают время у учителей и детей и никак не повышают знания учащихся.

-результаты ЕГЭ легко манипулируемы и результаты зависят от трудности варианта и системы оценивания, поэтому не дают достоверной оценки знаний ни выпускника, ни абитуриента.

-как вступительный экзамен ЕГЭ не гарантирует способности к продолжению образования в высшей школе и лишает вузы выбора студентов, пригодных к обучению.

И в итоге ЕГЭ, с пересдачами или без оных, срывает выполнение поручений Президента в области повышения уровня знаний выпускников в области математики, физики, химии, биологии, - точных  и естественных наук, и лишает страну специалистов необходимой квалификации.
Что касается пересдачи, то, наверное, она имеет право на жизнь. В частности, когда это связано с получением аттестата. Но для статистической обработки результатов и контроля качества образования надо брать итоги общего экзамена, а не манипулируемые пересдачи.

Да и вообще требуется отделить ЕГЭ отколы, выдавая аттестаты по  итогам обучения в школе и школьным экзаменам. А ЕГЭ или его аналоги оставить лишь как вступительные экзамены в вузы.