Точенов Александр Сергеевич
Ответственный секретарь СПЧ. Президент автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований и программ"
Национальные проекты и общественный контроль
Ответственный секретарь Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, президент Центра ПРИСП Александр Точенов – о необходимости прямого и регулярного взаимодействия власти с обществом.
27 декабря 2021 1536 просмотров «О взаимодействии институтов гражданского общества и органов власти при решении общенациональных задач. Общественный контроль при реализации национальных проектов и программ» - с такой темой я был готов выступить 9 декабря на встрече президента с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Но не стал, так как на Президиуме Совета мы решили сконцентрироваться на острых проблемам с правами граждан в разных сферах.Однако, в своём вступительном слове президент нам в очередной раз напомнил, что у Совета «есть ещё одно, не менее важное направление – это развитие гражданского общества». Конечно всё, что касается работы по соблюдению прав человека, это тоже о развитии гражданского общества. Но непосредственно институтам гражданского общества на этой встрече было посвящено лишь выступление Светланы Маковецкой.
15 декабря под руководством президента Владимира Путина прошло заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где он отметил: «Конечно, при всей важности бюджетной дисциплины дело не только в том, насколько интенсивно, планово осваиваются средства – это, как мы понимаем, только инструмент решения задачи, и он, естественно, должен работать хорошо. Но главное, – и вновь это подчеркну, – какие получены результаты, насколько они конкретны, понятны и видны людям, какой эффект дают для развития регионов и всех территорий страны».
Вот именно о том, понятны и видны ли людям результаты реализации нацпроектов и программ я собирался говорить на той встрече. В качестве примера мной был приведён опыт взаимодействия общества и органов власти при разработке Национальной программы развития Дальнего Востока, которая, в соответствии с поручением президента, разрабатывалась правительством с участием общественности.
В конце 2018 года, после выхода поручения о разработке Нацпрограммы, ОПРФ и Общественные палаты ДФО объединили усилия для участия в её разработке, был создан Совет ОП ДФО. В 2019 году Совет ОП ДФО провёл большую работу по вовлечению граждан в подготовку Нацпрограммы и её обсуждение. От граждан поступило около 16500 предложений. С участием руководства и специалистов Минвостокразвития вопросы Нацпрограммы обсуждались на Форуме «Сообщество» в Улан-Удэ и итоговом Форуме в Москве.
Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока утверждена, идёт её реализация, но как это происходит, что уже сделано и будет делаться, большинству дальневосточников не известно.
Похожая ситуация и с Национальными проектами. Вроде много информации на ТВ, интернет-ресурсах, но конечный потребитель их результатов – обычный человек, зачастую не в курсе происходящего с нацпроектами в селе, городе, районе, области. Мало того, часто информация искажается, положительные результаты подаются как заслуги местных чиновников, депутатов, глав регионов, без упоминания нацпроектов и программ.
Кстати, о потребителях. В середине октября в Кирове прошёл областной Гражданский форум «Национальные проекты и общество – потребление, соучастие или управление». Была хорошая дискуссия о роли и месте институтов Гражданского общества в ходе достижения национальных целей развития РФ. Участники склонялись к тому, что это «три в одном», а кроме того общество должно быть заказчиком, соответственно разрабатывать ТЗ и принимать выполненные работы.
На итоговом Форуме «Сообщество» в ноябре 2021 года представители региональных общественных палат делились опытом участия в общественном контроле за реализацией нацпроектов. Во многих регионах у представителей власти нет понимания для чего здесь ещё нужны общественные палаты и о каком контроле, тем более участии гражданского общества идёт речь.
Во внесённом в Госдуму проекте Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" предусматривался обязательный публичный ежегодный отчёт главы региона перед законодательным органом субъекта РФ о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания. Указано, что отчет рассматривается с участием представителей общественной палаты субъекта Российской Федерации и общественных советов по независимой оценке качества условий оказания этих услуг.
Этот пример я хотел привести в своём выступлении перед президентом как положительный, но требующий дальнейшего расширения публичных отчётов власти и обсуждений с общественностью.
Однако за время прошедшее до написания этого материала, законопроект был принят и Госдумой, и Советом Федерации. Статья 35 «Оценка эффективности деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации» изменилась, пропал вышеуказанный отчёт главы, пропала публичность такого отчёта, пропали представители общественных палат и общественных советов. Теперь информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг населению включается в ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта.
Складывается впечатление, что не хотят начальники общаться напрямую с гражданами, институтами гражданского общества, отчитываться перед ними и объяснять им, почему в регионе много проблем в социальной сфере, и что органы власти собираются делать для повышения качества жизни граждан.
Но готовясь ко встрече с президентом, я оценивал новеллу с публичным отчётом глав как нужную и верную. Хотел отметить, что это правильно, но это по процессной текущей деятельности, нужны ещё отдельные отчёты по реализации Нацпроектов. И именно перед общественностью, а не органами власти. Хотел предложить ввести в практику ежегодные публичные отчёты глав регионов перед общественностью и не просто отчёты в рублях и квадратных метрах, а обсуждения, что сделано непосредственно для людей, а также, что и как нужно ещё сделать.
Такие встречи с общественностью должны проводиться регулярно, в них должны принимать участие не только руководители регионов, но и представители полпредства, федеральных министерств и ведомств. Их можно проводить в рамках региональных Гражданских форумов или на расширенных заседаниях Общественных палат регионов, с привлечением других субъектов общественного контроля, ОНФ, ассоциаций бизнеса и ТОС.
Теперь я начинаю сожалеть, что не стал выступать на встрече президента с членами СПЧ. Возможно, что тогда бы норма о публичном отчёте глав регионов осталась в законе, появилось бы поручение об отчётах глав регионов перед гражданами о ходе реализации Нацпроектов и программ, обсуждение с общественностью - что и как нужно сделать для повышения качества жизни сограждан. Этого не случилось, значит будем предлагать вносить изменения в закон об общественном контроле, об общественных палатах и принуждать представителей местной и региональной власти к взаимодействию с институтами гражданского общества при решении общенациональных задач.
Читайте и смотрите также
Цифровая преступность: угрозы и тренды. Топ-10
18 апреля 2024
Кто мешает принять законопроект об оборотных штрафах за утечки персональных данных?
22 апреля 2024
СПЧ получил отрицательный ответ Минфина России на просьбу распространить пониженный тариф страховых взносов на благотворительные и религиозные организации
24 апреля 2024