Мерзлякова Татьяна Георгиевна

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области

Что удалось сделать за год: Совет активно помогал гражданам в пандемию через "горячую линию"

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, член СПЧ Татьяна Мерзлякова рассмотрела 62 обращения. Их можно разбить на девять групп. 

11 января 2021 1072 просмотра

В 2020 году я как член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрела 62 обращения через «горячую линию» СПЧ. Обращения можно условно разбить на девять групп.

Первая группа: предоставление кредитных каникул, включая по ипотеке (обращения №№ 20-13/873, 20-13/879, 20-13/881, 20-13/898 и др.). Одним из распространенных вопросов, поступающих в период пандемии Covid-19 стал вопрос получения льгот по ипотеке для заемщиков, чьи доходы уменьшились и их ситуация подпадает под требования специального Федерального закона № 106-ФЗ 03.04.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».

В первые дни после вступления нормативного акта в силу вопросы были связаны с отказами банков в принятии документов. Формулировки отказов были разные – начиная от «мы ничего не знаем об этом законе» до «Вам не положено», некоторым заемщикам даже ответы не поступали.

По этой категории обращений проводилась разъяснительная работа, в адрес граждан направлены разъяснения положений Федерального закона, по некоторым обращениям были направлены запросы в банки.

Вторая группа: льготы самозанятым гражданам и индивидуальным предпринимателям (обращения №№ 20-13/873, 20-13/881). Многие сферы народного хозяйства были парализованы, в особенности сфера услуг; граждане, работающие в данной сфере, полностью утратили доход.

Вопросы в обращениях зачастую были эмоциональны, в отношении как жить дальше, какие льготы им положены, возможны ли отсрочки по налогам и другим обязательным платежам.

Третья группа: способы оформления социальных выплат в удаленном режиме (обращения №№ 20-13/897, 20-13/913, 20-13/1103). Процесс оформления получения социальных выплат посредством сети Интернет был недостаточно урегулирован в первоначальный период карантинных мероприятий. Администрирование данного процесса было на неудовлетворительном уровне.

Четвертая группа: невыплата заработной платы и порядка оплаты в нерабочие дни (обращения №№ 20-13/915, 20-13/916). Многие работодатели отказывались оплачивать периоды вынужденного простоя. Еще больше было обращений с вопросом о разъяснении природы нерабочих дней, источниках и размерах их оплаты их оплаты.

Многие заявители смешивали категории «выходные и праздничные дни» и «нерабочие дни». Активно проводилась разъяснительная работа.

Пятая группа: ранее нетипичные обращения о невозможности реализации прав граждан по причине фактического паралича работы государственных органов из-за карантина и недостаточно налаженности работы в дистанционном режиме посредством сети Интернет. Граждане не могли оформить практически любые документы, решить какие-либо иные юридически значимые действия в органах исполнительной власти (обращения №№ 20-13/884, 20-13/892).

Шестая группа: получение пособия по безработице, когда гражданин зарегистрирован в одном регионе, а проживает в другом (обращение К. № 20-13-870). Месту фактического проживания ему оказывается помощь по трудоустройству, но нет возможности получить пособие по безработице.

Данная проблема носит многолетний характер, трудовая миграция в нашей стране достаточно развита, но именно пандемия показала ее остроту и актуальность.

Седьмая группа: увольнения граждан и процесс признания безработными (обращение О. № 20-13/1558). Заявителей интересовал вопрос процедуры увольнения в период пандемии; вопросы законодательного запрета на увольнения в данный период; допустимость сокращения; признание безработными, размеры и сроки выплат пособия по безработице.

В этом смысле большим подспорьем стало принятие Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 № 485 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Новые правила признания безработным и выплаты пособий разъяснялись всем гражданам, обратившимся за поддержкой.

Восьмая группа: несправедливость в назначение социальных выплат (обращение В. № 20-13/1762). Многих граждан возмущали возрастные критерии назначения льготных выплат на детей, в особенности, почему именно на детей до 16 лет. Практика показывает, что во многих старших классах общеобразовательных школ достаточно количество учеников из-за незначительной разницы в датах рождения не подпадали под возраст 16 лет, их родители не имели права льготы.

Девятая группа: обращения граждан, что у них нет работы, нет заработка, а их семьям уже скоро будет буквально нечего есть (обращения №№ 20-13/878, 20-13/880 и др.).

Данные заявители были наиболее эмоциональными, критично и пессимистично ко всему настроенными. Зачастую в данных обращениях не ставился конкретный вопрос, который необходимо разрешить. Просто эмоциональные всплески.

29 апреля 2020 года поступило обращение от жительницы Качканара (обращение А. № 20-13/1116). Одинокая мама ребенка-инвалида обратилась с просьбой о помощи: находясь в отпуске по уходу за ребенком, женщина не работала. В условиях пандемии коронавируса семья сильно нуждалась. Я обратилась в интересах семьи в управление социальной политики Свердловской области по городу Качканару. В итоге семье оформили выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23.04.2020 № 273-ПП как семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид, а также был собран и вручен продуктовый набор.

Совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Мордовия мы принимали участие в судьбе мамы 12-летнего ребенка (обращение П. № 20-13/1070). Семья осталась без средств к существованию в связи с арестом банковской карты. Ситуация, неприятная в обычное время, в период пандемии коронавируса стала критичной: как удалось выяснить в УФССП по Республике Мордовия, в отношении заявителя имеется 19 исполнительных производств (штрафы ГИБДД, налоговые обязательства).

Оказано содействие в подаче заявления о восстановления срока обжалования последнего судебного акта. Заявителю оказана помощь в установлении контакта с органом социальной защиты для предоставления документов о признании ее малоимущей в целях снижения оплаты за ЖКУ и льготного питания 12-летнего ребенка в образовательном учреждении.

Из личных средств Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия оказана материальная помощь на приобретение продуктов первой необходимости.