Цыпленков Сергей Александрович

эколог

Что предлагает СПЧ вместо ставки на мусоросжигание?

Совет направил письма в Минприроды РФ и Минэнерго РФ. 

12 апреля 2021 1110 просмотров

После публикации заявления вице-премьера РФ Виктории Абрамченко о мусоросжигательных заводах в обществе усилилась дискуссия о проблеме сжигания отходов, ее экологической, экономической и климатической составляющих.

 

«Пока речь идет о проекте не одного десятка «платиновых» мусоросжигающих заводов, которые фактически предлагается оплачивать из федбюджета и из тарифа для населения (за электроэнергию или вывоз мусора), — написала Абрамченко на своей странице в Instagram. — Так не пойдет. Зачем нужна дорогостоящая электроэнергия и «золотой» мусор?» 

 

Совет по правам человека и развитию гражданского общества уделяет значительное внимание соблюдению прав граждан при реализации проектов, связанных с обращением с отходами.

 

Так, анализ эффективности энергетической утилизации твердых коммунальных отходов в сравнении с другими методами был проведен и обсужден на 62-м специальном заседании Совета на тему «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами, на котором, в частности, было представлено технико-экономическое обоснование “Предложения по разработке основ системы обращения с твердыми коммунальными отходами”.

Кроме того, альтернативные энергетической утилизации методы были рассмотрены на выездном заседании Совета в Санкт-Петербурге

 

Совет по правам человека также неоднократно отмечал необходимость неукоснительного соблюдения в Российской Федерации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, установленными в п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, как фактически самостоятельной технологией (комплекса мер) по решению проблемы отходов в Российской Федерации. Этой теме было посвящено специальное заседания Совета “Предотвращение образования отходов как необходимое условие обеспечения экологических прав граждан и успешной реализации национального проекта «Экология». 

 

Важно отметить, что к высшим приоритетам госполитики по обращению с отходами относятся не обработка, утилизация или обезвреживание отходов, а меры, направленные на увеличение потенциала максимального и длительного использования потребительской продукции (товаров, тары и упаковки), не позволяющие исходному сырью и материалам стать отходами. В свою очередь, одной из наиболее эффективных мер предотвращения образования отходов является последовательное сокращение использования населением и юридическими лицами, а также вывод из оборота одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых (многослойных, композитных, немаркированных) товаров, тары и упаковки, в том числе избыточной упаковки, немедицинского назначения. А также необходимо стимулировать и поддерживать бизнес-модели и инициативы граждан по уменьшению производимых отходов.

 

При мусоросжигании выбрасывается больше парниковых газов по сравнению с другими способами обращения с отходами. Во время сжигания одной тонны отходов в атмосферу попадает 528 килограмм CO2-эквивалента (эту единицу измерения используют для оценки объёмов выбросов парниковых газов). А завод, рассчитанный на энергетическую утилизацию 700 тысяч тонн ТКО, ежегодно будет выбрасывать 369 миллионов килограмм CO2-эквивалента.

 

Кроме того, мусоросжигание бесперспективно с точки зрения создания рабочих мест: в среднем обработать десять тысяч тонн отходов смогут всего два человека. В то же время на перерабатывающих заводах можно задействовать 115 человек для работы с таким же объёмом отходов.

 

Вместо ставки на мусоросжигание Совет рекомендует не допускать появления отходов, развивать инфраструктуру для использования многоразовых товаров, тары и упаковки, поддерживать сервисы по ремонту и шерингу — совместному использованию вещей.

 

При таком сценарии можно создать минимум в 200 раз больше рабочих мест, чем при открытии мусоросжигательных заводов. По данным Еврокомиссии, до 80% воздействия продукции на окружающую среду определяется на этапе проектирования, и половина общего объёма выбросов парниковых газов приходится на добычу и переработку ресурсов. В то время как работа МСЗ приводит к выбросам CO 2 -эквивалента, предотвращение образования отходов предотвращает и выбросы в атмосферу: для текстиля показатель максимальный и достигает 21 тыс. кг CO 2 -эквивалента на тонну отходов, для алюминия — 13 тыс. кг, органических отходов — 4 тыс. кг, пластика — более 3 тыс. кг

 

 Дальнейшее накопление уменьшенных по объему отходов с обязательным отделение органических  - второй по важности шаг для уменьшения захоронения, уменьшения влияния на экосистемы, климат и для создания рабочих мест. Отрасль переработки позволяет создать в 50 раз больше рабочих мест по сравнению с полигонами и МСЗ: 115 рабочих мест на обработку 10 тыс. тонн отходов ежегодно Развитие компостирования дополнительно принесёт 7 рабочих мест на обработку 10 тыс.  тонн отходов ежегодно. Кроме того, себестоимость этой технологии ниже по сравнению с мусоросжиганием: 714-1 429 руб. против 7 146-89 325 руб. (8-16 евро против 80-100 евро). Переработка любого материала и компостирование более климатически дружественны по сравнению с мусоросжиганием. Переработка алюминия предотвращает попадание в атмосферу около 10 тыс. кг CO 2 -эквивалента на тонну отходов, текстиля — 6 тыс. кг, пластика — 1 тыс.кг. 

 

Последовательное соблюдение и реализации мероприятий по иерархии обращения с отходами сократит кардинально объем отходов и полигонов, и сохранять ресурсы и экосистемы, а МСЗ будут не нужны.