Сидоренко Элина Леонидовна

гендиректор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей»

Банки хотят обязать согласовывать кредиты и денежные переводы клиентов с их родственниками, чтобы предотвратить мошенничество

Как сообщают «Известия», Госдума может принять законопроект в весеннюю сессию. Доверенное лицо в течение 12 часов должно будет подтвердить или отклонить операцию.
8 мая 2024 317 просмотров «Предложение банков о необходимости согласования кредитов и денежных переводов с родственниками можно было бы поддержать при условии учета ряда обстоятельств:

1) во внимание должны приниматься фактические отношения клиента с родственниками, а они, как известно, являются сферой  личных отношений и подлежат правовой охране. Банк может располагать такой информацией, получая ее непосредственно от клиента, и гарантировать неразглашение данных, составляющих личную тайну;

2) важно определить, где проходит та грань, которая отделяет свободу человека и возможность вмешательства в его финансовую деятельность. Не будет ли это расцениваться как незаконное вмешательство в частную жизнь? Особенно в ситуациях, когда клиент хочет сохранить в тайне причину и адресата денежного перевода;

3) решение должно приниматься с оглядкой на общий уровень «родственного доверия» в стране.

Интересный факт: по уровню межличностного доверия Россия находится примерно на уровне Италии, Франции, Южной Кореи, Аргентины (20-25%), значительно уступая Швеции (65%), Нидерландам (43%), США (39%), Японии (37%), Германии (34%).

Наибольшее доверие (56–57%) россияне испытывают к ближайшим родственникам, а за пределами семьи доверие резко падает: к друзьям и дальним родственникам — 41%, к коллегам по работе и соседям — 21%, к знакомым — 9%.  

Как показывают приведенные выше данные,  учет мнения родственников в России (при условии согласия клиента банка) вряд ли заметно повлияет на уровень банковского мошенничества, а в перспективе может привести и к противоположным результатам - мошенники начнут «работать» как с самими клиентами, так и с их близкими.

Мы неоднократно высказывали предложение о введении в штат банков специального сотрудника - кредитного психолога, который бы на месте или в режиме онлайн мог оказать помощь клиенту банка, снять напряженность, проработать проблему, разъяснить мошенническую схему.

В зарубежных странах широко распространены услуги так называемых «Финансовых терапевтов». Финансовый терапевт исследует чувства и убеждения, лежащие в основе финансовых привычек человека. Финансовая терапия сочетает в себе поведенческую терапию и финансовый коучинг. Основная задача такого специалиста – изменение отношение клиента к деньгам и корректировка его финансовых привычек. Услуги финансовых терапевтов широко распространены в США.

Однако, специфика клиентов финансового терапевта заключается в том, что они уже поняли и признали тот факт, что им нужна услуга такого специалиста.

Жертвы мошенников имеют иное психологическое состояние и были целенаправленно настроены злоумышленниками на то, чтобы не обращаться за помощью, а идти в банк.

Данный факт подчеркивает необходимость внедрения дежурного финансового психолога в банковском учреждении.
При наличии факторов риска (психическое состояние клиента, высокий уровень тревожности, престарелый возраст и др.) банковские сотрудники должны вызывать психолога, и только после беседы с ним клиента одобрять получение кредита», - комментирует член СПЧ, глава «Белого Интернета» Элина Сидоренко.