Выездное заседание Совета в Краснодарском крае 15 - 17 декабря 2014 года

В заседании участвовали: глава СПЧ Михаил Федотов и члены Совета Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Мария Большакова, Наталия Евдокимова, Кирилл Кабанов, Мария Каннабих, Ирина Киркора, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Пашин, Мара Полякова, Владимир Ряховский, Елена Тополева-Солдунова, Сергей Цыпленков, Илья Шаблинский, Владимир Шапошников и Максим Шевченко.

Общее

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 15 по 17 декабря 2014 года провел выездное заседание в Краснодарском крае.

В мероприятии принимали участие: глава СПЧ Михаил Федотов и члены Совета Лев Амбиндер, Андрей Бабушкин, Евгений Бобров, Мария Большакова, Наталия Евдокимова, Кирилл Кабанов, Мария Каннабих, Ирина Киркора, Евгений Мысловский, Леонид Никитинский, Сергей Пашин, Мара Полякова, Владимир Ряховский, Елена Тополева-Солдунова, Сергей Цыпленков, Илья Шаблинский, Владимир Шапошников и Максим Шевченко.

Первый день, 15 декабря

В первый день мероприятия члены Совета разделились на шесть групп, каждая из которых работала по отдельной программе.

Первая группа - по социальным правам. Ее члены - Лев Амбиндер, Ирина Киркора и Елена Тополева-Солдунова - посетили отделение реанимации и интенсивной терапии, отделение по экспертизе призывников по вопросу годности к службе в армии, отделение пограничных состояний и женское общепсихиатрическое отделение специализированной клинической психиатрической больницы № 1, детское отделение паллиативной помощи 3-й городской клинической больницы Краснодара и детский дом станицы Медведовской Тимашевского района.

Члены второй группы, Мария Каннабих и Илья Шаблинский, отправились в СИЗО-1 с целью проверить в них соблюдение прав человека и центр реабилитации заключенных.

Председателю Совета Михаилу Федотову и руководителю постоянной комиссии СПЧ по экологическим правам Сергею Цыпленкову пришлось сменить заранее намеченную программу и поехать не в Туапсинский район, а в Адыгею, так как там на днях возбудили уголовное дело  против известного эколога, правозащитника Валерия Бриниха, лидера республиканской организации Всероссийского общества охраны природы.

Четвертая группа - самая многочисленная. В нее вошли Евгений Бобров, Кирилл Кабанов, Евгений Мысловский, Владимир Ряховский и Мара Полякова. Они провели прием обращений граждан. За консультацией к членам Совета смогли обратиться более ста жителей Краснодара с жалобами на несправедливые решения судов, волокиту, коррупцию и мошенничества с земельными паями.

Выездная общественная приемная СПЧ работала так долго, что к ней после посещения СИЗО и медсанчасти присоединился еще один член Совета - доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский.

Пятое направление - выявление проблем в региональной журналистики - возглавил член Совета Леонид Никитинский. Он провел встречу в Союзе журналистов Краснодарского края с редакторами и корреспондентами краснодарских и краевых СМИ. На встрече обсуждали, как можно переориентировать масс-медиа на человека, снизить зависимость изданий от госконтрактов и сделать современное информационное поле более содержательным.

По отдельной программе работала глава Совета Союза семей военнослужащих России, член СПЧ Мария Большакова. Она посетила военный госпиталь и сборный пункт призывников военного комиссариата Краснодарского края.

Второй день, 16 декабря

Во второй день прошло пленарное заседание с участием первого заместителя губернатора Краснодарского края Джамбулата Хатуова, заместителей губернатора Краснодарского края Сергея Гаркуши и Владимира Свеженца, прокурора Краснодарского края Леонида Коржинека, членов региональной общественной палаты, региональной общественной наблюдательной комиссии и представителей десятков некоммерческих организаций.

Открыл заседание Джамбулат Хатуов, который выступил с импульсным докладом и рассказал о некоммерческом секторе региона.

Председатель Совета Михаил Федотов представил статистические данные опроса, который недавно провели с целью узнать - как относятся граждане к своим правам, с какими нарушениями сталкивались и насколько знакомы и ценят работу правозащитных организаций.

О проблемах НКО - недостаточном финансировании, преследованиях за критику и отсутсвии консолидации внутри сообщества - доложила Елена Тополева-Солдунова.

Евгений Бобров, вчера проводивший прием граждан, заявил в совем выступлении, что встретил огромное количество жалоб на махинации с земельными паями и в ближайшее время Совета будет привлекать Генпрокуратуру, СК и руководство Администрации Краснодарского края для выработки решений по этому вопросу.  

Об экологических проблемах в регионе и о ситуации, сложившейся с известным природохранником Виталием Бринихом в Адыгее, говорил на заседании Сергей Цыпленков.

Кроме того, с докладами выступили члены СПЧ Кирилл Кабанов, Максим Шевченко, Владимир Ряховский, Наталия Евдокимова, Мария Большакова, Мария Каннабих и Леонид Никитинский, ответственный секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова, уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак, председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Андрей Зайцев, председатель Совета при Главе Чеченской Республики по развитию гражданского общества и правам человека Тимур Алиев и ответственный секретарь Комиссии при Главе Кабардино-Балкарской Республики по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Суфьян Беппаев.

Мероприятие продлилось почти четыре часа. На нем обсуждали сотрудничество представителей региональной власти с гражданским обществом, способы повышения эффективности диалога между представителями государственных органов и обществом на площадках уже созданных  институтов - региональной общественной палаты и совета по развитию гражданского общества при губернаторе Краснодарского края, проблемы экологии, некоммерческих организаций, соблюдение прав заключенных, поддержку семей военнослужащих, уровень независимости краевой журналистики и другие актуальные вопросы содействия и защиты прав человека и развития гражданского общества.

Вторая половина дня 16 декабря была посвящена работе четырех тематических секций под названиями: "Гражданское участие в обеспечении социальных прав", "Общественный контроль в пенитенциарной системе", "Гражданское участие в обеспечении экологических прав" и "Судебная реформа: состояние и перспективы". Их модераторы, Евгений Бобров, Мария Каннабих, Елена Тополева-Солдунова и Сергей Цыпленков отмечали, что в ходе рассмотрения многих вопросов решения принимались представителями власти прямо на местах.

Третий день, 17 декабря

В третий день выездного заседения Совета состоялось пленарное заседание с подведением итогов и встреча Михаила Федотова, Елены Тополевой-Солдуновой и Максима Шевченко с губернатором Краснодарского края Алексанром Ткачевым.

На встрече с главой края обсуждали особенности работы региональной организации по правам человека.Ткачев согласился с тем, что необходимо расширять организацию и усиливать ее полномочия. По его словам, объединив усилия большего количества гражданских активистов и правозащитников, можно сделать работу Совета более действенной и эффективной.

На пленарном заседании выступили ведущие тематических секций, прошедших накануне. В обсуждении проблем принимали участие прибывшие позже из-за закрытия аэропорта члены Совета и заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева.

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:110622:"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел 15-17 декабря 2014 г. выездное заседание в Краснодарском крае, в ходе которого была проанализирована ситуация с соблюдением прав человека, а также изучены проблемы развития институтов гражданского общества в регионе.

Решение Совета провести выездное заседание именно в Краснодарском крае было предопределено, прежде всего, многочисленностью обращений граждан в Совет и к членам Совета с информацией о нарушениях их прав и законных интересов, о недостатках в работе правоохранительных органов и судебной системы, органов исполнительной власти и местного самоуправления. В ходе заседания члены Совета посетили социальные учреждения, экологически неблагополучные объекты, учреждения исполнения наказаний, провели прием населения. В обсуждении вопросов приняли участие руководители Краснодарского края и Республики Адыгея, правоохранительных и природоохранных органов.

По результатам указанного заседания Совет полагает возможным дать следующие Рекомендации.

I. В части развития социально ориентированных НКО в регионе

По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, в настоящее время в крае действует 6736 некоммерческих организаций (за исключением политических партий, государственных (муниципальных) учреждений, государственных компаний), в том числе 245 благотворительных организаций.

В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций (в т. ч. правозащитных) в Краснодарском крае принят закон от 26 ноября 2003 г. № 627-КЗ «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений», закон от 7 июня 2011 г. № 2264-КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае» и закон от 1 марта 2013 г. № 2668-КЗ «О поддержке общественных организаций ветеранов, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае».

По официальным данным на территории края действует более 570 правозащитных организаций, в том числе:

- общеправозащитные – 71;
- профильные – 335;
- юридические – 22;
- социально-благотворительные – 133.

С начала 2014 года на постоянной основе ведет свою работу интернет-сайт «Гражданский Форум Кубани» (http://nko-kuban.org). Этот электронный ресурс работает при поддержке администрации Краснодарского края, в рамках реализации общественно полезной программы «Гражданскому обществу – гражданское просвещение». Сайт аккумулирует информацию о наиболее значимых событиях из жизни социально ориентированных НКО Кубани. Здесь размещено более 1 000 материалов об акциях и проектах, проводимых краевыми социально ориентированными НКО, а также мероприятиях с участием представителей общественности. Посредством данного ресурса информационную поддержку получают не только известные НКО, но и те организации, которые только начинают свою деятельность. Электронная библиотека портала включает более 40 изданий по вопросам деятельности некоммерческих организаций, а также федеральные и региональные нормативные правовые акты, справочную информацию и другие актуальные материалы о работе некоммерческих организаций.

Следует подчеркнуть, что в Краснодарском крае еще в конце 1990-х годов была создана инфраструктура некоммерческого сектора. Южный региональный ресурсный центр на протяжении многих лет был системообразующим институтом для НКО края. Это был один из сильнейших ресурсных центров Российской Федерации, наравне с ЦРНО, СЦПОИ, Архангельским центом «Гарант».

В 2014 г. Краснодарский край получил субсидию Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках Программы поддержки социально ориентированных НКО, его заявка в рейтинге занимает 40-е место.

С 2012 года в разы стало увеличиваться количество организаций – получателей субсидий (76), и количество организаций, впервые получивших финансовую поддержку (34). Всего в период 2012-2014 гг. 59 организаций впервые получили финансовую поддержку в виде субсидий (грантов) администрации Краснодарского края. В том числе 16 социально ориентированных НКО – в 2014 году. При этом в 2013 году не было получено федеральной субсидии.

Между тем, настораживает снижение числа НКО, получающих субсидии из регионального бюджета на конкурсной основе, – в 2013 году в два раза меньше, чем в 2012.

Наибольшее беспокойство вызывает количество обращений в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по поводу преследований НКО и гражданских активистов в Краснодарском крае. В этой связи полтора года назад Совет был вынужден создать временную рабочую группу, призванную отслеживать ситуацию. Такие гражданские активисты и организации, как Михаил Савва (Южный региональный ресурсный центр), Евгений Витишко и Сурен Газарян (Экологическая вахта по Северному Кавказу), к сожалению, сегодня известны далеко за пределами нашей страны как подвергшиеся преследованиям и давлению.

По мнению Совета, основной проблемой Краснодарского края в области развития некоммерческого сектора и его взаимодействия с органами власти является серьезный недостаток диалога как между самими НКО, так и между ними и властью, включая правоохранительные органы. При этом институты и площадки для такого диалога имеются. Это и Общественная палата Краснодарского края, и Совет при главе администрации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, и региональный Уполномоченный по правам человека и др. Однако значительная часть НКО оказывается исключенной из диалога, не приглашается на общие для сектора мероприятия. Таким образом, голос части гражданских активистов и организаций остается неуслышанным, что вызывает дополнительное недовольство и социальную напряженность.

Так, во время выездного заседания 17 декабря члены Совета стали свидетелями того, как по неясной причине охрана не допускала в здание Аграрного университета и в зал заседания часть общественных активистов и журналистов, которые начали эмоционально выражать свое недовольство. Если бы не вмешательство членов Совета, то начался бы стихийный митинг. Подобное отношение к людям необходимо искоренить.

В последние годы Администрация Краснодарского края в лице Управления по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями Департамента внутренней политики предпринимает усилия по выстраиванию диалога и налаживанию взаимодействия, но далеко не все НКО принимают участие в этом процессе.

Так, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, созданный постановлением Администрации Краснодарского края от 5 мая 2005 г. № 392, за последние несколько лет не проводил заседаний с участием губернатора, что является одним из показателей отсутствия полноценного взаимодействия Администрации края и собственного Совета, умаляя значимость последнего.

По результатам заседания Постоянная комиссия по развитию НКО Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендует:

Губернатору и Администрации Краснодарского края:

  1. Организовать постоянный конструктивный диалог между органами государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края и некоммерческими организациями и населением, содействовать структурированию такого диалога между самими НКО. Совет отмечает, что необходимые институты и площадки для такого диалога в крае имеются, они приобрели значительный опыт и авторитет, но нередко дистанцируются от «неудобных», критически настроенных НКО и гражданских активистов. В результате вместо диалога формируются условия для взаимного отчуждения.
  2. Активизировать работу краевого Совета при главе администрации (губернаторе) по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сделав его заседания и встречи с главой региона регулярными, и выносить на рассмотрение сложные и социально важные вопросы.
  3. Включить в состав краевого Совета активных членов реально работающих правозащитных и экологических организаций, в том числе так называемых «неудобных».
  4. Пригласить войти в состав краевого Совета прокурора Краснодарского края, руководителей правоохранительных и природоохранных органов, а также судейского сообщества.
  5. Содействовать созданию инфраструктуры некоммерческого сектора в крае, которая в настоящее время испытывает серьезные затруднения в связи с ликвидацией ЮРРЦ. Инициатива создания нового ресурсного центра должна появиться снизу и получить поддержку краевых властей. Для того, что ускорить процесс, имеет смысл содействовать усилению контактов между НКО Краснодарского края (всех типов) с их коллегами из других регионов Российской Федерации, где хорошо развита инфраструктура сектора и действуют ресурсные центры НКО (такие, как Новосибирская область, Архангельская область, Санкт-Петербург).
  6. Изучить опыт работы Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве Российской Федерации, возглавляемого заместителем председателя Правительства Российской Федерации О.Голодец. В работе данного Совета участвуют представители социально ориентированных НКО, социально ответственного бизнеса, должностные лица федеральных органов власти. Целесообразно создание такого совета и в Краснодарском крае.

Прокуратуре и Следственному комитету Краснодарского края

  1. Совет обращает внимание на недопустимость преследования гражданских активистов за их гражданскую позицию по вопросам защиты прав человека, а также экологической безопасности.
  2. Необходимо исключить случаи необоснованного привлечения гражданских активистов к административной и уголовной ответственности. Во избежание применения мер, несоразмерных тяжести совершенного деяния, рекомендуется чаще ограничиваться предупреждением и разъяснением требований законодательства.
     

II. В части нарушения права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением, является конституционным правом человека и гражданина (ст. 42 Конституции РФ). Нарушения данного права в Краснодарском крае, к сожалению, не редкость. А благодаря многочисленным случаям преследования экологических активистов они приобретают массовый и резонансный характер.

Важнейший тезис, звучавший все два дня заседания, – необходимость выстраивания диалога между властью и экологической общественностью, который может стать основой для разрешения, если не всех, то большинства проблемных вопросов. Примером конструктивного взаимодействия является деятельность Общественного экологического Совета при губернаторе Краснодарского края и Министерства природных ресурсов Краснодарского края.

Между тем, озвученные на заседании Совета выступления и материалы свидетельствуют о недостаточной активности и эффективности ведущегося по экологическим проблемам диалога. К сожалению, стали системными случаи игнорирования требований природоохранного законодательства, бездействия по отношению к таким нарушениям, а также преследования экологических активистов.

Вместо выстраивания диалога с активистами в Краснодарском крае в течение последних 5 лет нередко использовались меры административного и уголовного воздействия, в том числе впоследствии признанные незаконными. Не могут не беспокоить многочисленные факты назначения в 2009 - 2014 гг. экологическим активистам административного наказания в виде ареста.

В отношении двух членов Межрегиональной природоохранной и правозащитной благотворительной общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» – Сурена Газаряна и Евгения Витишко было возбуждено уголовное дело, по которому они приговорены в 3 годам лишения свободы условно. Этот условный срок для Е.Витишко в результате вылился в реальное заключение, а в отношении С.Газаряна после этого было возбуждено второе уголовное дело, после чего во избежание несправедливого осуждения он был вынужден покинуть страну.

Причиной этой ситуации стала борьба экологических активистов с возведением забора, установленного по территории участка лесного фонда (огораживание общедоступных участков лесного фонда запрещено Лесным кодексом РФ). Участок арендован компанией - ЗАО "Фирма "Агрокомплекс" в селе Бжид Туапсинского района. Забор до сих пор не допускает граждан ни на земли лесного фонда, ни к береговой полосе Черного моря. На сомнения в законности установки данного забора обращено внимание в определении заместителя председателя Верховного Суда РФ А.А. Толкаченко от 21 октября 2013 г. № 18-Д13-114, но постановлением президиума Краснодарского краевого суда приговор оставлен без изменения.

В ходе заседания члены Постоянной комиссии по экологическим правам обратили внимание на следующие проблемы:

1. Незаконные захваты лесных и прибрежных территорий.

Вышеупомянутая база отдыха ЗАО "Фирма "Агрокомплекс" в поселке Бжид - только один из таких фактов. Среди других объектов, грубо нарушающих право граждан на доступ к лесам и береговой полосе Черного моря, можно привести летнюю резиденцию Московской патриархии РПЦ и рекреационные объекты ЗАО "Абрау-Дюрсо"  вблизи г. Дивноморск и ЗАО "Индокопас" возле с. Прасковеевка в городе-курорте Геленджик.

Захват побережий, к сожалению, стал общей практикой, при том, что по законодательству данные участки продаваться не могут. Каждое такое нарушение должно стать поводом для принятия мер прокурорского реагирования.

2. Нарушения экологических прав граждан при транспортировке и хранении токсичных материалов.

Ярким примером острой ситуации является п. Чушка Темрюкского района. Граждане живут в нем в непосредственной близости от огромных отвалов серы. По поступившей в Совет информации, жители поселка подлежали переселению еще десять лет назад, но до сих пор вынуждены жить по сути в зоне экологического бедствия.

3. Ситуация с хранением твердых бытовых отходов в Темрюкском районе.

По сообщению местных жителей, в различных местах  длительное время действуют несанкционированные свалки (вблизи ст. Старотитаровской, ст. Голубицкой, г. Темрюк, п. Артющенко и др.), на которых ежедневно сжигается мусор. В районе горы Карабетовой (особо охраняемая природная территория) на несанкционированной площадке ТБО с мая 2014 г. круглосуточно горит мусор, также туда сливаются  жидкие бытовые отходы.

4. Промышленное освоение Таманского полуострова.

Жители Темрюкского района обеспокоены информацией о строительстве аммиачного завода и завода по производству минеральных удобрений. Мощность производства может составить более 800 тыс. тонн в год, мощность по перевалке — до 2 млн. тонн в год. Имея пример жителей поселка Чушка, граждане опасаются повторения этой истории с ними.

5. Возможное изменение границ Запорожско–Таманского заказника либо его ликвидация.

Необходима всесторонняя проработка данного вопроса специалистами и проведение комплексной экологической и природоохранной экспертизы.

6. Обратившиеся в Совет жители Кореновского района настаивают на том, что строительство завода ООО «Полипласт-Юг» по производству жидких добавок для бетонов и строительных растворов было совершено с нарушением природоохранного и экологического законодательства, ссылаются на бездействие органов прокуратуры.

7. Жители Туапсинского района в своих обращениях указывают на массовые незаконные рубки деревьев ценных пород (дуб, липа, каштан) и связанное с этим разрушение водотоков (в том числе использующихся жителями для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

8. Представитель «Комитета за гражданские права» обратил внимание на ситуацию с экологическим состоянием водоемов Краснодара. В частности было отмечено неудовлетворительное состояние берегов р. Кубань, Покровских озер и острая ситуация с качеством воды в Карасунском озере.

9. На заседании Совета был представлен доклад о нарушениях экологических прав граждан в Республике Адыгея: загрязнение почв и водоемов отходами сельскохозяйственного производства, несанционированные свалки ТБО, уничтожение зеленых насаждений в г. Майкоп из-за точечной застройки, нелегальные рубки леса.

 

Прошедшее в рамках выездного заседания Совета обсуждение указанных экологических проблем с руководителями органов государственной власти Краснодарского края и Республики Адыгея, с представителями правоохранительных и природоохранных органов, а также с экспертами и гражданскими активистами позволяет Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека дать следующие рекомендации:

1.        Считать необходимым внесение следующих изменений в законодательство:

- в ст. 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в части предоставления общественным объединениям права подавать в суд иски в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;

- в Налоговый кодекс Российской Федерации, в части реализации права граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций предъявлять в суды и арбитражные суды иски о возмещении вреда окружающей среде без уплаты государственной пошлины:

а) дополнить часть 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ следующими нормами:

«4.1) истцы в случаях, предусмотренных законом, – по искам о возмещении вреда окружающей среде»;

«9.1) общественные объединения – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц».

б) дополнить часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации следующей нормой:

«4) истцы в случаях, предусмотренных законом, по искам о возмещении вреда окружающей среде».

2.        Просить Следственный комитет Российской Федерации активизировать работу по расследованию уголовных дел о нападениях на экологических активистов, а Генеральную прокуратуру Российской Федерации – по осуществлению надзора за законностью действий правоохранительных и иных органов в отношении экологических организаций и активистов.

3.        Считать необходимым проведение комплексных проверок силами органов прокуратуры, Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, с привлечением представителей «Экологической вахты по Северному Кавказу» и других экологических НКО для решения вопросов о законности и обоснованности:

- воспрепятствования со стороны ЗАО "Фирма Агрокомплекс" (п. Бжид, Туапсинский район), ЗАО "Индокопас" (в районе с. Прасковеевка, г. Геленджик),  ОАО "Абрау-Дюрсо" (к северу от п. Дивноморск, г. Геленджик), Московской патриархии РПЦ (к югу от поселка Дивноморск, г. Геленджик) доступу граждан к землям лесного фонда и береговой полосе Черного моря на арендованных участках.

- массовых рубок деревьев ценных пород (дуб, липа, каштан) и связанного с этим разрушения водотоков (в том числе использующихся жителями для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) в Туапсинском районе;

- экологического загрязнения водоемов г. Краснодара и, в частности, берегов р. Кубань, Покровских озер и Карасунского озера;

- строительства завода по производству жидких добавок для бетонов и строительных растворов ООО «Полипласт-Юг» (Кореновский район);

- ведения лесного хозяйства и лесопользования в Георгиевском участковом лесничестве Туапсинского лесничества, а также деятельности местных и региональных правоохранительных органов в этой сфере;

- загрязнения почв и водоемов отходами сельскохозяйственного производства и организации несанционированных свалок твердых бытовых отходов в Республике Адыгея, уничтожения зеленых насаждений в г. Майкоп из-за точечной застройки, нелегальных рубок леса.

4. Совет предлагает урегулировать проблемы, связанные с обращением отходов свинокомплекса ЗАО «Киево-Жураки АПК» и их использованием в качестве удобрений, в соответствии с протоколом рабочего совещания, проведенного председателем Совета 15 декабря 2014 г. в п. Шевченко Теучежского района Республики Адыгея. Просить руководство Республики Адыгея проконтролировать выполнение принятых решений.

5.        Рекомендовать Минприроды России:

- организовать комплексную экологическую и природоохранную экспертизу предполагаемого изменения границ либо ликвидации Запорожско–Таманского заказника;

- дать правовую оценку необходимости внесения изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части внесения в число объектов экологической экспертизы проектов освоения лесов и обоснования изменения функционального зонирования территорий национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, для которых законом предусмотрено зонирование;

- разработать механизм компенсации ущерба в результате уничтожения видов, занесенных в Красную книгу России при плановом строительстве объектов.

6.        Рекомендовать администрации Краснодарского края рассмотреть вопросы:

- об отселении людей из санитарно-защитной зоны терминалов по перегрузке химических веществ и серы на косе Чушка Темрюкского района;

- о строительстве транспортной автомобильной развязки в районе судоремонтного завода по Сухумийскому шоссе М-4 «Дон» в г. Новороссийск.  Обеспечить отселение жителей домов №№ 74, 80, 86, 88, 94 по Сухумийскому шоссе, попадающих в санитарно-защитную зону строительства указанной развязки;

- о включении представителей «Экологической вахты по Северному Кавказу» и других экологических организаций в состав Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

7. Просить Управление Минюста России по Республике Адыгея оказать содействие правлению «Экологической вахты по Северному Кавказу» в приведении устава организации в соответствие с изменившимися требованиями законодательства о некоммерческих организациях.

8. Рекомендовать Минобразованию России рассмотреть вопрос о включении дисциплины «Региональная экология» в учебные программы вузов.

9. Просить Прокуратуру Республики Адыгея обеспечить надзор за расследованием уголовного дела в связи с публикацией статьи “Молчание ягнят” в целях недопущения преследования экологических активистов за их публичную деятельность в защиту окружающей среды.
 

III. В части выявленных нарушений прав жителей Краснодарского края на получение земельных и имущественных паев в ходе аграрной реформы начала 1990-х годов

По итогам выездного заседания в Краснодарском крае и правового анализа материалов из более чем 20 сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края о нарушении права граждан на получение земельных и имущественных паев в ходе аграрной реформы начала 1990-х годов, Постоянной комиссией по социальным правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Комиссия) выявлены следующие системные проблемы и выработаны предложения по их разрешению.

Аграрная реформа 1991-1993 гг. была обусловлена разгосударствлением экономики и переходом к рыночным отношениям, проводилась в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и достижения социальной стабильности на селе.

Всем сельскохозяйственным предприятиям предписывалось перейти к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местным администрациям - обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, свидетельств на право собственности на землю.

Право на бесплатное получение в собственность земельного и имущественного пая получили все члены колхозов и работники совхозов, в т.ч. и ушедшие на пенсию, а по решению коллектива хозяйства пай мог быть предоставлен и работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства[1].

Любой работник сельскохозяйственного предприятия получал безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем из колхоза/совхоза для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия, причем даже в случае сохранения сельхозпредприятием прежней формы хозяйствования[2].

Отмена законодательства, регулирующего вышеназванные отношения, не прекращает нереализованные гражданами ранее признанные права на земельный и имущественный пай. Поэтому указанные права подлежат защите и в настоящее время.

Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата всех видов проблем «земельных дольщиков», Совет обращает внимание на выявленные нарушения вышеназванных прав граждан должностными лицами сельхозпредприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и землеустроительных органов, а также судами Краснодарского края.

Вызывает обеспокоенность значительное количество противоречащих законодательству сделок с землей, совершенных руководством сельхозпредприятий, в том числе и в своих интересах. Нередки и прямые злоупотребления, по которым, в ряде случаев, правоохранительными органами возбуждались уголовные дела. Ситуацию усугубляет несовершенство законодательства и проблемы правоприменительной практики, по некоторым из которых Совет предлагает возможные способы решения.

Выявленные системные проблемы возможно выделить в следующие блоки:

1. Бездействие трудовых коллективов в принятии решений о закреплении земли за работниками

Пример 1.

ЗАО «Совхоз «Архипо-Осиповский» (г.Геленджик, особые условия приватизации)

В октябре 1992 г. решением трудового коллектива совхоза «Архипо-Осиповский» сформировано право коллективно-долевой собственности совхоза на земельные доли и утверждено Геленджикским Советом народных депутатов. Свидетельства на земельные паи гражданам не выданы.

Решением арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2010 г. (дело № А32-2485/2010) отказано в удовлетворении иска работника совхоза Р. к администрации Геленджика и Департаменту имущества Краснодарского края о понуждении к выдаче документов, подтверждающих его право долевой собственности на часть земельного участка совхоза. Суд пришел к выводу, что члены трудовых коллективов хозяйства, которое приватизировалось по «особым условиям»[3], не имеют право на получение земельного пая.

Судом установлено, что:

- непринятие администрацией г. Геленджик решения о передаче земли в общую собственность членов государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз «Архипо-Осиповский»,

- а также необращение трудового коллектива в местную администрацию с заявкой на предоставление земли в собственность с приложением списка лиц (п. 9 постановления Правительства РФ от 04.09.92 г. № 708) привело к невыделению земельных долей работникам совхоза.

Судом подтверждено:

- что действующее законодательство не предусматривает предоставления права на долю в праве собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном ранее действовавшим законодательством;

- что истцом не реализовано право на получение доли в праве собственности на земельный участок совхоза.

Нарушенные права могут быть восстановлены только новым предоставлением земельных участков либо денежной компенсации всем первичным акционерам приватизировавшегося совхоза, имеющим права на земельную долю и имущественный пай.

Пример 2.

Колхоз им. Мичурина (Тихорецкий район) в марте 1992 г. реорганизован в АОЗТ «имени Мичурина».

В июле 1992 г. постановлением администрации Тихорецкого района 1.547 членам АОЗТ «имени Мичурина» передано в коллективно-долевую собственность 7.564 га сельхозугодий, в т.ч. 7.343 га пашни (по информации из Тихорецкого архива большая часть списков собственников земельных и имущественных паев не поддается прочтению ввиду ветхости документов).

В ноябре 1997 г. председатель внутрихозяйственной комиссии колхоза З. при выдаче свидетельств о праве на земельный и имущественный пай, по словам заявителей «запретил собственникам оформлять земельные участки в натуре, сославшись на несовершенство земельного законодательства и отсутствие кадастровых номеров».

В мае 2001 г. постановлением администрации Тихорецкого района из земель ЗАО «имени Мичурина» выделены земельные участки – невостребованные земельные доли 137 собственников общей площадью 4.615 га и переданы в фонд перераспределения района, после чего сразу переданы в аренду ООО «Агросоюз», зарегистрированному в мае 2000 г.

В декабре 2001 г. постановлениями администрации Тихорецкого района выделены земельные участки площадью 576 га и 229 га и переданы в фонд перераспределения как невостребованные доли нескольких десятков граждан - собственников.

Районная прокуратура ссылается на то, что собственники не возражали письменно против включения своих земельных долей в фонд перераспределения и не заявляли об этом на собраниях собственников. Между тем, заявителями представлено множество коллективных жалоб работников колхоза на непредоставление земельных паев с требованиями предоставить их. Граждане остались без земельных паев.

В связи с недостаточностью информации необходимо исследование ситуации и доводов граждан комиссией по проверке законности приватизации земли, где необходимо дать правовую оценку бездействию внутрихозяйственной колхозной комиссии и местной администрации.

2. Бездействие местной администрации в принятии решений о передаче земли в общую собственность участников сельскохозяйственной организации

Пример 1.

Совхоз «Октябрьский» (Выселковский район) в октябре 1991 г. реорганизован в КСП «Прогресс».

В ноябре 1991 г. решением собрания уполномоченных КСП «Прогресс» (протокол № 2) земельный участок совхоза площадью 6.330 га разделен между совладельцами на равные земельные доли (утвержден список 589 совладельцев коллективно-долевой собственности) и направлены на утверждение в местную администрацию, а в 2009 г. список совладельцев с копиями учредительных документов, протоколов собраний были сданы в МБУ «Архив Выселковского района».

Несмотря на выдачу совладельцам архивных выписок из данного списка, впоследствии выяснилось, что на последней странице списка отсутствуют: подписи председателя общего собрания, ответственных лиц КСП «Прогресс» и печать предприятия.

В феврале 1996 г. решением собрания уполномоченных лиц КСП «Прогресс» реорганизовано путем присоединения к АОЗТ фирма «Агрокомплекс» в ЗАО фирма «Агрокомплекс», которому впоследствии передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок бывшего совхоза площадью 6.472 га, в феврале 2009 г. переоформленный в его собственность.

В результате земельные паи не получил никто.

Возникают вопросы:

- где находится последний лист протокола решения Общего собрания собственников от 19.11.91 г., если материалы в установленном порядке принимались местной администрацией, впоследствии были приняты на хранение архивом и неоднократно выдавались выписки из решения?

- принимала ли администрация Выселковского района решение об утверждении решения Общего собрания уполномоченных КСП «Прогресс» от 19.11.91 г.?

Способы восстановления прав граждан зависят от ответов на эти вопросы.

Пример 2.

Совхоз «Газырский» (Выселковский р-он).

В ходе процедур банкротства ОПХ «Газырское» в 2001 г. было продано имущество (документы о ликвидации - реорганизации не представлены).

Работникам совхоза долго обещали оформить доли, но в 2009 г. земля совхоза была передана в ЗАО фирма «Агрокомплекс» и оформлена в его собственности либо аренде:

- 6.411 га по свидетельству о государственной регистрации права собственности от 01.03.2013 г., выданному на основании договора купли-продажи с Администрацией Выселковского р-на от 18.02.2009 г. № 326 – в собственности;

- 1.629 га по свидетельству о государственной регистрации права собственности от 01.10.2008 г., выданному на основании договора купли-продажи с Администрацией Выселковского р-на от 10.06.2008 г. № 232 – в собственности;

- 9.000 га на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности.

Работники не получили земельные паи.

В связи с недостаточностью у заявителей информации комиссии по проверке законности приватизации земли необходимо дать правовую оценку ситуации и доводам граждан.

Пример 3.

Совхоз «Калниболотский» (Новопокровский р-он, особые условия приватизации).

Создан в 1934 г. как государственный лесопитомник с последующим перепрофилированием в плодосовхоз Краснодарского треста плодопитомнических совхозов. Находился в ведомственном подчинении объединения «Кубаньплодпром», которое устанавливало его специализацию по согласованию с администрацией Новопокровского р-на.

Согласно письму директора совхоза У. главе администрации Новопокровского р-на Л.И. Тюльпинову (без номера и даты) имеющаяся на январь 1992 г. площадь сельхозугодий 1.960 га будет закреплена за 539 постоянно работающими работниками совхоза по 3,6 га на каждого.

В июне 1992 г. администрацией Новопокровского района плодосовхоз «Калниболотский» был реорганизован в плодопитомнический совхоз «Калниболотский», что является нарушением Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и других нормативных правовых актов.

Невыполнение совхозом обязанности привести свой статус в соответствие с законодательством, а местной администрацией обязанности оформить работникам совхоза соответствующие паи, повлекло, в том числе и нарушение прав работников на земельные и имущественные паи, предусмотренные тем же пунктом 5 вышеназванного Положения от 04.09.92 г. № 708.

Ни земельных долей, ни имущественных паев не получил никто.

Администрацией Новопокровского района не издавалось постановлений о предоставлении в общую долевую собственность земельных долей работникам совхоза и свидетельства не выдавались. Между тем, приказом директора совхоза «Калниболотский» от 17.10.91 г. № 231 для ведения КФХ из земель совхоза было выделено по 3,9 га П., К. и О.

В ноябре 2004 г. решением арбитражного суда плодосовхоз «Калниболотский» признан банкротом, и основные средства производства переданы ПСК «Ленинский путь» (ныне ОАО «Радуга») в счет долга по договорам. Земельный участок бывшего совхоза передан в фонд перераспределения Краснодарского края и находится в аренде ОАО «Радуга» (1,831,7 га) и ИП Пипоян Г.Г. (486,8 га).

Исходя из положений ст. 18 Конституции РФ о том, что права человека и гражданина являются непосредственно д

Дополнительно

"Сложный край" - статья Елены Тополевой-Солдуновой о выездном заседании Совета в Краснодарском крае
Леонид Никитинский: Что нового нашла экспедиция Совета по правам человека на юге России
Комментарии членов Совета-ведущих тематических секций 16 декабря

Новости о заседании на сайте Совета:


Пресса о заседании: