Выездное заседание Совета в Алтайском крае с 3 по 6 июня 2019 года
В ходе работы члены Совета провели прием граждан в Барнауле, встретились с представителями общественных организаций, осмотрели объекты архитектурного наследия, объекты аварийного жилищного фонда и построенные для переселения жилые дома, ознакомились с работой школьных служб примирения, посетили детские, медицинские и социальные учреждения в Барнауле, исправительные колонии, следственный изолятор и изолятор временного содержания.
Общее
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с 3 по 6 июня провел 31-е выездное заседание в Алтайском крае.
В ходе работы члены Совета провели прием граждан в Барнауле, встретились с представителями общественных организаций, осмотрели объекты архитектурного наследия, объекты аварийного жилищного фонда и построенные для переселения жилые дома, ознакомились с работой школьных служб примирения, посетили детские, медицинские и социальные учреждения в Барнауле, исправительные колонии, следственный изолятор и изолятор временного содержания.
Члены Совета также посетили ленточные боры в Кулундинском и Новичихинском лесничествах, государственные природные заказники регионального значения «Кулундинский» и «Мамонтовский», памятник природы регионального значения «Колыванский борок» и леса на территории Горно-Колыванского лесничества, долину реки Ануй в Солонешенском районе Алтайского края, где производится добыча россыпного золота, где встретились с местными жителями и представителями экологических общественных организаций.
В рамках выездного заседания были организованы «круглые столы» по вопросам развития медиации в Алтайском крае, сохранения архитектурного наследия в Алтайском крае, расселения ветхого и аварийного жилья в Алтайском крае, по вопросам соблюдения экологических прав граждан в Алтайском крае, по вопросам соблюдения прав человека в местах принудительного содержания и развития общественного контроля в Алтайском крае, а также по вопросам соблюдения прав коренных и коренных малочисленных народов в Алтайском крае.
Рекомендации
a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:111970:"РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам 31-го выездного (136-го) заседания
в Алтайском крае 3-6 июня 2019 г.
3-6 июня 2019 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 31-е выездное заседание в Алтайском крае.
В ходе работы члены Совета провели прием граждан в Барнауле, встретились с представителями общественных организаций, осмотрели объекты архитектурного наследия, объекты аварийного жилищного фонда и построенные для переселения жилые дома, ознакомились с работой школьных служб примирения, посетили детские, медицинские и социальные учреждения в Барнауле, исправительные колонии, следственный изолятор и изолятор временного содержания.
Члены Совета также посетили ленточные боры в Кулундинском и Новичихинском лесничествах, государственные природные заказники регионального значения «Кулундинский» и «Мамонтовский», памятник природы регионального значения «Колыванский борок» и леса на территории Горно-Колыванского лесничества, долину реки Ануй в Солонешенском районе Алтайского края, где производится добыча россыпного золота, где встретились с местными жителями и представителями экологических общественных организаций.
В рамках выездного заседания были организованы «круглые столы» по вопросам развития медиации в Алтайском крае, сохранения архитектурного наследия в Алтайском крае, расселения ветхого и аварийного жилья в Алтайском крае, по вопросам соблюдения экологических прав граждан в Алтайском крае, по вопросам соблюдения прав человека в местах принудительного содержания и развития общественного контроля в Алтайском крае, а также по вопросам соблюдения прав коренных и коренных малочисленных народов в Алтайском крае.
По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.
Раздел I. В части соблюдения экологических прав жителей Алтайского края
1. Ленточные боры[1]
Ленточные боры Алтая - уникальные леса, не имеющие аналогов в мире, представляющие собой длинные (сотни километров) узкие ленты лесов по долинам древних рек, окруженные сельскохозяйственными угодьями и участками степей. Ленточные боры исторически играли важнейшую роль в расселении и жизни местного населения - именно к ним приурочено большинство крупнейших городов и поселков Алтайского края. Для современных жителей Алтайского края ленточные боры являются основным местом отдыха, сбора грибов, ягод, лекарственных растений, охоты, источником древесных и недревесных ресурсов леса. От ленточных боров напрямую зависит устойчивость сельскохозяйственного производства в степной зоне Алтая. Ленточные боры играют важнейшую водорегулирующую функцию, что также имеет ключевое значение для поддержания благоприятной среды обитания жителей Алтайского края.
Ленточные боры также выполняют исключительно важную роль для сохранения популяций таких редких видов птиц, как черный аист, орлан-белохвост, беркут, орел-могильник, большой подорлик, балобан, филин. С 1943 года ленточные боры имеют специальный охранный статус (как категория защитных лесов).. В ленточных борах на территории Алтайского края расположено 10 региональных государственных природных заказников и
5 памятников природы, а также 4 ключевых орнитологических территории международного значения. Приказом Минприроды России № 105 от 19 февраля 2019 г. (вступил в силу 16 апреля 2019 г.) в связи "с необходимостью усиления мер по сохранению ленточных боров Алтайского края и Новосибирской области, формирование и существование которых связано с уникальными природно-климатическими условиями, а также целесообразностью организации лесопользования в ленточных борах с учетом их важного климаторегулирующего, почвозащитного и водоохранного значения" ленточные боры выделены в отдельный лесной район, специальные нормы лесопользования для которого пока не разработаны.
В ходе выездного заседания были выявлены следующие проблемы, напрямую влияющие на сохранность ленточных боров.
1) Крайне малая площадь участков, на которых лесопользование ограничено в достаточной для сохранения биологического разнообразия ленточных боров мере. Несмотря на особую природную и социальную ценность ленточных боров, они практически целиком, вместе с региональными особо охраняемыми природными территориями (далее- ООПТ), переданы в аренду для заготовки древесины. Из 10 ленточно-боровых заказников в Алтайском крае на сегодняшний день рубки леса ограничены только в 2, остальные заказники используются для заготовки древесины практически таким же образом, как и окружающие территории, не имеющие статуса ООПТ. Рубки ведут к уничтожению мест обитания видов растений и животных, занесенных в красные книги России и Алтайского края. Круглогодичное беспокойство, вызванное шумом при заготовке древесины на большей части территорий отрицательно сказывается на воспроизводстве и состоянии популяций лесных зверей и птиц. Работа по выделению особо охранных частей государственных природных заказников ведется, но медленно - при текущих темпах невозможно обеспечить сохранение тех уникальных природных комплексов и объектов, ради которых заказники создавались.
2) Интенсивное лесопользование ведется по общим для ценных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района (к которому до 15 апреля 2019 г. относились ленточные боры) нормам и правилам без учета специфических особенностей и особых природных ценностей ленточных боров и ООПТ регионального значения.
Заготовка древесины идет практически на всей территории ленточных боров, где есть пригодные для нее продуктивные леса, в том числе на ООПТ и в окрестностях населенных пунктов. На всей территории преобладают разные виды выборочных и постепенных рубок (добровольно-выборочные, группово-выборочные, группово-постепенные) преимущественно слабой интенсивности. Несмотря на формально разные названия, по своим организационно-техническим параметрам эти рубки близки и на практике часто почти неотличимы друг от друга. В отдельных случаях применяются другие виды рубок, например, чересполосно-постепенные с искусственным лесовосстановлением, но их применение нельзя признать удачным (так, на обследованном представителями Совета участке в Кулундинском заказнике созданные после чересполосно-постепенной рубки лесные культуры погибли).
Преобладающие виды рубок (низкоинтенсивные выборочные и постепенные) не обеспечивают возобновления сосны и в целом воспроизводства боровых экосистем - в зависимости от лесорастительных условий, интенсивности и прошлой истории рубок, на разреживаемых участках происходит разрастание подлеска (караганы и др.), задернение, или формирование березового подроста. Удовлетворительное возобновление сосны происходит только в некоторых типах леса при совпадении нескольких благоприятных факторов, и является скорее удачным исключением, чем нормой. Фактически сложившаяся система рубок постепенно разреживает старые древостои сосны, исчерпывает их ресурсы, но не приводит к формированию новых. Ситуация усугубляется тем, что прогрессирующее разреживание старых сосновых древостоев снижает их устойчивость, а в силу особенностей ленточных боров эти древостои испытывают сильную ветровую нагрузку. Все это может привести к постепенной, но довольно быстрой (в течение одного-двух десятилетий) деградации основной части существующих сосновых боров, с формированием на их месте разнообразных производных экосистем гораздо меньшей природной и хозяйственной ценности.
Кроме того, применение выборочных рубок низкой интенсивности приводит к тому, что рубки ежегодно проводятся на очень больших площадях, охватывая за период действия лесохозяйственных регламентов и лесных планов практически всю площадь продуктивных лесов, в том числе участки, на которых рубки следует максимально ограничить для сохранения природных или социальных ценностей леса.
3) Массовое распространение агрессивного североамериканского инвазивного вида (экзота) - клена ясенелистного (Acer negundo L.). В настоящее время происходит быстрое распространение этого вида по территории ленточных боров, что приводит к существенному изменению естественных экосистем, подавлению и вытеснению местных видов.
Распространение этого клена существенно влияет на лесовосстановительный процесс и в целом на динамику лесных экосистем, меняет световой, водный режим экосистем и условия минерального питания растений, местами приводит к формированию практически мертвопокровных участков леса, на которых почти полностью отсутствуют травянистые растения и какое бы то ни было возобновление деревьев. Это является одной из важнейших угроз как природным ценностям алтайских ленточных боров, так и практически любым возможным видам их хозяйственного использования. Никакой борьбы с массовым распространением указанного вида клена не ведется, более того - действующее законодательство (в частности, Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства[2] и Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности[3]) не делает различий между рубкой этого вида клена и местных видов, имеющих большую природную и хозяйственную ценность. Фактически законодательство защищает этот вид клена, являющийся вредным организмом, так же, как ценные породы деревьев.
4) Монополизация хозяйственной деятельности в ленточных борах организациями, связанными с лесной холдинговой компанией "Алтайлес". Эти организации образуют сложную многоуровневую структуру, арендующую в общей сложности около 1,4 млн. га лесов, что составляет почти 1/3 от общей площади лесов в Алтайском крае. В ленточных борах эта группа организаций занимает монополистическое положение и выполняет абсолютное большинство функций, связанных с охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительной стороной является хороший уровень противопожарного обустройства лесов и борьбы с лесными пожарами. Кроме того, с технической точки зрения (применяемой техники, воздействия на почву и оставляемые деревья и т.д.) рубки, проводимые организациями этой группы, также отличаются хорошим качеством.
Отрицательной стороной является чрезмерная ориентация потоков древесины и лесных работ на обеспечение нужд трех крупных лесоперерабатывающих предприятий – Каменского ЛДК, Рубцовского ЛДК, и Павловского ДОК. Результатом этой чрезмерной ориентации (наряду с другими факторами) является сокращение малых производств, которые давали значительное количество постоянных рабочих мест для местного населения - например, ивовой плантации и цеха по производству мебели из лозы в Мамонтовском лесхозе, предприятия ИП В.Г.Демиденко, занимавшегося производством деревянных домов. Кроме того, граждане сообщают о проблемах с приобретением права на заготовку древесины для собственных нужд – участки могут выделяться на очень большом расстоянии от места их проживания (более 100 км., даже если село находится на краю ленточного бора).
5) Угрозы, связанные с переходом пожаров с сопредельных территорий. В связи с тем, что ленточные боры со всех сторон окружены нелесными территориями (главным образом, сельскохозяйственными ландшафтами), велики риски перехода огня на них с сопредельных территорий. При этом в законодательстве вопросы охраны лесов от пожаров, приходящих с сопредельных территорий, практически не урегулированы (в частности, не урегулированы вопросы противопожарного обустройства этих территорий - например, прокладки на них минерализованных полос, а также тушения пожаров, угрожающих лесу). Фактически органам управления лесами и арендаторам приходится принимать меры, предотвращающие переход огня с сопредельных земель на леса, на свой страх и риск, и под свою материальную ответственность.
В связи с изложенным в п. 1, Совет рекомендует:
Правительству Российской Федерации:
1. Принять меры по декриминализации рубки клена ясенелистного американского (Acer negundo L.) на природных территориях, в частности, путем исключения из перечня пород, в отношении которых устанавливаются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности");
2. Нормативно регламентировать охрану лесов от перехода пожаров с сопредельных территорий (установив, в том числе, возможность прокладки минерализованных полос по таким территориям, возможность тушения пожаров на таких территориях до их перехода на земли лесного фонда, возможность возмещения затрат арендаторам лесных участков, связанных с тушением пожаров на сопредельных с землями лесного фонда территориях).
Минприроды России:
1. Разработать правила (особенности) охраны, защиты, использования и воспроизводства ленточных боров, учитывающие их особую природную и социальную значимость, обеспечивающие воспроизводство после рубок главной лесообразующей породы ленточных боров (сосны) и сохранение характерных боровых экосистем. Внести соответствующие изменения в Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила ухода за лесами и другие необходимые нормативные правовые акты для Алтае-Новосибирского района лесостепей и ленточных боров;
2. Предусмотреть в правилах (особенностях) охраны, защиты, использования и воспроизводства ленточных боров необходимость проведения мероприятий по уничтожению клена ясенелистного американского (Acer negundo L.) при всех видах рубок лесных насаждений и проведении прочих лесохозяйственных мероприятий.
Рослесхозу:
1. В целях поддержания средообразующих функций ленточных боров, выполнения основной лесообразующей породой этих лесов (сосной обыкновенной) свойственных ей биологических функций, а также в целях снижения эксплуатационной нагрузки на ленточно-боровые экосистемы внести изменения в приказ Рослесхоза от 9 апреля 2015 г. № 105 "Об установлении возрастов рубок", предусматривающией увеличение возраста рубки для сосны в ленточных борах до 121-140 лет (все бонитеты); а для сосны на ООПТ, расположенных в ленточных борах, до 141-160 лет (все бонитеты);
2. Внести в Приказ Рослесхоза № 174 от 27 апреля 2012 г. изменения, устанавливающие нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом специфики пожарной опасности для ленточных боров, и предоставление возможности регионам самостоятельно определять дополнительные объемы противопожарного обустройства лесов;
3. Для сохранения высокого биологического разнообразия и средообразующих функций ленточных боров выделить в соответствии с Лесным кодексом РФ и Лесоустроительной инструкцией особо защитные участки лесов:
- участки лесов в границах прибрежных защитных полос;
- опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
- участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
- участки лесов, являющиеся местами обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
- особо охранные части государственных природных заказников;
- участки лесов вокруг глухариных токов.
Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края:
1. Подготовить и направить в Федеральное агентство лесного хозяйства предложения по выделению в ленточных борах в соответствии с Лесным кодексом РФ и Лесоустроительной инструкцией особо защитных участков лесов вышеуказанных категорий.
2. Разработать комплекс мер, направленных на демонополизацию доступа к лесным ресурсам (в частности, к древесине), и на обеспечение возможностей для жителей населенных пунктов, расположенных рядом с ленточными борами, приобретать древесину на приемлемых для них условиях для собственных нужд, и для предпринимателей - для развития малого бизнеса.
2. Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Алтайском крае
Совет отмечает, что развитие сети ООПТ является важным фактором обеспечения экологической безопасности страны, и имеет ключевое значение для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Российская заповедная система выполняет важнейшую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержания экологической стабильности многих регионов России. Абсолютное большинство редких и исчезающих видов растений и животных сохранились именно благодаря ООПТ. Расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий предусмотрено Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., а также Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
Территория Алтайского края характеризуется значительным спектром природных зон и ландшафтов: от сухих степей и солончаков Кулундинской равнины до влажной черневой тайги и альпийских лугов в горной части региона. Вместе с тем, Алтайский край – густонаселенный регион с развитым сельским и лесным хозяйством, промышленностью и инфраструктурой, что определяет масштабы антропогенного воздействия на природные экосистемы. В таких условиях система ООПТ играет решающую роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия, поддержании благоприятной окружающей среды для населения, обеспечении экологической безопасности региона.
В ходе выездного заседания были выявлены следующие проблемы функционирования и развития сети ООПТ Алтайского края.
1) Недостаточная площадь ООПТ в Алтайском крае. В настоящее время в Алтайском крае существуют 104 ООПТ: государственный природный заповедник «Тигирекский», 2 природных парка, 38 государственных природных заказников регионального значения, 62 памятника природы регионального значения, 4 памятника природы местного (муниципального) значения. Их общая площадь составляет 889,79 тыс. га.
Таким образом, на сегодняшний день доля ООПТ составляет лишь 5,3 % от территории Алтайского края, что недостаточно для сохранения всего богатства ландшафтного и биологического разнообразия региона. Это один из самых низких показателей в Сибирском федеральном округе.
В Алтайском крае принята и реализуется Схема развития и размещения ООПТ на период до 2025 г., в соответствии с которой планируется увеличить общую площадь ООПТ почти в 2 раза. Минприроды Алтайского края проводит большую работу в этом направлении, однако этих усилий недостаточно. Само по себе формальное увеличение площади ООПТ не даст необходимых результатов. Эти результаты зависят от качества управления системой ООПТ.
2) Несоответствие режимов охраны и использования ООПТ краевого значения целям их создания и действующему законодательству. Согласно положениям о региональных ООПТ, утвержденным постановлениями Администрации Алтайского края, в большинстве заказников и некоторых памятниках природы допускаются такие виды хозяйственной деятельности, как заготовка древесины и добыча полезных ископаемых. Так, из 26 лесных заказников рубки леса ограничены только в 8, разработка недр запрещена лишь в 13 из 38 заказников краевого значения. Это противоречит целям создания ООПТ, приводит к нарушению и деградации охраняемых природных комплексов, к уничтожению мест обитания редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в красные книги Алтайского края и Российской Федерации.
В ленточных борах зоны особой охраны выделены и утверждены на территории всего 2-х заказников: «Панкрушихинский» и «Касмалинский».
В 2012 г. за счет средств краевого бюджета были подготовлены материалы, обосновывающие зонирование Завьяловского заказника. Отделением Общероссийского народного фронта в Алтайском крае за счет «президентского гранта» были подготовлены научные обоснования по выделению зон особой охраны по 4 заказникам: «Алеусский», «Корниловский», «Кулундинский», «Мамонтовский». Постановление по внесению изменений в Положение о Мамонтовском заказнике, предусматривающее, в том числе, выделение зоны особой охраны, подписано Губернатором Алтайского края. Проекты Постановлений Правительства Алтайского края о внесении изменений в положения о Завьяловском, Корниловском, Кулундинском и Алеусском заказниках согласованы с Минприроды России и готовятся к утверждению.
Также за счет средств краевого бюджета в 2016 г. были подготовлены материалы обоснования для создания в Барнаульской ленте еще 3 памятников природы: «Боровые болота», «Озеро Песчаное», «Озеро Зеркальное и речка Волчиха». Решение об их создании не принято в связи с негативным отношением ООО «ЛХК «Алтайлес», выразившим недоверие материалам обследования и требующим их актуализации.
Учитывая, что лесопокрытая площадь ленточных боров Алтайского края составляет 784,4 тыс. га, а лесопокрытая площадь всех ООПТ ленточных боров около 150 тыс. га, площадь существующих и планируемых ОЗУ – 59 тыс. га, выделение зон особой охраны позволит запретить все рубки, кроме санитарных на площади составляющей 7,5 % от всей лесопокрытой площади ленточных боров. Совет полагает, что это меньше, чем требуется для сохранения всего биологического разнообразия ленточных боров, но минимально достаточно для поддержания его приемлемого уровня.
3) Недостаточная численность и слабое материально-техническое обеспечение инспекторов региональных ООПТ. В настоящее время нормально функционирует, обеспечена необходимой охраной и имеет надлежащее состояние только одна ООПТ – Государственный природный заповедник «Тигирекский» (менее 5% от площади ООПТ в Алтайском крае).
Если штат охраны одного Тигирекского заповедника в настоящее время составляет 18 инспекторов, то охрану всех заказников регионального значения и двух природных парков общей площадью 804 тыс. га обеспечивают только
26 государственных инспекторов. Таким образом, на одного инспектора приходится свыше 30 тыс. га охраняемой территории. Постоянная охрана осуществляется на территории 30 заказников и 2 природных парков. Территории 8 заказников не обеспечены постоянной охраной.
Недостаточность финансирования из краевого бюджета приводит к росту количества латентных правонарушений и размера вреда, причиняемого государству в результате незаконного природопользования.
4) Проблемы создания национального парка «Тогул» («Салаир») в Алтайском крае. В соответствии с указом Президента России № 204 от 7 мая 2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.", в целях прорывного развития нашей страны необходимо создать не менее 24 новых ООПТ федерального значения и увеличить их совокупную площадь на 5 млн. га. В послании Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г. Президент России поручил создать национальный парк в Алтайском крае.
Создание национального парка «Тогул» («Салаир») в Ельцовском, Заринском и Тогульском районах Алтайского края предусмотрено национальным проектом "Экология", разработанным во исполнение Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г.. Данный проект проходит общественные обсуждения с населением и согласования с заинтересованными сторонами. Организаторами общественных обсуждений выступают Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, региональное отделение ОНФ и администрации муниципальных районов.
При этом созданию национального парка препятствует позиция Роснедр. Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 3 февраля 2012 г. выдана лицензия на право пользования недрами БАР 02228 БР (геологическое изучение (поиск, разведка) и добыча золота из кор выветривания), владельцем данной лицензии является ООО "Корсан Групп" (г. Новосибирск). Условиями лицензии предусмотрено строительство объектов инфраструктуры до 1 февраля 2016 г. и промышленная добыча до 1 июня 2019 г.. Установлено, что данные работы не проводятся, сроки, указанные в лицензионном соглашении, давно нарушены.
Существующий лицензионный участок расположен на территории, где планируется создание национального парка «Тогул». Таким образом, факт существования лицензии (деятельность по которой не ведется) не позволяет создать ООПТ, то есть ведет к срыву выполнения национального проекта и поручения Президента России.
Необходимо подчеркнуть, что разработка данного месторождения не может быть осуществлена в силу требований действующего природоохранного законодательства:
• лицензионный участок располагается в защитных лесах, режим которых не предусматривает сплошных рубок лесных насаждений, без которых разработка недр на данной территории невозможна;
• режим особой охраны существующего государственного природного заказника регионального значения не допускает тех видов хозяйственной деятельности, которые предполагаются выданной лицензией;
• вся площадь участка занята популяцией растения, занесенного в Красную книгу Российской Федерации; размер вреда от уничтожения данной популяции охраняемого объекта растительного мира согласно действующей методике расчета составит 174 712,95 млн. руб.;
• проект "Поисково-оценочные и разведочные работы на золото в корах выветривания в пределах Уксунайского участка" в Тогульском районе Алтайского края (лицензия БАР 02228 БР) получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы (приказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 23 июля 2014 г. № 363).
Исключить из проектируемой территории национального парка лицензионный участок (БАР 02228 БР) невозможно, поскольку он располагается практически в ее центре и накладывается на ценные природные комплексы, подлежащие особой охране.
Согласно ст. 20 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, а также если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах. Таким образом, право пользования недрами по лицензии БАР 02228 БР должно быть прекращено.
5) Проблемы расширения территории государственного природного заповедника Тигирекский. Научной и природоохраной общественностью, Минприроды и Правительством Алтайского края проведена вся необходимая работа по расширению территории государственного природного заповедника «Тигирекский» на 8855 га в Курьинском районе. Обосновывающие материалы согласованы на муниципальном и региональном уровнях и направлены в Минприроды Российской Федерации. Но процесс расширения заповедника застопорился.
В связи с изложенным в п. 2 Совет рекомендует:
Минприроды России:
1. В целях выполнения положений Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. и национального проекта «Экология» в части создания национального парка «Тогул» («Салаир») принять меры, направленные на прекращение действия лицензии на право пользования недрами БАР 02228 БР в соответствии со ст. 20 Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.
2. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект решения о расширении территории государственного природного заповедника «Тигирекский» в Курьинском районе Алтайского края.
Правительству Алтайского края:
1. Оказать содействие в согласовании границ планируемого национального парка «Тогул» («Салаир») с хозяйствующими субъектами, населением, органами местного самоуправления.
2. Обратиться в Минприроды России с целью ускорения процесса расширения территории государственного природного заповедника «Тигирекский» на 8 855 га в Курьинском районе Алтайского края.
3. Выделить дополнительное финансирование для Минприроды Алтайского края с целью создания трех дополнительных штатных единиц и формирования из них оперативной патрульной группы в КГБУ "Алтайприрода" для патрулирования ООПТ.
Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края:
1. Активизировать работу по созданию новых ООПТ регионального значения в Алтайском крае.
2. Привести режимы ООПТ регионального значения в соответствие с целями их создания и действующим законодательством, в частности:
- выделить зоны особой охраны в заказниках, расположенных в ленточных и приобских борах, и установить в таких зонах запрет на все виды рубок лесных насаждений, за исключением выборочных санитарных рубок;
- установить на всех ООПТ запрет на проведение рубок и любых лесохозяйственных мероприятий, за исключением противопожарных, в весенне-летний период (период размножения животных);
- установить на всех ООПТ запрет на проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых.
3. Сплошные санитарные рубки, связанные с полиграфом уссурийским
Чуть больше десяти лет назад в Сибирь был завезен крайне опасный вредитель пихты - полиграф уссурийский (Polygraphus proximus), естественный ареал которого охватывает северо-восток Китая, Корею, а также Хабаровский, Приморский края и Сахалинскую область России. Впервые на юге Сибири в районах, примыкающих к Транссибу, полиграф уссурийский был обнаружен в 2008 г. За последнее десятилетие полиграф массово распространился в Республике Алтай, Алтайском и Красноярском краях, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, и пока ясного предела его распространению нет.
Полиграф уссурийский входит в единый перечень карантинных объектов ЕврАзЭС, и является одним из самых опасных для лесов инвазивных насекомых-вредителей. Из-за этого в профессиональной среде сформировалось особое отношение к санитарным рубкам, назначаемым для борьбы с этим вредителем: там, где есть очаг полиграфа, санрубку надо назначать обязательно, не глядя ни на какие прочие обстоятельства. Фактически этот подход означал, что цель (борьба с полиграфом уссурийским) оправдывала любые средства (назначение санитарных рубок везде, где они требовались для этой борьбы, в том числе на существующих и планируемых ООПТ, в местах обитания редких и охраняемых видов, и в других лесах высокой природоохранной ценности).
Однако, указанные меры не смогли остановить массовое распространение полиграфа уссурийского по пихтовым лесам юга Сибири - теперь он стал в этих лесах одним из самых массовых и повсеместно распространенных вредителей. Соответственно, по мнению Совета, в регионах, которые уже полностью или почти полностью вошли во вторичный ареал этого вредителя, нужно менять стратегию борьбы с ним: переходить от мер, направленных на предотвращение его экспансии, к мерам, направленным на снижение причиняемого им ущерба лесам. А это значит, что при назначении санитарно-оздоровительных мероприятий, в частности сплошных или выборочных санитарных рубок, надо, в числе прочего, взвешивать и сравнивать ущерб, который может быть причинен ценным природным комплексам и объектам вредителем и мерами по борьбе с ним (санрубками) – и в некоторых случаях отказываться от проведения санрубок.
Экспертами Постоянной комиссии по экологическим правам Совета совместно с представителями общественных организаций были обследованы сплошные санитарные рубки, которые проводились в 2018 и 2019 гг. на территории памятника природы краевого значения «Колыванский борок» в Курьинском районе Алтайского края, а также на прилегающей к нему территории планируемого национального парка «Горная Колывань» (Колыванское участковое лесничество Горно-Колыванского лесничества). Обследование показало, что рубки эти назначаются и проводятся таким образом, что они вряд ли могут существенно помешать дальнейшему росту численности полиграфа уссурийского и повреждению окрестных лесов по следующим причинам:
- рубки проводятся без учета жизненного цикла вредителя - не в период его активного размножения, когда действительно можно уничтожить его молодые поколения вместе с заселенными деревьями, а зимой, когда удобно проводить заготовку и вывозку древесины;
- на местах рубки остается большое количество неликвидной древесины пихты, которая может служить дополнительным субстратом для размножения вредителя;
- при этих рубках выбираются только отдельные участки, главным образом те, где высока доля пихты в составе древостоя - при этом рассеянные по окружающей обширной территории заселенные или отработанные вредителем деревья остаются нетронутыми.
Фактически смысл этих рубок состоит не в борьбе с полиграфом уссурийским, а в заготовке и использовании древесины из поврежденных им хозяйственно ценных лесных насаждений - то есть это уже не санитарно-оздоровительные, а хозяйственные мероприятия. А раз это хозяйственные мероприятия, то и проводить их необходимо с учетом тех ограничений, которые накладываются на использование лесов в связи с наличием ООПТ и известных мест обитания "краснокнижных" растений. И другие последствия - такие, как эрозию почвы, смену черневой тайги чисто лиственными производными лесами, и т.п., тоже надо учитывать, и сопоставлять с ценностью спасенной от полиграфа древесины.
Кроме того, проведение сплошных рубок на территории планируемого национального парка «Горная Колывань» делает практически невозможным использование территории для развития экологического туризма и отдыха, то есть, ставит под вопрос само создание национального парка, которое предусмотрено Концепцией развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 г.[4], а также федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» национального проекта "Экология", разработанного во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.
В соответствии с ч. 2 ст. 60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию. Соогласно ч. 1 ст. 60.7 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений проводятся в целях предупреждения распространения вредных организмов.
Как указано выше, обследованные участки леса не представляют угрозы распространения из него на другие участки вредных организмов. Таким образом, назначение и проведение на данных участка сплошных санитарных рубок противоречит Лесному кодексу РФ.
По информации общественных организаций, аналогичная ситуация с санитарными рубками имеет место в Змеиногорском районе Алтайского края.
Поскольку эти сплошные санитарные рубки проводятся в границах существующих и создаваемых ООПТ, в местах обитания редких видов, вблизи поселений и на эрозионно опасных участках, их проводить нельзя - даже если на этих участках часть деревьев повреждена полиграфом уссур