Посещение центра временного содержания иностранных граждан в деревне Сахарово

Председатель Совета Михаил Федотов, руководитель комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин и глава постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Евгений Бобров 20 февраля 2015 года посетили новый центр для содержания мигрантов в Новой Москве.

О поездке

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, председатель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин и председатель постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Евгений Бобров 20 февраля 2015 года посетили специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, расположенное в районе д. Сахарово в Новой Москве.

Центр начал работу 1 января 2015 года, в нем до сих пор продолжается набор персонала, на сегодняшний день учреждение насчитывает 270 сотрудников, 39 мест вакантны. Наполняемость центра - 1000 человек, однако реально сегодня могут принять только 700 иностранцев, так как остальные помещения не введены в строй.

По итогам посещения Андрей Бабушкин опубликовал справку с рекомендациями в своем блоге.

Справка по итогам посещения

специального учреждения для временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ) г. Москвы

20 февраля 2015 года председателем Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) М.А.Федотовым, членами Совета А.В. Бабушкиным и Е.А.Бобровым, сотрудником СПЧ А.Г.Дейнеко с внезапной инспекцией был посещено Специальное помещение для временного содержания иностранных граждан. Участников посещения посещали и.о. Начальника Учреждения, заместитель начальника Мясников Дмитрий Валентинович и и.о. зам начальника по режиму Денис Вячеславович.

СУВСИГ (далее – Учреждение, Центр) находится в д. Сахарово на территории Новой Москвы в 54 км от МКАД.

Точное время перевода Центра из пос. Северный в дер. Сахарово неизвестно. Считается, что официально учреждение было открыто с 1 января 2015 года.

Благодаря политике руководства ФМС, которое из-за просчетов законодателей (только 16.02.14 вступила в действие поправка к 76-ФЗ, дающая прав посещать учреждение членам ОНК) учреждение стало одним из наиболее закрытых в стране, в котором нарушения прав человека приобрели массовый характер. Так, в деятельности СУВСИГ выявлены нарушения, которых не было в Центре содержания иностранных граждан ГУВД Москвы при их посещении членами ОНК Москвы.

За несколько дней до приезда представителей СПЧ все предыдущее руководство СУВСИГ было уволено. ВРИО начальника Аксенова Елена Алексеевна была назначена за 4 дня до нашего приезда.

максимальное наполнение СУВСИГ составляет 1000 человек. В настоящее время СУФСИГ может принять до 700 человек. Максимальная заполняемость в последние дни составляла 650 человек.

Штат СУВСИГ 270 человек. В настоящее время некомплект сотрудников составляет– 39 человек.

Официально приемка здания Центр не произведена. Здание Центра для содержания выдворяемых не пригодно. Иностранные граждане размещены в запираемых камерах. Двери камер соответствуют стандартам, установленным для камер СИЗО и помещений камерного типа исправительных колоний. Пол в камерах бетонный, покрыт холодным пластиком.   Приватность отхожих мест не обеспечена; перегородки высотой около 60 см. не позволяют чувствовать себя комфортно д\лицам, которые пользуются унитазом. Скамейки и столы изготовлены в соответствие со стандартами, установленными для СИЗО в период, предшествующий началу осуществления общественного контроля с неудобными выступающими металлическими уголками. Кровати сооружены в соответствие со стандартами, принятыми в СИЗО и размещены в 2 яруса. Подъемных ступеней нет. Барьеров на кроватях второго яруса нет.

Стенды с правами и обязанностями    выдворяемых, адресами правозащитных организаций и надзорных органов в камерах отсутствуют.

Вода из-под крана для питья не пригодна. Бочки для питьевой воды отсутствуют.

Телевизоры и радиоточки в камерах отсутствуют. Газеты и настольные игры в посещенных камерах отсутствуют.

В качестве положительных моментов следует отметить:

- хорошее состояние большинства матрасов;

- возможность открыть окна изнутри;  

- наличие во всех посещенных камерах мыла и туалетной бумаги.

За несколько дней до посещения СПЧ в СУВСИГ произошли волнения. Передачи не принимаются после волнений в СУФСИГе якобы на основании решения руководства ГУ МВД по г. Москве. Документ, на основании которого прекращен прием передач, отсутствует. Произведено обозрение Правил внутреннего распорядка, в которых отсутствует возможность прекращения передач.

Центр охраняет не полиция, а ЧОП «Штурм».

В Центре имеется мед отдел, руководителем которого является врач. На момент посещения в мед отделе находился дежурный фельдшер. Согласно Книге учета оказания медицинской помощи, за 19 февраля к врачам было выведено 23 человека, 18 февраля – 16 человек, 17 февраля – 17 человек, 16 февраля – 54 человек. Вместе с тем, жалобы на неоказание медицинской помощи носит массовый характер.

В СУВСИГ имеется 2 прогулочных дворика размером 21 на 21 метр. Стены и потолок двора сделаны из решеток. Признаков использования прогулочного дворика в день посещения не имеется. Турника, брусьев, скамеек, навеса во дворах нет.

Содержащимися в СУВСИГе лицами выражена благодарность оперативному дежурному Сорока Сергей Александрович.

В течение нескольких дней в СУВСИГ вводился ОМОН. Документы, на основании которых в Центр вводился ОМОН, отсутствуют. Зафиксирован случай избиения ОМОНом гражданина Вьетнама, не владеющего русским языком.

Журнал посещения сотрудниками производящими процессуальные или оперативно - розыскные действия, не ведется. Вместе с тем представлены документы, на основании которых посещающим СУВСИГ лицам предоставляется встреча с иностранными гражданами.

Правила внутреннего распорядка, утвержденные постановлением Правительства РФ, имеются у начальника, но не вывешены в камерах.

По итогам посещения рекомендуется:

1) Не принимать данное здание для размещения в нем СУВСИГ, как не соответствующее целям и задачам соответствующих учреждений, правовому статусу выдворяемых граждан, требованиям Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в данном здании можно было бы разместить один из Департаментов Правительства Москвы.

Взять за образец СУВСИГ г. Грозного Чеченской Республики.

2) Отремонтировать крыльцо входной группы и оборудовать его перилами.

3) Оборудовать камеры для изоляции лиц с подозрением на инфекционные заболевания. Не допускать размещения лиц с различными заболеваниями.

4) Отремонтировать камеры, в которых имеются протески, например камеру № 106, где течет вода. До производства ремонта не содержать в этих камерах людей.

5) Обеспечить приватность отхожих мест с тем, чтобы человека, находящегося в туалете, не было видно.

6) Обратить внимание на недопустимость отправки на Украину жителей Донецкой и Луганской областей, Республики Крым и Севастополя. Так, планируется отправка на Украину Б.Д., прибывшего в Россию в 2006 году, жителя г. Дзержинск Донецкой области. В связи с этим Б. опасается за свою жизнь.

7) Не допускать задержания за нарушение миграционных правил граждан, освобождаемых из СИЗО. Так, Б.Д. содержался в СИЗО № 4 г. Москвы; однако Украина не приняла его в качестве экстрадируемого лица, в связи с чем он был освобожден. На выходе из СИЗО его забрали судебные приставы. Басманный суд по-видимому отказал в удовлетворении его жалобы на выдворение, так как он не знает, рассмотрел ли Басманный суд его обращение. Прокурор Коптевской прокуратуры поддержал позицию Б.

8) Обеспечить отправку заявлений содержащихся в СУВСИГе лиц. Так, заявление Б. в Басманный в суд не отправлено.

9) НЕМЕДЛЕННО обеспечить вывод содержащихся граждан на прогулку; не выводят на прогулку 4 дня; при этом прогулка продолжается пол часа. Увеличить количество прогулочных дворов. Оборудовать прогулочные дворцы навесом от дождя и солнечных лучей, скамейками, мусорной урной, турником, брусьями.

10) Обеспечить:

- нормальное качество пищи;

- контрольных порций за текущий и предшествующий день .

По отзывам содержащихся, пища крайне низкого качества, является несоленной, первое блюдо не содержит гущи.

10) Сделать деревянное покрытие пола взамен холодного бетонного.

11) Убрать со стен камер барельефную штукатурку.

12) Переоборудовать камеры в незапираемые жилые помещения.

13) Не предъявлять к содержащимся в Учреждении требований становиться лицом к стене при входе администрации.

14) Организовать работу библиотеки СУВСИГ; выдавать в жилые помещения книги.

15) Обеспечить наличие в жилых помещениях веников, совков, тряпок, мусорных урн

16) Взять под контроль обеспечение питанием лиц, имеющих особые потребности в питании. В частности, необходимо обеспечить Г.Р. питанием, которое он сможет есть при имеющемся у него переломе челюсти.

17) Не допускать совместного содержания туб больных (Г.) и ВИЧ-инфицированных (С.), так как это может привести к заражению и смерти ВИЧ –инфицированных.

18) ГУ МВД по г. Москве и УФМС п г. Москве произвести проверку жалоб на полицию и сотрудников ФМС:

- Т.Т. находился ОМВД Новые Черемушки; спали на скамейке без постельных принадлнежностей, позвонить ему не дали;

- Т.Р. находился ОМВД Нагатинский Затон; позвонить не дали; не кормили;

- Ш.У. находился ОМВД Бутырский сутки; все это время его не кормили;

- Н.Ю. находился в ОМВД Бирюлево Западное; сутки не кормили; позвонить не дали, так как заявили, что не положено, а положено после суда; его одежда осталась по месту работы;

- К.Н. находился в ОМВД 2 суток; не кормили;

- Д.У., Т.М., С.И.находился в Щербинском отделении ФМС сутки; не кормили; позвонить не дали, телефон забрали;

- Б.Ю. находился в 4 отделе на метрополитене 2 суток; позвонить не дали; держали на суде в наручниках, после суда приковали к трубе 8 часов;

- Т.Х. находился ОМВД Ленинградского вокзала; позвонить не дали;

- К.С. находился в 4 отделе на Метрополитене; позвонить ему не дали;  

- Б.У. находился сутки в наручниках в 8 отделе, так как его планировали вести на суд, наручники с него не снимали;

- Т.У. сообщил, что в ОМВД Южнопортовый пропали 2 телефона, ремень, шнурки; обещали их передать в Центр, но передали.  

- Н.Х. в ОМВД Бирюлево Западное находился сутки; не кормили; позвонить не дали, так как не положено, а положено после суда;

19) Выдавать тапочки лицам, которые собственных тапочек не имеют.

20) Покрасить столешницы и тумбочки. Несмотря на то, что здание еще не сдано, металлические поверхности столов и тумбочек уже покрыты ржавчиной и грязью.

21) Направить на исследование в больницу Д.А., которому необходим рентген и прием обезболивающих препаратов.   

20) Обеспечить своевременное посещение инспекторами выдворяемых, разъяснение ими сроков и порядка выдворения, в том числе:

- Д., которого инспектор не посещал инспектор с 29.01.154

- У.И. не посещал инспектор неделю.

22) Нормализовать влажность в камерах, в том числе 113, 11-с, где влажность, оценочно, составляет около 90 %.

23) Ускорить выдворение:

- Я.Н., которому еще 30.12.14 доставили паспорт;

- К.Н., которого держат 40 дней, хотя у него оформлены все документы; готов выехать самостоятельно; инспектор Антонян общаться с ним не хочет;

24) Обеспечить самостоятельный выезд лиц, которые готовы покинуть пределы России за свой счет. Рассматривать нахождение в СУВСИГ таких лиц, как негативный показатель деятель соответствующего органа ФМС и соответствующего суда, ставящего под сомнение профессиональную пригодность соответствующих должностных лиц.

25) Улучшить качество, эффективность и своевременность оказания мед. помощи. В частности, следует обратить внимание на следующих лиц:

- Н.Н. – заболевание почек; предоставляемая ему мед. помощь не помогает;

- Н.Ю. – заболевание почек; врачу о заболевании не говорил;

- Д.У. говорил сотрудникам 18 февраля о том, что у него болит голова; по состоянию на 20 февраля таблетка выдана не была;

- Т.У. – болит желудок; говорил об этом вчера, но врач к нему не подошел;

- А.К. – болит зуб; об этом пока что никому не говорил;

- С.К.– болит зуб;

26) Не допускать необоснованного выдворения, выявлять лиц, которые, предположительно, подвергаются необоснованному выдворению, информать о них УФМС по г. Москве и органы прокуратуры. Предположительно необоснованно выдворяется А.А., который имел РВП. А. пришел в ОУФМС Бирюлево Восточное, чтобы оформить регистрацию, признали его РВП недействительным, однако ссылки на постановление о признании РВП недействительным нет ; судья Чертановского суда Чубарова.

27) Провести проверку в связи с тем, что органы, оформлявшие материалы и судебные органы, рассматривавшие этим материалы, не обеспечили переводчиками не знающих русский язык выдворяемых лиц:

- С.И. – Щербинский ОУФМС;

- К.С. – Мещанский суд; 4 отдел полиции на Метрополитене;

- Д.Я..

Рассматривать ущемление таких лиц на участие в деле переводчика в качестве признаков служебного подлога, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ.

28) Освободить из незаконного заключения Р. К., 1978 г.р., уроженца Таджикистана, который с 5 лет живет в России; является лицом без гражданства; находится в СУВСИГе с ноября 2014 года. Ризоев находится на голодовке 5 дней; резал себе руки. Считает, что болен туберкулезом, однако согласно медицинским документам у него имеет место пневмослероз. После осуждения к выдворению в Таджикистан его кассационная жалоба не отправлена. Его супруга - гражданка России. Их совместный 9 – летний сын – также россиянин - живет в Москве. Мать-россиянка умерла в 2009 году. При обращении Р. ОУФМС Москворечье – Сабурово отказал ему в выдаче временного удостоверения личности. Освободился в 2009 года; ранее был судим по ч. 4 ст. 228 УК РФ в редакции 1996 года, последняя судимость – по ст. 166 УК РФ. судимость погашена. После освобождения стал заниматься бизнесом, отошел от преступного прошлого, однако помощи в легализации на территории России не получил. Врач за все время голодовки не осматривает, только делает перевязки. В решении Перовского суда на основании данных ЦБДУИГ указано, что Р. паспортизирован паспортом гражданина Таджикистана. В карточке ЦБДУГ в графе «паспорт» действительно указано 6 цифр «таджикского паспорта», в то время, как паспорта Таджикистана имеют 7 цифр и 2 буквы. Кроме того, из личного дела Р. видно, что паспорта гражданина Таджикистана он получал, гражданином Таджикистана не является.     

29) Провести служебную проверку по факту ввода ОМОНа в СУВСИГ, применения физической силы в отношении граждан. Лынь Нап Туан пострадал от избиения ОМОНом 19.02.15; рана коленки. Предлагается привлечь виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Запретить ввод спецподразделений в СУВСИГ без:

- письменного приказа начала УФМС по г. Москве;

- тщательной фиксации действий ОМОНа, в том числе при помощи видеорегистрации.

30) Произвести замену изношенных матрасов, проверить все матрасы на предмет их пригодности. Так, в 448 камере из 4 матрасов нуждаются в замене все четыре.

31) Обеспечить в СУВСИГ работу магазина.