Первое заседание экспертного совета по гражданскому просвещению и правозащитному образованию

3 марта 2017 года в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоялось первое заседание временной рабочей группы "Экспертный совет по правозащитному образованию и гражданскому просвещению".

Ход заседания

 

3 марта 2017 года в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоялось первое заседание временной рабочей группы "Экспертный совет по правозащитному образованию и гражданскому просвещению".

Рабочая группа была утверждена решением Президиума СПЧ 13 февраля 2017 г.

"Цель создания нашего Экспертного совета, это поддержка программ в проводимых, прежде всего гражданским обществом, в том числе в сотрудничестве с академическими сфере правозащитного образования и гражданского просвещения и государственными структурами. Мы панируем проведение оценки программ правозащитного образования и гражданского просвещения в стране. В начале попросим организаторов разных школ предоставить нам свои программы для оценки содержательной и методологической составляющей. Для этого будут выработаны разные критерии" - рассказала инициатор создания группы Ирина Киркора.

Другой важной задачей новой структуры будет создание экспертной площадки по обсуждению проблем в сфере гражданского правового просвещения. Внимание будет направлено также и на то, чтобы преодолеть имеющиеся в регионах барьеры при открытии или в текущей деятельности правозащитных школ. Целый ряд специалистов уже подтвердили свою готовность заниматься этими вопросами и вошли в состав группы в качестве экспертов.

В ходе совещания участники договорились о координации деятельности и определили план работы на ближайший год.

Состав временной рабочей группы
"Экспертный совет по правозащитному образованию и гражданскому просвещению"

Члены Совета:
- Ирина Киркора, член Совета, председатель рабочей группы,
- Сергей Кривенко, председатель постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям,
- Яна Лантратова, ответственный секретарь Совета, председатель постоянной комиссии по общественному контролю,
- Тамара Морщакова, председатель постоянной комиссии по гражданскому участию в правовой реформе,
- Мара Полякова, председатель постоянной комиссии по прецедентным делам,
- Владимир Ряховский,
- Анита Соболева, председатель постоянной комиссии по социальным правам,
- Андрей Юров, председатель постоянной комиссии по правам человека за рубежом.

Эксперты:

1. Бахмин Вячеслав - член Московской Хельсинкской группы.
2. Бурков Антон Леонидович, к.ю.н., зав. кафедрой Европейского права и сравнительного правоведения Гуманитарного университета, Екатеринбург.
3. Гордеева Мария, МПД.
4. Гутников Аркадий Борисович, директор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, С.-Петербург.
5. Лукашевский Сергей Маркович, директор Сахаровского центра, Москва.
6. Сажин Игорь Валентинович, председателя Правления Комиссии по защите прав человека при региональном отделении республики Коми общества «Мемориал», Сыктывкар.
7. Сунгуров Александр Юрьевич, д.биол.н., д.полит.н., государственный советник СПб III класса Департамент прикладной политологии СПб филиала НИУ-ВШЭ, заведующий. СПб гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ, президент.
8. Суслов Андрей Борисович, д.и.н., профессора, зав. кафедрой новой и новейшей истории России Пермского государственного педагогического университета, Пермь.

Решения

Протокол заседания

Рабочей группы «Экспертный совет по правозащитному образованию и

гражданскому просвещению» (далее – Экспертный совет)

 

3 марта 2017 года с 14.00 - 16.00

г. Москва, Администрация Президента, 10 подъезд

 

Присутствовали:

Члены Совета:

1. Киркора Ирина Владимировна

2. Кривенко Сергей Владимирович

3. Лантратова Яна Валерьевна

4. Морщакова Тамара Георгиевна

5. Полякова Мара Федоровна

6. Ряховский Владимир Васильевич

7. Соболева Анита Карловна

8. Юров Андрей Юрьевич

Приглашенные эксперты:

1. Бахмин Вячеслав Иванович

2. Бурков Антон Леонидович

3. Гордеева Мария Сергеевна

4. Гутников Аркадий Борисович

5. Лукашевский Сергей Маркович

6. Сажин Игорь Валентинович (скайп)

7. Сунгуров Александр Юрьевич

8. Суслов Андрей Борисович

Юров А.Ю. выступил и сообщил, сейчас существует программы в которых мы хорошо знаем людей и содержание, и те, которые не одобрены правозащитным сообществом.

В Совете Европы есть несколько видов заключений по программам, например «при поддержке», «одобрено», «в партнерстве». Обратил внимание, что термин правозащитное образование нуждается в согласовании как минимум между членами Экспертного совета.

Суслов А.Б. выступил и сообщил, что сейчас важно обеспечение доступа к целевой аудитории, регионах для этого необходимо спросить правозащитников реализующих программы гражданского просвещения, для многих программ важно мнение экспертов.

Сунгуров А.Ю. выступил и сообщил, что важны заключения по программам авторитетных экспертов, необходимо проводить обсуждение, критиковать и давать замечания по реализуемым программам. Предложил создать график интересных событий в данной сфере.

Лукашевский С.М. выступил и предложил провести оценку программ проводимых на площадке Сахаровского центра.

Полякова М.Ф. выступила и сообщила, что преподавание в образовательных учреждений прав человека носит формальный характер, а для студентов юридических факультетов существует «установка» что интересы государства приоритетны над правами человека. Предложила разработать систему стимулов для изучения прав человека.

Гутников А.Б. выступил и сообщил, что необходимо расставить приоритеты в работе Экспертного совета. Предложил сосредоточиться на:

1. поддержке программ (проектов, инициатив) в сфере правозащитного образования, реализуемых институтами гражданского общества (неформальное образование). Для этого провести пробную экспертную оценку программ.

2. выявлении проблем развития правозащитного образования силами институтов гражданского общества (неформальное образование). Для этого провести интервью и анкетирование представителей региональных НКО, занимающихся правозащитным образованием. Подготовить аналитическую справку (анализ препятствий для развития правозащитного просвещения на локальном уровне), рекомендации.

3. исследовании, обсуждении, продвижении лучших практик правозащитного образования и гражданского просвещения по направлениям:

• Права человека в программе школы и учреждений среднего профессионального образования: содержание, методы, организационная культура (программы предметов; учебные материалы; методика обучения; школьное соуправление; школьный омбудсмен; школьная служба примирения (медиация); социальные проекты.

• Права человека в программе ВУЗов: содержание, методы, организационная культура.

• Права человека в программе юридических ВУЗов.

• Правозащитное обучение и повышение квалификации учителей.

• Специализированные программы подготовки правозащитников.

• Специализированные программы правозащитного образования отдельных фокусных групп.

• Правозащитное информирование и просвещение через СМИ.

• Соблюдение международных обязательств РФ в области правозащитного просвещения.

Проводить обсуждение на партнерских площадках. Готовить рекомендации от Экспертного совета для СПЧ.

Кривенко С.В. выступил и сообщил, что необходимо отработать алгоритм экспертной оценки и критериев в разных вариантах: силами членов Экспертного совета; с участием привлеченных экспертов; без рекомендаций (одобрена/не одобрена); с рекомендациями (как доработать).

с рекомендациями (как доработать). Выразил желание провести опрос членов Экспертного совета по согласованию ценностей. Для выработки опросника попросил присоединиться к нему Юрова А.Ю., Сажина И.В..

Бахмин В.И. выступил и сообщил, что «система» трактует идеи правозащитного образования и гражданского просвещения по своему, что сильно отличается от принятых подходов. Обратил внимание, что критерии оценки правозащитных программ будут зависеть от целей и задач такой программы.

Гордеева М.С. выступила и сообщила, что в регионах одной из главных проблем является отказ в предоставлении помещений для проведения правозащитных программ, осложнившийся доступ к целевой аудитории, отсутствие авторитетной поддержки с федерального уровня.

Сажин И.В. выступил и обозначил, что необходима оценка технологии (методики) образования.

Предложи сделать Экспертный совет площадкой для дискуссий экспертов о «ценностях правозащитного образования». Указал, что одним из критериев эффективности обучения гражданскому активизму может являться, то что человек сможет сделать. Обратил внимание на потребность в правозащитном образовании в русскоязычном пространстве.

Морщакова Т.Г. выступила и поддержала проведение регионального опроса для анализа препятствий для развития правозащитного просвещения на локальном уровне.

Соболева А.К. выступила и сообщила, идет рост заинтересованности в изучении прав человека, но важно формировать мотивацию к изучению прав человека среди студентов выведя изучение этой темы в разряд «модно». Указала, что в олимпиаде для школьников по праву нет вопросов по правам человека.

Принято решение, что экспертов, присутствующих на первом заседании, считать постоянными экспертами временной рабочей группы «Экспертный совет по правозащитному образованию и гражданскому просвещению», а по другим экспертам принимать отдельное решение.

Провести следующее заседание с приглашением ряда экспертов в расширенном составе на площадке Сахаровского центра в середине апреля.