Обращения и ответы

Доклад Евгения Боброва на тему "Об изменении миграционного законодательства в целях усиления защиты прав человека" на Всероссийском совещании-семинаре с начальниками региональных подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России

Доклад

ДОКЛАД

заместителя председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Е.А. Боброва на тему «Об изменении миграционного законодательства в целях усиления защиты прав человека» на Всероссийском совещании-семинаре с начальниками региональных подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, 13 октября 2016 г.

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) длительное время занимается разработкой предложений по совершенствованию миграционного законодательства и гуманизации практики его применения. В настоящем докладе я изложу основные предложения Совета с мнениями профильных органов государственной власти на рекомендации специального заседания Совета 22 апреля с.г. на тему «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики».

С учетом естественной убыли населения и повышения темпов его старения в России все более усиливается нехватка трудовых ресурсов, прежде всего, молодежи и квалифицированных рабочих. Поэтому страна очень нуждается в переселении на родину этнически и культурно близких россиянам соотечественников.

По мнению Совета, основными препятствиями для возвращения соотечественников в Россию является повышенная сложность и репрессивность миграционного законодательства при необоснованной коммерциализации миграционных услуг.

Значительное ужесточение миграционного законодательства в связи с обострением террористических угроз выталкивает за пределы правового поля длительное время не способных легализоваться проживающих в стране наших соотечественников. Многолетнее наличие большого числа «нелегалов поневоле» представляет реальную угрозу общественной безопасности.

Распространенные сравнения с иностранными государствами выявляют парадоксальную миграционную ситуацию, когда западные страны ужесточают законодательство в целях отграничения от нашествия этнически и культурно чуждых мигрантов, тогда как Россия длительное время не легализует своих соотечественников, включая находящихся в стране много лет.

В целях повышения эффективности миграционной политики, усиления защиты прав человека и обеспечения безопасности общества Совет предлагает, прежде всего, три важнейших системообразующих законодательных преобразования:

 

1. Провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение, например, пяти лет, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства, собственной неосведомленности или вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, выдав им в упрощенном порядке, без штрафов, вид на жительство либо предоставив право на приобретение гражданства Российской Федерации (эта акция не относится к трудовым мигрантам, пребывающим в России временно).

Предложения по целесообразности проведения иммиграционной амнистии для соотечественников путем предоставления им дополнительных преференций в выдаче вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации, помимо уже предусмотренных действующим законодательством, поддержаны Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Комитет информировал Совет об их включении в План мероприятий на ближайшую парламентскую сессию.

 

2. Отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание в Российской Федерации как лишнюю ступень на пути к гражданству или виду на жительство, осложненную процедурой квотирования и требующую получения справок, дублирующих представляемые на стадиях получения патента на право трудовой деятельности в РФ, вида на жительство и приобретения гражданства РФ.

 

3. Установить в законодательстве о гражданстве Российской Федерации репатриационный характер порядка приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции.

В данной части МВД России полагает, что достаточно существующего порядка для «носителей русского языка», и изменений не требуется.

 

Более детальные предложения Совета по вопросам совершенствования государственной миграционной политики, законодательства и практики его применения в отношении соотечественников сводятся к следующему:

 

1. В части упрощения легализации соотечественников, длительное время проживающих в России фактически, либо прибывающих на постоянное проживание, а также в целях оптимального решения вопросов законности пребывания (проживания), трудовой деятельности и выдворения:

Правительству Российской Федерации и Государственной Думе рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законодательство:

1.1. предусмотреть возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства, не нарушивших законодательство в период своего пребывания на территории Российской Федерации, продления срока пребывания и (при их желании) изменения цели въезда в Российскую Федерацию без выезда за ее пределы (на основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

1.2. внести изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части:

- отмены сдачи иностранными гражданами и лицами без гражданства экзамена на знание истории при выдаче трудового патента. Уровень знания истории трудовых мигрантов недопустимо низкий, не нужный ни им самим, ни окружающим (причем повысить его в короткие сроки не представляется возможным), а средства тратятся большие;

- замены экзамена по основам законодательства Российской Федерации экзаменом по основам миграционного законодательства Российской Федерации при выдаче патента, разрешения на временное проживание и вида на жительство;

1.3. законодательно закрепить, что административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации является крайней мерой принуждения и применяется лишь к лицам, допустившим грубое нарушение законодательства, а также ранее привлекавшимся за совершение правонарушений к повышенной административной ответственности (например, в виде административного ареста). Недопустимо выдворение граждан, ранее к административной ответственности не привлекавшихся;

1.4. внести поправки в п. 4 ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (в ред. от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ) о запрете въезда в Российскую Федерацию «иностранному гражданину, неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекавшемуся к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности», являющейся недопустимо жесткой мерой наказания. К лицам, совершившим незначительное нарушение режима пребывания, ограничиваться предупреждением или применять штраф, а не выдворение. Возможность выдворения сохранить как альтернативное дополнение штрафу;

МВД России сообщает, что в целях реализации изложенных рекомендаций будет проработан вопрос о совершенствовании механизма принятия в отношении ИГ и ЛБГ решений о неразрешении въезда в РФ в порядке статей 25, 26 Федерального закона о выезде из РФ и въезде в РФ № 114-ФЗ.

Правительством Москвы поддерживается предложение о внесении изменений в КоАП РФ в части снятия запрета на въезд в РФ иностранным гражданам, совершившим незначительные правонарушения.

1.5. внести изменения в ч. 1.1 и ч. 3 ст. 18.8 и ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ в части назначения наказаний за нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию или режима пребывания (проживания), а также осуществления трудовой деятельности на территории двух крупнейших мегаполисов, предусмотрев альтернативную административную ответственность в виде штрафа с выдворением или без такового с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. № 5-П;

1.6. внести изменение в ст. 3.10. КоАП РФ и предусмотреть альтернативу выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, совершившим незначительное административное правонарушение и желающим добровольно покинуть территорию Российской Федерации;

Правительством Москвы поддерживается предложение о внесении изменений в КоАП РФ в части отмены санкции в виде безальтернативного административного выдворения иностранных граждан  за пределы РФ.

1.7. предусмотреть в КоАП РФ либо в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» возможность и основания добровольного контролируемого выезда иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации с разъяснением порядка выезда, включая приобретение билетов за свой счет (вместо правового регулирования уровня федерального закона сейчас это регулируется ведомственной инструкцией).

Кроме того, в связи с повышенной остротой кризисной ситуации с финансированием деятельности по выдворению иностранных граждан, противоречивостью сложившейся судебной практики и учитывая требования международного законодательства, Совет рекомендовал Верховному Суду РФ рассмотреть вопрос обобщения судебной практики применения ст.ст. 18.8 и 18.10. КоАП РФ, а также возможно более быстрой дачи судам официальных разъяснений о недопустимости выдворения за пределы России привлекаемых к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства:

- имеющих супругу, детей или родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих в России;

- в случае малозначительности совершенного административного правонарушения (например, незначительного нарушения правил дорожного движения либо если срок нахождения на территории Российской Федерации превышен на несколько дней),

- в случае обоснованности опасений указанных лиц о риске подвергнуться запрещенному обращению в результате выдворения, учитывая при этом наличие их уголовного преследования в стране исхода, запрет на возвращение лиц в условия, чреватые применением к ним запрещенного обращения, а также позицию ЕСПЧ по аналогичным делам.

 

2. В части вопросов приобретения соотечественниками гражданства Российской Федерации:

С начала 2000-х годов проблема миграции стала сводиться, прежде всего, к трудовой миграции. В государственной миграционной политике и общественном сознании все больше отодвигаются на второй план проблемы самых желанных для России мигрантов – переселяющихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников, оказавшихся отрезанными от своей исторической родины после распада СССР.

Существующие механизмы привлечения в Россию соотечественников недостаточно эффективны.

В связи с поправкой в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», внесенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ, о возможности законного пребывания иностранного гражданина на территории России лишь в течение 90 дней из каждых 180, по сути, единственной возможностью законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства свыше 90 дней является приобретение им патента на право трудовой деятельности в России.

Между тем, неспособные работать инвалиды, пожилые граждане и дети соотечественников - переселенцев (причем даже являющиеся членами семьи иностранных граждан – работников) фактически лишены возможности не только своей легализации на срок свыше 90 дней, но и вынуждены несколько месяцев находиться вдали от работающих в России кормильцев – членов своей семьи. В состоянии такого же бесправия находятся и соотечественники - переселенцы, не имеющие необходимых средств на оплату трудового патента. Столь нелогичное правовое регулирование представляется бессмысленным, ведь прибывающие в Россию соотечественники вместе с членами семьи наиболее благонадежны в плане отсутствия угрозы безопасности населению страны, фактического отсутствия бюджетных затрат на их адаптацию и интеграцию, наличия общего этнического и культурного единства с россиянами.

Действующий непрозрачный и предельно забюрократизированный механизм распределения квот на получение разрешения на временное проживание является существенным административным препятствием в легализации и приобретении гражданства Российской Федерации и лишь порождает коррупцию.

Вопреки обнародованному более 3 лет назад поручению Президента РФ о разработке упрощенного порядка получения российского гражданства желающим переехать в Россию духовно и культурно близким нам соотечественникам - носителям русского языка, прямым потомкам уроженцев Российской империи и РСФСР, недавно принятая особая процедура приобретения гражданства, для большинства из них практически неосуществима, хотя принималась специально для них.

Как это ни парадоксально, но в отличие от всех других упрощенных порядков приобретения гражданства Российской Федерации лишь в процедуре «носителей русского языка» заложено невыполнимое и не зависящее от соотечественников требование документально подтвердить прекращение своего прежнего гражданства после отказа от него.

Невозможность получить выход из гражданства необходимо подтвердить документом иностранного государства. Между тем, посольство Узбекистана выдает такое решение в срок до 5 лет, а посольство Украины жителям юго-восточных областей Украины не выдает вовсе.

Следует отметить, что отказавшись от своего прежнего гражданства, эти люди не могут приобрести в России право на пенсионное обеспечение и социальные пособия до получения вида на жительство или гражданства.

Упрощение процедуры выдачи вида на жительство уже находящимся в России соотечественникам без промежуточного получения разрешения на временное проживание (и срока проживания с ним) предусмотрено лишь для незначительной части соотечественников – в экстренном и массовом порядке прибывших в Россию граждан Украины, приобретших статус беженца, а также получивших временное убежище и ставших участником Госпрограммы переселения. Этой поправки недостаточно.

Несмотря на «перезревшие» социально-экономические и демографические проблемы, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», к сожалению, не предусматривает адекватных преференций для соотечественников, возвращающихся в Россию.

Процедура упрощенного приобретения российского гражданства некоторое время предусматривалась частью 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и рядом международных соглашений, но с июля 2009 г. указанная норма не действует, а соглашения фактически заблокированы.

В частности, поправкой, внесенной указом Президента РФ от 19 октября 2011 г. № 1391 в пункт 22.1. «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», был урезан список документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном (регистрационном) порядке приобретения гражданства, подтверждающих прибытие на постоянное проживание  в Россию. Из указанных ранее: а) миграционной карты и отрывной части бланка постановки на миграционный учет; б) разрешения на временное проживание и в) вида на жительство, - сохранен лишь последний.

Тем самым круг лиц, подпадающих под действие международного соглашения, вопреки его условиям сокращен до тех, кто уже давно проживает в России. В результате соотечественники, уже прибывшие в Россию, находятся в более худших условиях, чем находящиеся за рубежом, которые не должны представлять вид на жительство для упрощенного приобретения российского гражданства по международным договорам.

Внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» лишили граждан республик бывшего СССР - выпускников российских вузов права на упрощенный порядок приобретения гражданства России сразу после получения диплома. Сейчас от них дополнительно требуется трехлетний стаж работы в России, что не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В связи с установленным законом требованием об уведомлении о наличии второго гражданства с большими трудностями столкнулись, прежде всего, бывшие граждане СССР, принявшие гражданство Российской Федерации в порядке признания или регистрации. Они не располагают информацией о наличии у них прежнего гражданства, поскольку его прекращение связано только с решением государства прежней гражданской принадлежности, а не с действиями (бездействием) гражданина. Хотя у человека давно утрачена фактическая правовая связь с прежним государством, но формально гражданство может быть не прекращено, поскольку предоставлялось прямым указанием закона в связи с проживанием (по умолчанию - во всех бывших союзных республиках, кроме Латвии и Эстонии).

Большинству приезжих практически негде сразу зарегистрироваться по месту жительства, и в «нелегалы поневоле» зачастую попадают переселенцы, у которых прекращены все отношения со страной исхода.

При этом, для приобретения российского гражданства по Госпрограмме переселения соотечественники должны иметь в России регистрацию по месту жительства, что для иностранных граждан совершенно невозможно даже при наличии собственного жилого помещения.

Поэтому Совет предложил профильным комитетам Государственной Думы, Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ и МВД России рассмотреть следующие предложения:

2.1. отменить установленное в части 7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» требование об обязательности наличия в России регистрации по месту жительства для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, заменив наличием миграционного учета в регионе вселения;

МВД России полагает, что требование о наличии регистрации у участников Госпрограммы по месту жительства на территории вселения «является необходимым и достаточным для контроля исполнения обязательств соотечественников»; в противном случае возможно использование переселенцами механизма Госпрограммы в качестве средства их легализации на территории России без достижения целей самой Госпрограммы».

2.2. отменить требование о представлении иностранными гражданами документальных доказательств прекращения прежнего гражданства для приобретения гражданства Российской Федерации по процедуре «носителей русского языка», установив порядок подтверждения обращения заявителя об отказе от имеющегося другого гражданства, аналогичный предусмотренному в абзаце 5 пункта 10 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325;

2.3. принять дополнительные меры к привлечению в Россию молодежи (студентов российских вузов и учащихся российских средних специальных учебных заведений) и специалистов (выпускников российских вузов и российских средних специальных учебных заведений), особенно из числа соотечественников, установив им упрощенный порядок получения вида на жительство и приобретения гражданства Российской Федерации (учитывая продолжающуюся и прогнозируемую в России и в ближайшие годы стойкую тенденцию к естественной убыли населения);

В частности, изменить пункт «е» части 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», внесенный Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ, в части требования об обязательности наличия у иностранных граждан - выпускников учебных заведений Российской Федерации стажа трудовой деятельности в России не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство. Совет предлагает предоставить право студентам (учащимся) российских профессиональных учебных заведений обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации и на участие в Госпрограмме добровольного переселения соотечественников в Россию уже на последнем курсе обучения в учебном заведении;

 

3. В части совершенствования регистрационного учета граждан Российской Федерации и незаконного увязывания реализации социальных и других прав граждан с наличием регистрации как единственно приемлемым подтверждением места жительства:

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (прежде всего, Москвы, Московской области и Краснодарского края) продолжают использовать регистрационный учет в качестве средства регулирования миграционных процессов, в том числе в отношении соотечественников. В нарушение ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., наличие у гражданина регистрации незаконно используется в качестве исключительного основания признания и условия реализации ряда его прав, в т.ч. конституционных. Хотя место жительства человека может подтверждаться множеством иных документов не только из органа регистрационного учета. Вопреки неоднократным рекомендациям Совета, Генпрокуратурой России не дается надлежащей правовой оценки указанной массовой дискриминации.

По двум поручениям Президента РФ мы в 2013 г. разработали и неоднократно обсуждали предложения о расширении оснований и упрощении процедуры регистрационного учета граждан Российской Федерации до оснований и процедуры миграционного учета иностранных граждан, чтобы обеспечить условия для регистрации по месту жительства или пребывания абсолютно всех россиян, включая внутренних трудовых мигрантов и лиц без определенного места жительства.

В частности, предлагалось предусмотреть возможность регистрации россиян по месту жительства и пребывания как в жилом помещении, так и в нежилом (дача, коттедж, апартаменты и др.), при отсутствии жилья либо отсутствии у временного жилья адреса (например, модульный строительный вагон-бытовка в труднодоступной местности) – по адресу работодателя, а неработающих лиц без определенного места жительства регистрировать по адресу местного территориального подразделения муниципальной администрации или миграционной службы. Необходимо предусмотреть возможность регистрации по почте и через портал gosuslugi.ru.

Хотя предложения были концептуально поддержаны Генпрокуратурой России, СКР и ФССП России, в связи с критикой предложений ФМС России и их отклонением Администрацией Президента РФ Совет сосредоточился на выработке эффективных способов решения социально значимой проблемы обеспечения условий для реализации социальных и гражданских прав граждан Российской Федерации, осуществляемых за счет бюджетных средств по месту жительства.

Так, заложниками ситуаций невозможности либо нежелания собственников или наймодателей оформить себе регистрацию являются тысячи нанимателей съемного жилья, бывших ведомственных общежитий либо находящихся в конфликтных отношениях с владельцем жилья или нанимателем.

В связи с увязыванием реализации социальных прав, реализуемых, прежде всего, за счет средств бюджета, эти люди ограничены в праве на получение пособий, субсидий, медицинской и лекарственной помощи, постановке на жилищный учет, устройстве детей в дошкольные и школьные учреждения и др.

Взяв за основу эффективно зарекомендовавший себя в сфере пенсионного обеспечения и в паспортной системе принцип экстерриториальности, Совет провел несколько межведомственных рабочих совещаний и образовал рабочую группу по выработке эффективных способов решения социально значимой проблемы обеспечения условий для реализации социальных и гражданских прав граждан Российской Федерации, осуществляемых за счет бюджетных средств по месту жительства, на основании эффективно зарекомендовавшего себя в сфере пенсионного обеспечения и в паспортной системе принципа экстерриториальности.

В ходе обсуждения профильным ФОИВам и ведомствам поручено определить конкретные виды социальных, гражданских и иных прав, а также государственных и муниципальных услуг:

- которые возможно предоставлять по принципу экстерриториальности уже сейчас,

- в предоставлении которых по принципу экстерриториальности имеются существенные препятствия, связанные в т.ч. с действующей процедурой бюджетного планирования и финансирования.

 В этой связи Минкомсвязью России подготовлен законопроект № 01/05/11-15/00041775 о внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предполагающий предоставление госуслуг «…в месте оказания услуг на территории Российской Федерации по выбору заявителя, независимо от его места жительства или места пребывания, если иное не предусмотрено федеральными законами».

Обсуждается возможность внесения изменений в ст. 20 ГК РФ (место жительства гражданина) и (или) основные законы, регулирующие реализацию социальных и гражданских прав, определив критерии документов, подтверждающих место жительства граждан, не имеющих регистрации в месте проживания на территории Российской Федерации либо проживающих не в месте своей регистрации по месту жительства, в целях реализации прав, осуществляемых за счет средств бюджета по месту жительства.

 

4. В части создания условий для повышения эффективности миграционной политики, совершенствования деятельности органов государственной миграционной службы, ликвидации излишних препятствий в легализации и приобретении гражданства, а также искоренения коррупции в миграционной политике:

Излишняя коммерциализация миграционных услуг проявляется в том, что лишь специалисты сейчас могут разобраться в том, за что плата взимается законно, а за что незаконно. Например, «услуги по содействию в выдаче разрешения на временное проживание вне квот», сдаче «миграционных экзаменов без вашего участия», услуги по предоставлению миграционного и регистрационного учетов и т.д. Повсеместная реклама подобных услуг вводит многих граждан (прежде всего, лиц с невысоким уровнем образования и иностранных граждан) в заблуждение мнимой законностью приобретения государственных документов в коммерческих организациях и у посредников. В результате даже законопослушные граждане повсеместно становятся жертвами мошенничества, за что привлекаются к ответственности, нередко - в виде выдворения с запретом въезда в Россию в течение пяти лет.

Монополизация этой деятельности подразделениями ФГУП «Паспортно-визовый сервис» в более чем 60 субъектах Российской Федерации с минимизацией (вместо расширения) штатной численности подразделений ФМС России и чрезвычайно слабая техническая оснащенность последних превратили указанную деятельность фактически в ведомственный бизнес. Порождает множество жалоб запредельно высокая стоимость услуг в т.н. единых миграционных центрах ФГУП «Паспортно-визовый сервис», а особенно в аффилированных с ними коммерческих фирмах-посредниках, работающих совместно с подразделениями ФМС России в одних и тех же зданиях.

Отчисляемая ФГУП «Паспортно-визовый сервис» в бюджет доля дохода в размере 25 % несопоставима со 100 % в случае сохранения всего объема услуг в этой сфере в исключительной компетенции государственных миграционных органов.

Ряд проверок указанных учреждений членами Совета приводит к выводу, что массовые нарушения прав мигрантов и соотечественников, обращающихся за получением государственных услуг, многочисленные очереди в этих учреждениях помимо излишней коммерциализации миграционных услуг являются следствием ненадлежащей организации работы в региональных подразделениях государственной миграционной службы, нехватки специалистов и отсутствия необходимой технической оснащенности.

С учетом изложенного Совет рекомендовал Правительству РФ и Государственной Думе рассмотреть следующие предложения:

- внести поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другие законы в целях полного исключения участия «уполномоченной государственной организации» и прочих посредников в процедуре оформления государственных документов на право пребывания, проживания, осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства и приобретения гражданства Российской Федерации;

- возвратить полномочия по предоставлению государственных миграционных услуг и выдаче удостоверяющих личность и миграционных документов исключительно специализированным подразделениям МВД России и снизить стоимость услуг, установив фиксированный размер государственной пошлины (сбора) в сфере оказания государственных услуг по подготовке удостоверяющих личность и миграционных документов, исходя из себестоимости указанных услуг, исключив все дополнительные коммерческие поборы. Это уменьшит остроту миграционных проблем, не допуская их превращения в профессиональный ведомственный бизнес;

- ликвидировать ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и передать полномочия по оформлению и выдаче государственных удостоверяющих личность и миграционных документов исключительно подразделениям по миграционной политике в структуре МВД России;

МВД России возражает на данное предложение, ссылаясь на деятельность коммерческих организаций по принципу «одного окна», и указывает, что дальнейшее использование данного ФГУПа будет рассмотрено после его закрепления Росимуществом за МВД России.

Правительство Москвы возражает на данное предложение, ссылаясь на угрозу нежелаемого возобновления деятельности большого количества нелегальных посредников, возврату коррупции при оформлении патента, возникновению огромных очередей в подразделениях ГУВМ, росту количества поддельных документов, к отказу иностранных граждан от получения патента и, как следствие, росту незаконной трудовой деятельности.

Возражение Боброва: совершенно неясно, почему все это не может осуществлять непосредственно региональное подразделение ГУВМ по принципу «одного окна», с персональной ответственностью руководителя, перечислением всего дохода в бюджет и занятостью надлежаще оплачиваемых профессионалов в сфере государственной службы, а не коммерсантов, заинтересованных исключительно в повышении прибыльности своего бизнеса (да еще и при нынешней остроте миграционной обстановки в плане возможных террористических угроз).

Также Совет предложил обеспечить численность миграционных подразделений МВД России, необходимую для качественного оказания услуг по оформлению удостоверяющих личность и миграционных государственных документов, а также надлежащий уровень оплаты их труда; оснастить указанные подразделения всеми необходимыми видами оборудования, а ГУВМ МВД России принять дополнительные меры по недопущению посредников (в т.ч. не допускать направления заявителей в юридические конторы, выполняя по возможности всю связанную с документами работу самостоятельно - аналогично врачебной / инвалидной диагностике, назначению пенсий и т.п.).

Прямым следствием сложностей в легальном получении миграционных документов является неправомерная выдача государственных документов в обход установленных законом процедур и существование теневого рынка продажи поддельных документов.

В данной части Совет предложил Генпрокуратуре России и МВД России принять действенные меры по неотвратимости привлечения к ответственности:

а) лиц, изготавливающих и сбывающих поддельные государственные документы, а также рекламирующих эти услуги в СМИ (включая должностных лиц СМИ), в т.ч. вблизи с территорией Единых миграционных центров и территориальных подразделений миграционной службы;

б) руководства территориальных подразделений органов внутренних дел за непринятие мер по пресечению деятельности по изготовлению и сбыту поддельных государственных документов, а также рекламы этих услуг в СМИ. В частности, возможно установить, что показателем, отрицательно характеризующим деятельность органа внутренних дел, является наличие в свободном доступе на территории обслуживания органа внутренних дел предложений о приобретении подложных документов (внести дополнение в указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»);

Учитывая существенное количество лиц, ежегодно привлекаемых к административной и уголовной ответственности за подделку, изготовление и сбыт поддельных документов, Совет считает необходимым проведение информационно-пропагандистской кампании в средствах массовой информации для информирования о неправомерности подобных действий, статистике привлечения к ответственности и формирования в обществе нетерпимого отношениях к данным правонарушениям;

МВД России полагает такие меры нецелесообразными, т.к. вывод о подложности документов должен являться результатом проверочных мероприятий с принятием соответствующего процессуального решения.

Генпрокуратура России считает нецелесообразным организацию отдельной информационной-пропагандистской кампании в СМИ по вопросам, связанным с изготовлением и сбытом поддельных документов (о неправомерности подобных действий, статистике привлечения к ответственности и формирования в обществе нетерпимого отношения к данным правонарушениям), т.к. достаточно сложившейся практики взаимодействия со СМИ.

По мнению Совета, системная гуманизация российской миграционной политики может реально снизить число нелегалов и предотвратить их дальнейшее увеличение, расширить возможности для экономического роста и принести государству немалый доход.

Благодарю за внимание!

                                                                                                13 октября 2016 г.

Е.А. Бобров