Обращения и ответы

Обращение в Минюст России в связи с отчетностью НКО

Ответ Министерства юстиции Российской Федерации

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерство юстиции Российской Федерации, рассмотрев Ваше письмо от 19.11,2018 № А4-9-4455 по вопросу отмены приказа Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее - приказ № 170) и подготовки новых форм отчетности некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Приказ № 170 издан в целях приведения отчетности некоммерческих организаций, представляемой в Минюст России и его территориальные органы, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Под иностранными источниками согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ понимаются денежные средства и иное имущество, полученные от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).

При этом некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов).

Конституционность вышеизложенных положений Закона № 7-ФЗ подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 № 10-П.

Формы представления указанных документов и сроки их представления определяются Минюстом России.

Порядок представления отчетности некоммерческими организациями также регулируется федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которыми устанавливается, в частности, обязанность для некоммерческих организаций представлять сведения, указанные в формах отчетности, утвержденных приказом № 170.

Дополнение данных форм новыми строками, отражающими сведения о получении денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, полностью соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Поскольку приказ № 170 вступил в силу 17.09.2018 и в нем предусмотрен в качестве срока представления отчетности апрель 2019 года, говорить о снижении таким образом возможности некоммерческих организаций сотрудничать с крупными компаниями или получать от них средства в форме грантов либо об иных преградах и трудностях, связанных с его реализацией, преждевременно.

Формы отчетности, утвержденные приказом № 170, позволят Минюсту России оценить осуществляемую некоммерческими организациями деятельность на предмет ее соответствия их уставным целям и действующему законодательству Российской Федерации.

Заполнение форм отчетности, в частности, сведений об источниках формирования имущества некоммерческих организаций предполагает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одновременно Минюстом России разрабатываются методические рекомендации по заполнению и представлению в Минюст России и его территориальные органы документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, с целью оказания им практической помощи при заполнении и представлении форм отчетности, утвержденных приказом № 170.

Минюст России готов к обсуждению в любом формате указанных методических рекомендаций.

 

Заместитель министра

В.В. Федоров

Обращение Совета в Минюст России

Министру юстиции Российской Федерации

 

Уважаемый Александр Владимирович!

9 ноября с.г. состоялось очередное заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет), одним из вопросов повестки дня которого стал вопрос о совершенствовании законодательства о некоммерческих организациях. От имени Минюста России в заседании приняла участие заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций О.В.Гуржиева.

По результатам обсуждения на президиуме Совет считает необходимым вернуться к обсуждению приказа Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 "Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций". Данным приказом в формы отчётности ОНОООЗ и ОН0002 включены новые разделы, посвящённые расходованию целевых денежных средств, полученных НКО от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников. Совет полагает, что включение данных разделов в состав отчётности всех НКО необоснованно расширяет требования законодательства.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что НКО, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учёт доходов (расходов), полученных (произведённых) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведённых) в рамках иных поступлений. Следовательно, законодатель не установил такой обязанности для всех НКО.

В пункте 6 статьи 2 упомянутого Федерального закона установлено, что одним из признаков НКО, выполняющей функции иностранного агента, является получение денежных средств и иного имущества не только от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). Таким образом, распространение на все НКО требований, относящихся исключительно к НКО, выполняющим функции иностранного агента, носит расширительный характер и не соответствует полномочиям Минюста России, определенным в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313.

Кроме того, в форму отчетности СП0003 приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 добавлена колонка «Кому перечислено, основания перечисления (реквизиты, в том числе дата документа)» и дано разъяснение, что в отношении физических лиц указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения. Таким образом, запрашиваются персональные данные и данные о доходах физических лиц - сотрудников и контрагентов НКО. Законодательством Российской Федерации сбор и обработка таких персональных данных Минюстом России не предусмотрены.

Следует также отметить, что информация, запрашиваемая в новых формах отчетности для НКО, уже имеется в распоряжении Росфинмониторинга, следовательно может быть получен Минюстом России в рамках межведомственного взаимодействия. По мнению Совета, запрашивание одним федеральным органом государственной власти у юридического лица информации, имеющейся в распоряжении других федеральных органов государственной власти, недопустимо.

С учетом изложенного, введение указанных требований к отчетности НКО представляется некорректным. В этой связи Совет просит Вас, уважаемый Александр Владимирович, отменить приказ от 16 августа 2018 г. № 170 "Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций" и поручить подготовить во взаимодействии с Советом и Общественной палатой Российской Федерации новые формы отчетности, приемлемые как для Минюста России, так и для НКО, и более точно отражающие требования закона.

По нашему мнению, оптимальной площадкой для подготовки проектов новых форм отчетности может стать Рабочая группа Совета и Минюста России по совершенствованию законодательства об НКО, созданная 27 августа 2014 г.

 

С уважением,
председатель Совета                                     М. Федотов