Обращения и ответы
Информация Минстроя России о законопроекте, реформирующем процедуру общественных слушаний
Доклад заместителя председателя Совета
Первому заместителю руководителя Администрации Президента
Российской Федерации
В.В. ВОЛОДИНУ
Уважаемый Вячеслав Викторович!
В связи с неконструктивным бездействием Правительства Москвы Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) вынужден обратиться к Вам за содействием в организации диалога с Правительством Москвы в целях выработки системных мер по прекращению массового нарушения прав и законных интересов населения в формировании и реализации градостроительной политики, обеспечении права на благоприятную окружающую среду, на жилище и др.
В результате состоявшихся за последние несколько месяцев выездных специальных заседаний Совета наши предложения по решению системных проблем в сфере защиты прав воспитанников детских и социальных учреждений, защиты права крестьян на земельные паи, предотвращения многоквартирного самостроя на землях ИЖС и др. нашли поддержку органов государственной власти Республики Адыгея, Краснодарского края, Забайкальского края, Свердловской области.
Системные проблемы мы прорабатываем досконально: каждому выездному заседанию предшествует неделя общественного контроля в соответствующем регионе предварительной группой членов Совета и экспертов с обязательным привлечением специалистов федеральных и региональных органов власти. Профильные тематики профессионально исследуются в результате плановых и внеплановых посещений социальных, пенитенциарных и других учреждений, приемов населения, встреч с активистами.
Продолжая работу по своим профильным тематикам, сейчас мы совместно с органами власти республик Северо-Кавказского округа готовим предложения по решению системных проблем в СКФО после выездного заседания там.
Несмотря на то, что б0льшая часть наиболее общественно важных системных проблем связана с г. Москвой, Правительство Москвы не признает наличия никаких проблем, в связи с чем Совет не может преодолеть неконструктивное бездействие Правительства Москвы в их совместном решении.
Руководством Правительства Москвы было проигнорировано заседание Совета по острейшим проблемам защиты права на благоприятную окружающую среду и учету мнения населения в сфере градостроительства 21 марта с.г. Несмотря на то, что заседание проходило в Москве, именно здесь сложилась наиболее острая и напряженная ситуация и обсуждались именно московские проблемы.
Необходимость срочной организации и проведения специального заседания по данной теме была вызвана поступлением в Совет огромного количества жалоб, прежде всего, москвичей на точечную застройку, масштабную вырубку зелёных насаждений, нецелевое использование природных и озеленённых территорий, ухудшение качества окружающей среды и отсутствие диалога органов власти с населением.
Причины этих проблем в следующем:
- Важнейшей причиной многочисленных социальных конфликтов является нецелевое использование и застройка городских природных и озеленённых территорий, сокращение их границ и вырубка зелёных насаждений.
- Это является следствием многолетнего неисполнения требований закона по инвентаризации и постановке на кадастровый учет земель, городских лесов и водных объектов, что позволяет их застраивать как пустоши. В целях недопущения эскалации социальных конфликтов Совет предлагает приостановить предоставление земельных участков до проведения в полном объеме переучета (инвентаризации) городских земель. На предложение Совета завершить внесение всех земельных участков под общедоступными природными объектами в г. Москве в Государственный кадастр недвижимости ответа не последовало.
- Запредельная коммерциализация градостроительной деятельности принуждает население привыкать к массовому и многократному попранию своих прав в угоду интересам крупного бизнеса, что дискредитирует власть и подрывает доверие населения.
- Отсутствие обязательности для органов власти заключения по результатам публичных слушаний позволяет полностью игнорировать мнение населения, его права и законные интересы.
- Передача полномочий представительного органа власти Правительству Москвы с последующим наделением полномочиями Правительства Москвы не предусмотренной законодательством Градостроительно-земельной комиссии, неподотчетной населению, все решения которой обязательны к исполнению.
- Надежным прикрытием и одним из средств реализации резонансных градостроительных проектов является повсеместное бездействие сотрудников правоохранительных органов в распространенных в Москве случаях недопустимого применения насилия к гражданам, защищающим своё право на благоприятную окружающую среду.
- В условиях полного бездействия правоохранительных органов недопустимая репрессивность законодательства о митингах и противодействии экстремизму не позволяет населению осуществить самозащиту своего права на благоприятную окружающую среду. Необходима скорейшая совместная работа по его изменению.
- Следствием отсутствия надлежащего диалога с населением, массового пренебрежения его интересами в градостроительной сфере и заталкивания социального протеста «внутрь» могут быть непредсказуемые формы развития ситуаций, вплоть до трагичных, чего нельзя допустить.
Ниже - некоторые примеры «взаимодействия» Совета с Правительством Москвы:
Поручением Президента Российской Федерации по результатам заседания Госсовета (от 11 июня 2016 г. № Пр-1138ГС, п. 2 «д») Правительству Российской Федерации предписано представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений в части совершенствования процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, включая повышение доступности для граждан информации о такой деятельности, учёт всех поступивших предложений граждан, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещение указанной информации в публичных информационных ресурсах.
Помимо детализации процедуры, Совет предлагает усовершенствовать и правовой статус публичных слушаний, установив обязательность проведения предварительных (так называемых «нулевых») публичных слушаний и результата публичных слушаний в случае выявления мнения квалифицированного большинства населения.
На эти предложения Совета Правительство Москвы отвечает тем, что по закону результат публичных слушаний необязателен, значит: их можно не проводить и соответственно - совершенствовать нечего.
На просьбу Совета мэру Москвы разъяснить причины озеленения озелененной территории вблизи со стадионом Лужники и начавшейся беспрецедентной вырубки там 2558 деревьев поступил ответ Правительства Москвы со ссылкой на требования …ФИФА по подготовке к чемпионату мира по футболу.
На предложение Совета мэру Москвы наладить диалог с жителями района Раменки, в непосредственной близости от ограды детского сада и школы которого проектируется автодорога с уничтожением мемориала героям Великой Отечественной войны (и еще на несколько аналогичных обращений Совета по другим районам), ГУ МВД России по г.Москве отвечает, что несанкционированные собрания и пикеты своевременно подавляются полицией, и активистов доставляют в полицейский участок для составления протоколов.
Предусмотренные федеральным законодательством публичные слушания в г. Москве нередко подменяются общественным обсуждением на портале «Активный гражданин». Вопросы там ставятся безальтернативные, и участие в голосовании невозможно проверить. При этом, участие в голосовании стимулируется присвоением различных «бонусов» в виде сумок, футболок, чехлов на телефоны, зонтиков и сувениров, скидками на билеты или бесплатными билетами в музеи, скидками на парковку и др. При таком положении очевидно, что для некоторых участников неважны правовые последствия некоего голосования – гораздо важнее получить приз.
Правительством Москвы немотивированно проигнорировано и предложение Совета провести полноценные публичные слушания по проекту генплана Москвы, т.к. на указанных слушаниях в Новой Москве была представлена лишь брошюра из пяти (!) страниц без выходных данных под названием «Пять причин поддержать Генплан» (представление документации в неполном объеме - нарушение ч. 8 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы).
Ситуация с вызвавшей широкий общественный резонанс вырубкой под строительство автодороги части памятника садово-паркового искусства - Лесопарк «Кусково» вообще криминальная. В связи с отсутствием ответа Правительства Москвы на вышеназванные рекомендации в части вырубки Лесопарка «Кусково» Совету пришлось несколько раз обратиться к Генпрокурору России по грубейшим нарушениям, представленным в приложении: работы ведутся в месте, не предусмотренном генпланом Москвы, без издания соответствующего правового акта, без проведения публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка под лесопарком, без проведения Государственной экологической и историко-культурной экспертиз оценки воздействия строительства на лесопарк Усадьбы «Кусково», а также на находящуюся в его границах и затрагиваемую строительством Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках 1644 г. (объект культурного наследия Российской Федерации) и др. Более подробно нарушения перечислены в приложении.
В результате в предвыборные месяцы мы входим с огромным количеством градостроительных конфликтов населения с застройщиками, бойцами ЧОПов и содействующих им сотрудников полиции, число которых растет, а шансов на цивилизованное разрешение нет никаких.
Поэтому Совет обращается к Вам с просьбой содействовать личному привлечению мэра Москвы С.Собянина к организации диалога с целью скорейшего урегулирования существующих в столице очагов градостроительных конфликтов и принятию системных мер по их предотвращению в дальнейшем.
Приложение: заключение Постоянной комиссии Совета по экологическим правам по ситуации с вырубкой под строительство автодороги части Лесопарка «Кусково».
19 июля 2016 г.
С уважением,
заместитель председателя Совета Е.А. Бобров