Нормотворческие инициативы

Проект Федерального закона "Об обеспечении права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия"

присяжные.pdf посмотреть 263 КБ пояснительная записка к проекту присяжных.pdf посмотреть 149 КБ

Электронная версия

П р о е к т

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН

Об обеспечении  права граждан Российской Федерации

на участие в отправлении правосудия

 

Статья 1

Дополнить часть вторую статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 898) следующим предложением:

«В случаях, предусмотренных федеральным законом, рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется с участием коллегии присяжных заседателей, а также судом в составе судьи и двух присяжных заседателей.».

 

Статья 2.

 

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921) следующие изменения и дополнения:

  1. пункт 30 статьи 5 изложить в следующей редакции: «присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта либо другого решения;»;

 

  1. дополнить Кодекс статьей 81 следующего содержания:

«Статья 81. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, участвуют, наряду с профессиональными судьями, в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей.

Присяжные заседатели при рассмотрении дел входят в состав коллегии присяжных заседателей, выносящей вердикт, либо суда в составе судьи и двух присяжных заседателей. В случае рассмотрения дела судом в составе судьи и двух присяжных заседателей присяжные заседатели пользуются равными с судьей правами при постановлении приговора и вынесении других решений.»;

статью 81 Кодекса считать статьей 82.

 

  1.  в статье 30:

             пункт 2 части второй изложить в следующей редакции: «2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105, 111 частью четвертой, 126 частью третьей, 127 частью третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 205.1, 205.2, 209 - 211, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 263 частью третьей, 263.1 частями третьей и четвертой, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 271.1 частью второй, 277, 290 частями третьей - шестой, 291 частями третьей - пятой, 291.1 частями второй - четвертой, 294 - 302, 303 частями второй,  третьей и четвертой, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частями второй и третьей, 353 - 358, 359 частями первой, второй и третьей и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, указанных в пункте 2 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса;»;

             дополнить статью пунктом 21 следующего содержания: «21) судья федерального суда общей юрисдикции совместно с двумя присяжными заседателями - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о  преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы;»;

4) часть третью статьи 31 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания: «1.1) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии с частью второй статьи 34 настоящего Кодекса;»;

 

5) в статье 34:

дополнить статью частью второй следующего содержания: «2. Судья районного либо гарнизонного военного суда, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что обвиняемый в совершении преступления, указанного в пункте 2 части второй статьи 30 настоящего Кодекса, ходатайствует о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности в вышестоящий суд.»;

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;

 

6) часть вторую статьи 229 дополнить пунктом 8 следующего содержания: «7) для решения вопроса о направлении по подсудности в вышестоящий суд уголовного дела о преступлении, указанном в пункте 2 части второй статьи 30 настоящего Кодекса, при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.»;

 

7) в статье 234:

Дополнить статью частью девятой следующего содержания: «9. В случае, предусмотренном пунктом 8 части второй статьи 229 настоящего кодекса, судья выясняет у обвиняемого, ходатайствует ли он о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, понятно ли ему обвинение. Если обвиняемый ходатайствует о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, судья выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности в вышестоящий суд. При этом судья решает вопрос о выделении в отдельное производство уголовных дел в отношении других обвиняемых, а также о других преступлениях и принимает по соответствующим делам решения, указанные в статье 236 настоящего кодекса. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом направляется по подсудности в вышестоящий суд.»;

часть девятую считать частью десятой;

 

8) из пункта 1 части первой статьи 236 исключить слова «в случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи»;

 

9) часть первую статьи 325 дополнить следующим предложением: «При этом по уголовным делам, переданным в суд по подсудности в соответствии с частью второй статьи 34 настоящего Кодекса, предусмотренные частью третьей статьи 227 сроки исчисляются с момента поступления уголовного дела  в соответствующий суд.».

 

Статья 3

 

Дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации («Собрание законодательства РФ», 2002, № 46, ст. 4532) статьей 51 следующего содержания:

«Статья 51. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, участвуют, наряду с профессиональными судьями, в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей.

В случае рассмотрения дела судом в составе судьи и двух присяжных заседателей присяжные заседатели пользуются равными с судьей правами при вынесении всех решений.»;

 

Статья 4

 

 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

                    Президент

Российской Федерации                                                       В.Путин

 

 

                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«Об обеспечении права  граждан Российской Федерации

на участие в отправлении правосудия»

 

         Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам России возможности доступа к правосудию и разбирательства их дел  судом с участием присяжных заседателей с тем, чтобы обеспечить судебную защиту  прав и свобод человека и оградить неотъемлемые права личности от злоупотребления властью (ст. 18, ч. 1 ст. 20, ст. 45 - 47 Конституции Российской Федерации).

         Право предстать перед судом присяжных оказывается действенным механизмом обеспечения прав и свобод человека, эффективным средством судебной реформы лишь при условии широкого распространения этой демократической формы судопроизводства. Однако фактически с участием присяжных заседателей в России ежегодно рассматривается около 600  уголовных дел в отношении примерно 1 000 подсудимых. Таким образом, декларативным выглядит не только конституционное право человека на  «суд равных», но и право граждан на участие в отправлении правосудия (ч. 45 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации  «…Правила подсудности уголовных дел, а также правила формирования коллегии присяжных для их рассмотрения призваны обеспечивать гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на участие в отправлении правосудия, в том числе в качестве присяжных заседателей…» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 3-П).

         В свете сказанного, недопустимо не обусловленное конституционно значимыми целями ограничение компетенции суда присяжных, поскольку такие действия фактически приводят к обеднению и даже опустошению содержания соответствующих положений Основного закона России.

Ограничение компетенции суда с участием присяжных заседателей оказывается неизбежным следствием применения федеральных законов, которыми изменяется подсудность областных (краевых) и приравненных к ним судов с передачей некогда разбиравшихся ими дел в ведение нижестоящих судов, где уголовные дела рассматриваются единоличными профессиональными судьями (в частности, Федеральных законов от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»; от 23.07.2013 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства»).

В итоге снижается уже достигнутый уровень гарантий конституционных прав граждан Российской Федерации предстать перед судом с участием присяжных заседателей и участвовать в отправлении правосудия.

         Конституционный Суд Российской Федерации справедливо подчеркивает: «…Федеральный законодатель не вправе при установлении перечня уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, нарушать требования справедливости и равенства перед законом и судом и действовать произвольным и дискриминационным образом» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 8-П).

         Поэтому целесообразно исходить из понимания того обстоятельства, что изменение подсудности уголовных дел не означает автоматического упразднения демократического порядка их рассмотрения, в особенности, если на нем настаивает сторона защиты. Иными словами, уголовные дела должны передаваться в ведение нижестоящих судов только при условии сохранения для сторон доступа к желательным для них процедурам, гарантированным ранее.

         В целях сохранения в  отечественном уголовном судопроизводстве достигнутого уровня процессуальных гарантий на основе требований Конституции России в данном законопроекте предлагается:

         закрепить перечень уголовных дел, которые по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей, включив в него: во-первых, уголовные дела, которые рассматривались судом с участием присяжных заседателей в 2009 – 2013 годах; во-вторых, дополнительно, дела о преступлениях, которые формально находились в ведении районных (гарнизонных военных) судов, но фактически часто рассматривались с участием присяжных заседателей из-за невозможности выделить их в отдельное производство;

         при отсутствии ходатайства обвиняемого о рассмотрении судом с участием присяжных заседателей уголовных дел, включенных в данный перечень, рассматривать их в районных или вышестоящих судах в соответствии с определенной законодателем подсудностью;

         при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении судом с участием присяжных заседателей уголовных дел,  включенных в данный перечень, рассматривать их в областных (краевых) и к ним приравненных судах; при этом такие уголовные дела, отнесенные к подсудности районных судов, передавать в вышестоящие суды по результатам проведенного в районном суде предварительного слушания.

         Как говорилось выше, в законопроекте предлагается дополнить несколькими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации перечень уголовных дел, которые по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.

Руководствуясь Концепцией судебной реформы от 24 октября 1991 года, законодатель избрал тактику поэтапного распространения суда присяжных в России. Изучение мнения судей и бывших присяжных заседателей в рамках программы Клуба присяжных заседателей, а также результаты опросов судей, прокуроров, адвокатов, организованные Независимым экспертно-правовым советом, свидетельствуют о поддержке практикующими юристами и другими гражданами идеи увеличения круга уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей. Респонденты, имевшие опыт работы в суде присяжных, выступают наиболее горячими его сторонниками.

Необходимо также свести на нет практику незаконного изменения следователями  квалификации приписанных обвиняемым деяний. Целью подобных манипуляций оказывается лишение обвиняемых, заявивших соответствующее ходатайство, возможности предстать перед судом с участием присяжных заседателей в вышестоящем суде; данная неправомерная цель достигается путем изменения квалификации деяния и направления уголовного дела в районный  суд.

         К компетенции суда с участием присяжных заседателей целесообразно отнести уголовные дела, в рамках которых оценка доказательств в их совокупности вполне доступна представителям народа, не имеющим специального образования, в том числе, уголовные дела, аналогичные уже рассматривающимся с участием присяжных заседателей. Предлагается отнести к ведению суда с участием присяжных заседателей ныне рассматриваемые районными судами уголовные дела о следующих преступлениях:

         об убийстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшем по неосторожности его смерть (части 1 и 2 ст. 105, часть 4 ст. 111 УК Российской Федерации);

         о незаконном лишении свободы, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 3 ст. 127 УК Российской Федерации);

о разбое (ст. 162 УК Российской Федерации);

о вымогательстве (ч. 2 и 3 ст. 163 УК Российской Федерации);

о получении и даче взятки (ч. 3 – 6 ст. 290, ч. 3 – 5 ст. 291, ч. 2 – 4 ст. 2911  УК Российской Федерации).

Надо отметить, что суды с участием присяжных заседателей сегодня рассматривают подобные дела: об убийствах (часть 2 ст. 105 УК Российской Федерации); о разбое или вымогательстве, сопряженных с убийством (пункт «з» части 2 ст. 105, ст. 162 УК Российской Федерации). Дела о взяточничестве (части 3 - 6 ст. 290, части 3 – 5 ст. 291, части 2 – 4 ст. 2911  УК Российской Федерации) рассматривались областными (краевыми) судами еще в 2012 году. Вердикты по делам об этих тяжких и особо тяжких преступлениях свидетельствуют об уважении присяжных заседателей к требованиям закона, об их вдумчивом отношении к доказательствам, продиктованы стремлением оградить личность от необоснованного обвинения и защитить права потерпевшего. Государственные обвинители, защитники-адвокаты, судьи имеют многолетние навыки работы с присяжными заседателями по данным категориям дел и, следовательно, разбирательство с участием представителей народа дел о похожих, но не столь тяжких преступлениях не вызовет у них затруднений.

Наряду с рассмотрением уголовных дел судом с участием коллегии присяжных заседателей право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия может быть обеспечено и в других формах. В настоящем законопроекте предлагается создать правовые предпосылки для рассмотрения уголовных и гражданских дел единой коллегией, состоящей из судьи и двух присяжных заседателей. Введение наряду с классической формой суда присяжных шеффенской модели отправления правосудия, напоминающей действовавший в России до 2004 года суд с участием народных заседателей, позволит учесть предпочтения сторон и создать дополнительные гарантии конституционных прав граждан нашей страны.

         Реализация законопроекта потребует расходов из средств федерального бюджета.