Заявления членов Совета

Заявление руководителя Сергея Кривенко по поводу предложения вернуться к экстерриториальному принципу распределения призывников

Предложение Генштаба РФ о возвращении экстерриториального принципа прохождения военной службы по призыву противоречит курсу гуманизации армейской службы и целям военной реформы.

Территориальный принцип прохождения военной службы по призыву («служба рядом с домом») – это одна из мер по гуманизации военной службы по призыву, проводимой бывшим Минобороны А.Сердюковым.

Весь комплекс мер по гуманизации был направлен на изменение отношения к военнослужащим по призыву, в том числе, путем создания для них условий, максимально исключающих возможные злоупотребления их положением и жестокое или неуважительное к ним отношение.

В рамках курса гуманизации военной службы по призыву планировалось:

- Исключить привлечение военнослужащих к хозяйственным работам и иной деятельности, не связанной с боевой подготовкой (путем введения системы аутсорсинга);

- Разрешить пользоваться в установленное распорядком дня время мобильными телефонами;

- Улучшить рацион и качества питания солдат;

- Улучшить материальное положения военнослужащих по призыву;

- Ввести пятидневную рабочую неделю и упрощенный порядок увольнения сержантов и солдат по призыву в выходные и праздничные дни;

- Внедрить территориальный принцип прохождения военной службы по призыву.

Курс на гуманизацию военной службы по призыву был принят после провала Федеральной целевой программы (ФЦП) 2004-2007 гг. Укомплектовать части постоянной боевой готовности исключительно контрактниками, как предполагала данная программа, не удалось. В 2008 году в такие боевые части стали направлять военнослужащих по призыву.

Срок службы по призыву в ходе продолжающейся военной реформы был сокращен, однако эта мера сама по себе не привела к снижению уровня насилия в армии. В связи с этим руководство ВС РФ было вынуждено применить специальные меры, направленные на защиту военнослужащих по призыву. Такие меры получили название «ГУМАНИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Однако и подобные дополнительные меры оказались недостаточными для того, чтобы оградить солдат срочной службы от ущемления их чести и достоинства, а также обеспечить безопасность военной службы по призыву.

В условиях провала ФЦП одними мерами по гуманизации военной службы не удалось достигнуть главного - изменить характер и смысл военной службы по призыву. Гуманизация способствовала бы решению основной задачи – обеспечения безопасности, чести и достоинства военнослужащих при прохождении военной службы по призыву, если бы солдаты-срочники проходили службу, только в учебных центрах и учебных частях, расположенных недалеко от мест их проживания, а в боевых частях служили бы исключительно контрактники.

При комплектовании боевых частей по смешанному принципу – и призывниками и контрактниками, кардинально решить эту основную задачу не получится. Для качественного улучшения правовой защищенности военнослужащих, необходимо изменение их правового статуса, то есть необходим переход на контрактную основу.

Нынешнее руководство Министерства обороны реально оценивает сложившуюся ситуацию, о чем свидетельствует его намерение продолжить перевод Вооруженных Сил России на контрактный способ комплектования.

Об этом 29 января 2013 года на специальном заседании Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека по теме: «Проблемы обеспечения военнослужащих Министерства обороны РФ постоянным и служебным жильем и пути их решения» четко заявил заместитель Министра обороны Российской Федерации Цаликов Р.Х.

В течение перехода Вооруженных Сил России на контрактный способ комплектования все меры по гуманизации военной службы по призыву, принятые при А. Сердюкове, необходимо сохранить. В противном случае может последовать резкое ухудшение положения военнослужащих по призыву, что противоречит и целям проводимой реформы, и принципам современного цивилизованного государства.