По просьбе читателя: Еще раз о "больных" вопросах миграционных правил

28 ноября 2015

Еще вчера введенная в России патентная система была внове всем – и трудовым мигрантам, и самим контролирующим миграцию органам. За прошедший без малого год механизм обкатали, иностранные работники к нему приспособились. Хотя по-прежнему даже для самых опытных из них остаются не вполне понятными многие нормы миграционного законодательства в части легализации пребывания и оформления необходимых для трудоустройства документов.

Правовой информации никогда не бывает много – ее всегда не хватает. В этом мы убеждаемся каждый раз, когда получаем от читателей письма и комментарии с вопросами о том, как не стать невольным нарушителем заковыристых миграционных правил или как исправить уже случившееся. Одно из последних писем побудило нас вновь обратиться к теме миграционного законодательства, поскольку его автор поднимает проблемы, которые серьезно усложняют жизнь приезжим работникам, но которые нечасто озвучивают. Итак, пишет нам гражданин Узбекистана Искандар В.:

«Уважаемая редакция,

я много лет работаю в Москве и за свою трудовую деятельность сталкивался, как и многие мои земляки, с проблемными ситуациями, связанными с выполнением этих законов. Я решил обобщить эти проблемы и прошу вас помочь мне получить ответы на мои вопросы, чтобы мигранты знали, как быть или поступить в таких ситуациях. Ведь кто предупрежден, тот вооружен. Хотя даже мое свободное владение языком, высшее образование и наличие всех разрешительных документов не гарантируют мне защиту от произвола органов власти – в этом я неоднократно убеждался.

Все мы знаем, что мигранты, прибывшие в Россию работать, обязаны не нарушать Федеральные законы (ФЗ) №109 («О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») и №115 (О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Не секрет, что большинство иностранцев не имеют в России родственников или уже готовую принимающую сторону, которая в течение семи рабочих дней поставит их на миграционный учет. Выход один: идти к частным фирмам и встать на учет у юридического лица за деньги. За 1200-2000 рублей вы получаете пресловутую регистрацию (легальную, через ФМС), на юридический адрес, по которому свободно можно получить патент на работу. Эти услуги кругом и везде рекламируются, и возникает ощущение, что этот вид предоставления услуги не преследуется законом. Вообще, законно ли это?

Предположим, я оформил регистрацию через фирму и получил патент на работу. Но понятное дело – где-то надо жить. Лично я снимаю квартиру. В большинстве случаев владелец квартиры не хочет слышать о принятии на миграционный учет (МУ) по его адресу. Очень редко удается уговорить на договор об аренде жилья. Насколько это опасно, когда придет участковый? Имеет ли он право меня оштрафовать, забрать в участок? Как я заметил, некоторые полицейские при проверке документов не прочь задавать лишние вопросы, дабы удостовериться, знаю ли я, где принят на учет. Если человек не помнит своего адреса, они тут же ухватываются за это и начинают угрожать, что регистрация куплена, что, мол, нас депортируют, то есть начинают вымогать у мигранта деньги.

Встав на миграционный учет, мы можем находиться в России 90 дней без перерегистрации. Я оплачиваю патент каждый месяц. Раньше (с 2010 и до 2015 года) при наличии патента миграционный учет после первых 90 дней мы (мигранты) вообще не продлевали. Дальше можно было только оплачивать ежемесячный налог. Но с 2015 года все кардинально поменялось. Я внимательно изучил новую редакцию закона ФЗ-115, где именно эта статья 13.3, пункт 5 мало отличается от прошлогодней редакции, но в этом году на сайте ФМС города Москвы я прочитал, что иностранные граждане могут продлить миграционный учет только на срок оплаченного патента. Получается, я каждый месяц после оплаты патента должен бегать в ФМС для продления миграционного учета на один месяц? Я поискал в интернете и нашел внутренний приказ ФМС №655 от 15.12.2014, который обязывает иностранных граждан продлевать миграционный учет на срок оплаты патента. Это просто печально! Не говоря уже, что стоимость самого патента и ежемесячный платеж удорожали в несколько раз, теперь еще и нужно все время отпрашиваться с работы, чтобы ходить в ФМС и продлевать миграционный учет. А если не успеть вовремя или проворонить – расплата в виде штрафа в 7000 рублей и выдворения на три года! Я не понимаю, разве внутренний приказ ФМС сильнее, чем Федеральный закон? Разве он может диктовать другие условия иностранным гражданам?

Теперь, что касается наказания за нарушение миграционного учета. В статье 24, пункт 2 ФЗ-109 четко и ясно написано, что иностранный гражданин не несет ответственности за нарушение или отсутствие миграционного учета. Если, конечно, это произошло не по его вине. Ведь обязанность постановки на миграционный учет лежит на принимающей стороне. Но Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) России эту ответственность возлагает на иностранца. Разве такое возможно? И какой закон сильнее – ФЗ-109 или КоАП? По какому закону суды выносят решение (хотя чутье мне подсказывает, что выносят по КоАП)?

Насколько я слышал, оказывается, за любые два или более административных правонарушения могут закрыть въезд на три года! Я понимаю, если это нарушения общественного порядка, преступления, хулиганства и так далее. Но зачем закрывать въезд тому, кто перешел дорогу в неположенном месте или не оплатил проезд в городском транспорте, получил штраф и оплатил его?

В законе сказано, что после окончания срока патента (а его срок 12 месяцев) мы имеем право продлить его на такой же срок, не выезжая за пределы РФ — я правильно понял? Насколько законно требование ФМС через год с момента въезда выехать за пределы и вернуться для оформления нового патента? Буду благодарен за ответы на эти вопросы, которые волнуют многих трудовых мигрантов. Искандар В.».

Трудновыполнимые требования

За разъяснением вопросов, поставленных автором письма, «Фергана» обратилась к руководителю Постоянной комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте России Евгению Боброву:

- Евгений Александрович, насколько деятельность посреднических фирм, предоставляющих услуги по регистрации мигрантов, вписывается в законные рамки?

Евгений Бобров- Никак не вписывается. Ведь большинство таких фирм предлагают мигрантам регистрацию у некой подставной принимающей стороны. А это уже незаконно. Но, видимо, во власти есть заинтересованные круги, которые не хотят прикрывать рынок продажи поддельных документов. Причем с этой проблемой сталкиваются не только трудовые мигранты, но и соотечественники-переселенцы. Люди приезжают по программе переселения, и им негде зарегистрироваться, поскольку своим жильем они еще не обзавелись, а чужие регистрировать их у себя не желают. СПЧ давно поднимает этот вопрос перед законодателями и его трижды обсуждали с президентом – усовершенствовать законодательство о регистрационном учете населения, в том числе упростить порядок регистрации по месту жительства и по месту пребывания, чтобы абсолютно все граждане смогли зарегистрироваться безо всяких хлопот и проблем. Но пока воз и ныне там.

- Как же тогда быть мигранту, если он зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому, потому что там, где он живет, его отказываются регистрировать, а там, где зарегистрирован, нельзя жить? Как вести себя, если полиция выявляет это несоответствие при проверке документов?

- Будем откровенны: законодательство устроено так, что наниматель жилья всегда будет виноват, в том числе при нежелании наймодателя его регистрировать. Полиция эту ситуацию прекрасно знает. Формально – это нарушение закона, и если человек попадет во время рейда, или когда фмсникам и полицейским нужно «подогнать» план по выявлению нарушений миграционного режима, – значит, ему крупно не повезло, и он наверняка будет оштрафован и выдворен. В других случаях отделается «вознаграждением» стражу правопорядка, что чревато привлечением к уголовной ответственности. Хотя мигрант не виноват в том, что вынужден регистрироваться в одном месте, а проживать – в другом.

- Действительно ли мигрант должен ежемесячно посещать ФМС, чтобы продлевать срок регистрации после очередного авансового платежа за патент? Существует ли описанное автором письма несоответствие внутреннего приказа ФМС федеральному закону?

- К сожалению, пока это так. Закон о миграционном учете не синхронизирован с законом о правовом положении иностранных граждан. Но миграционный учет в любом случае обязателен. В Госдуме уже несколько месяцев лежит проект поправок, предусматривающий освобождение иностранных граждан от обязанности продлевать миграционный учет при продлении трудового патента. Нам известно, что многие законопослушные мигранты были необоснованно выдворены из страны из-за того, что они не продлили миграционный учет, полагая, что продление патента автоматически подтверждает законность их пребывания в России. Пока же можно дать единственный совет: одолжите денег и оплатите патент сразу на полгода или год – тогда и посещать ФМС придется реже.

- Существует ли законодательная коллизия между федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан» и КоАП в части того, кто несет ответственность за несвоевременную постановку иностранца на миграционный учет? Кто же должен отвечать, к примеру, в том случае, работодатель пообещал поставить на учет иностранного работника, а сам этого не сделал, то есть иностранец оказался вне миграционного учета не по своей вине? Кого суд в таком случае будет наказывать?

- В этой части противоречия между федеральным законом и КоАП нет. Статья 18.9, пункт 4 Кодекса как раз предусматривает наказание за неисполнение принимающей стороной обязанности по постановке иностранца на миграционный учет. Но дело в том, что очень сложно иностранцу с просроченной регистрацией или без нее доказать, что он не скрывался и не уклонялся от необходимости встать на миграционный учет. Если иностранный гражданин докажет, что принимал все меры для того, чтобы зарегистрироваться, то вина должна быть возложена на принимающую сторону. Суды здесь проявляют полную безответственность, и, как показывает практика, судьи особо не вникают в вопрос о том, кто виноват, а кто нет, и нередко наказывают обе стороны.

- Читатели часто спрашивают: не слишком ли сурово наказывать мигранта за два незначительных административных правонарушения закрытием въезда на несколько лет? Тем более, если человек уплатил штрафы за эти нарушения. Проехал «зайцем» или покурил в неположенном месте и должен покинуть Россию без права въезда на несколько лет.

- Эта проблема не раз поднималась СПЧ. Мы неоднократно инициировали изменения в законы с тем, чтобы не рассматривать абсолютно любое административное правонарушение как повод для выдворения и закрытия въезда. СПЧ предлагает выдворять из России с запретом въезда только тех иностранцев, кто совершил несколько умышленных либо одно грубое правонарушение, например, влекущее административный арест, а к остальным применять предупреждение или штраф. Настойчивое непринятие этих предложений контролирующими органами – полицией и ФМС – я расцениваю как личную заинтересованность их руководства в том, чтобы у мигрантов были проблемы. Чем их больше, тем эффектнее выглядит работа этих ведомств. Но проблему противодействия реальным угрозам обществу эти меры не решают, и обоснованное недовольство мигрантов, к сожалению, копится. Хотелось бы, чтобы это, наконец, дошло до наших депутатов, потому что любой человек может нечаянно или даже вынужденно совершить правонарушение, но далеко не каждое из них является общественно опасным и должно так сурово караться. Вспомним хотя бы историю с несчастной выдворенной матерью умершего таджикского младенца в Петербурге. Настолько ли опасным было совершенное ею деяние – отсутствие регистрации, что потребовало срочного выдворения? В этом случае можно было ограничиться лишь выплатой штрафа. Наказание должно быть соразмерно содеянному. Кстати говоря, судья могла это сделать и по действующему КоАП, ведь суд вправе назначить административное наказание ниже низшего предела, учитывая конкретные обстоятельства. Или другой пример: отсутствие при себе паспорта, по закону, вообще не является правонарушением, а у нас за это могут и выдворить.

- После окончания 12-месячного срока действия патента, по закону, мигрант может продлить его на такой же срок, то есть остаться в России еще на 12 месяцев. Если у человека нет никаких нарушений, и документы в порядке, может ли ФМС потребовать через год с момента въезда, чтобы он выехал за пределы страны и вернулся для переоформления патента?

- Не может. Патент может быть единожды переоформлен без выезда за пределы страны через 12 месяцев после въезда иностранного гражданина. Любые попытки воспрепятствовать этому неправомерны. Таким образом, работающий по патенту иностранец может в общей сложности в течение двух лет безвыездно находиться в России при условии своевременного переоформления патента и внесения авансовых платежей по НДФЛ, — поясняет Бобров.

Закон суров, но это закон

У каждого, кто приезжает в Россию за лучшей долей, всегда есть два пути: встать на миграционный учет и оформить весьма дорогостоящий патент либо сэкономить на патенте и уйти в тень. Как говорят бывалые мигранты, которые уже не один год и даже десятилетие приезжают на заработки в Россию, в первом случае и спится крепче, и при встречах с сотрудниками ФМС или полиции аргументов больше. Во втором же – все с точностью до наоборот. И хотя от чиновничьего произвола, как заметил наш читатель, не застрахован даже самый законопослушный мигрант, у тех, кто выбирает второй путь, гораздо больше шансов быть выдворенными из России без возможности въезда на долгие годы. Уже около полутора миллионов иностранцев лишились такого права на три, пять, 10 и более лет.

Ужесточение миграционного законодательства, повышение стоимости патента вкупе с ростом курса доллара и обесцениванием зарплат в России делают трудовую миграцию в эту страну менее выгодной для граждан некоторых постсоветских стран, в частности центральноазиатских – Таджикистана и Узбекистана (граждане Казахстана и Киргизии – государств-членов ЕАЭС – находятся в более благоприятном положении: им не нужно получать разрешительные документы на работу). Некоторая часть мигрантов из этих двух республик возвращается сейчас на родину с решением не отправляться в Россию вновь в ближайшее время. А тем, кто все-таки собирается на заработки, их более опытные коллеги рекомендуют не надеяться на случай, а как следует подготовиться в поездке:

- Еще на родине надо решить, куда и к кому ты едешь, где будешь жить и чем заниматься. Через родственников или знакомых постарайтесь найти работу и договориться о регистрации. Сейчас уже не те времена, когда три месяца можно было «раскачиваться», искать работу. Теперь надо быстро, в течение месяца, сделать патент. Я всем нашим ребятам советую работать законно, оформлять все документы. Надо законы уважать. И себя уважать надо, чтобы чувствовать себя уверенно, если вдруг остановит полиция. А нас, таджиков, узбеков, киргизов, останавливают чаще, потому что сразу видят, что приезжие. Этого бояться не нужно, когда документы в порядке и по-русски нормально говоришь, — говорит Хабибулло, трудовой мигрант из Таджикистана.

Следует обратить внимание на некоторые законодательные требования и нововведения, о которых нужно знать как новичкам, так и «старым» мигрантам. Очень важным моментом является правильное заполнение миграционной карты – в графе «цель въезда» обязательно нужно отметить слово «работа». Если будет отмечена другая цель, получение патента станет невозможным. Все иностранцы, приезжающие в Россию, обязаны оформить временную регистрацию. При этом сроки постановки не миграционный учет разные: гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана дается на это 30 дней со дня въезда, гражданам Таджикистана – 15 дней, Узбекистана – 7 дней.

Другой важным моментом является своевременное оформление патента – не позднее одного месяца после въезда. Нарушение срока обращения за выдачей патента влечет за собой административный штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Нужно иметь в виду, что ФМС запустило механизм автоматической идентификации оплаты патента на осуществление трудовой деятельности и продление законного пребывания иностранца на территории России. Если данные о платеже своевременно не поступят в ФМС, тогда иностранный работник может быть привлечен к административной ответственности, вплоть до аннулирования патента и закрытия въезда в Россию. Поэтому нужно оплачивать патент заблаговременно – хотя бы за несколько дней до окончания его действия. Следует учесть, что с января 2016 года стоимость патента в Москве повысится на пять процентов и составит 4200 рублей.

Тем, кто едет на работу в Москву и Московскую область, проходить медицинское освидетельствование лучше в Многофункциональных миграционных центрах (ММЦ) в Сахарово (Москва) и Красногорске (Московская область). В ближайшее время медицинские справки, полученные в других медучреждениях, к рассмотрению в этих ММЦ приниматься не будут.

Узнать, есть ли у мигранта запрет на въезд, можно на сайте ФМС, а вот получить официальную информацию о сроках и причинах запрета (для дальнейшего обжалования) – только путем письменного обращения в миграционное ведомство (об этом мы подробно рассказывали в материале «Вторая миграционная революция, или про патенты, посредников, выдворения и зарплаты»).

Обратить законотворчество лицом к человеку

Смерть пятимесячного Умарали Назарова – сына трудовых мигрантов из Таджикистана – всколыхнула российскую общественность и заставила в очередной раз обратить внимание на пробелы в миграционном законодательстве. Мальчик умер в больнице при невыясненных обстоятельствах после того, как в полицейском участке был насильно оторван от матери – Зарины Юнусовой, у которой оказалась просроченная регистрация. Более того, через месяц после потери сына Зарины, признанная потерпевшей по уголовному делу о гибели ее малыша, решением суда была выдворена из России без права въезда на пять лет. Жернова правоприменительных механизмов молотят всех под одну гребенку, не признавая исключений и наказывая провинившихся изгнанием из страны, считает Евгений Бобров:

- Смерть этого малыша продемонстрировала полное отсутствие гуманизма в российской миграционной политике, а также бесправное положение супругов иностранных граждан. Если женщина едет к работающему мужу с частной целью въезда – просто чтобы быть рядом, помогать ему с бытом, – через три месяца она должна покинуть Россию и в следующие три месяца не въезжать, так как закон лишает ее такого права. Причем, если ей в связи с материальными затруднениями потребовалось устроиться на работу, закон ей и такой возможности не дает, так как в миграционной карте у нее указана частная цель въезда, а не трудовая. А без выезда за пределы России цель въезда изменить нельзя.

Кроме того, закон не предусматривает никаких уважительных причин для невыезда из России, то есть ни болезнь, ни беременность или рождение ребенка не являются причинами, по которым человеку могут дать возможность продлить срок пребывания в нашей стране. Третий год СПЧ предлагает установить в законе конкретный перечень уважительных причин для продления срока пребывания (необходимость экстренного лечения, рождение ребенка и другие), но органы власти к этому пока не прислушиваются. Я не понимаю, зачем обязывать выезжать из страны законопослушного иностранца, ожидающего рождения ребенка, члены семьи которого трудятся в России во благо нас же, россиян, да еще и не позволять въезжать обратно в течение следующих трех месяцев? Более того, это уже далеко не первый случай, когда суды выносят решение о выдворении матери без детей при наличии законно пребывающего в России супруга. Разлучение матери с ребенком противоречит интересам ребенка и грубо нарушает как национальное законодательство, так и международные конвенции. Интересно, что бы сказали авторы этого запредельного абсурда, оказавшись сами в подобной ситуации? – говорит эксперт.

После проведения собственной проверки обстоятельств гибели ребенка СПЧ в очередной раз направил депутатам предложения по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и практики его применения. Рекомендуемые поправки касаются упрочения гарантий защиты прав иностранных граждан, изменения правоприменительной практики в сфере выдачи трудовых патентов и механизма выдачи иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории и основ законодательства России. Совет, в частности, предлагает:

- Иностранным гражданам и лицам без гражданства, не нарушившим законодательство в период своего пребывания на территории России, продлевать срок пребывания и (при их желании) менять цель въезда в Российскую Федерацию без выезда за пределы страны.

- К лицам, совершившим незначительное нарушение режима пребывания, ограничиваться предупреждением или применять штраф, а не выдворение. Возможность выдворения сохранить как альтернативное дополнение к штрафу и применять лишь к лицам, допустившим грубое нарушение законодательства.

- Ориентировать сотрудников МВД на недопущение этнически обоснованных проверок документов граждан.

- Не допускать задержания иностранных граждан, привлекаемых к ответственности за нарушение правил миграционного учета, без сотрудников ФМС России; прекратить подмену сотрудников ФМС сотрудниками полиции.

- Исключить из практики полиции такие типичные нарушения прав иностранных граждан, как признание нарушением миграционного учета пребывание зарегистрированного иностранного гражданина не по месту регистрации; задержание и доставление в отдел за нахождение на улице без документов, удостоверяющих личность; выдворение граждан, супруг, дети или другие близкие родственники которых постоянно проживают на территории России.

- Отменить сдачу иностранными гражданами экзамена на знание истории при выдаче патента, заменить экзамен по основам законодательства России экзаменом по основам права и миграционного законодательства.

- Увеличить срок возможности подачи документов на патент с 30 до 60 дней со дня въезда в связи с долгой процедурой его оформления.

- Полностью исключить участие посредников в процедуре выдачи патентов на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

- Увеличить количество мест подачи документов и мест выдачи патентов в субъектах Российской Федерации.

- Принять действенные меры по неотвратимости привлечения к ответственности лиц, изготавливающих и сбывающих поддельные государственные документы, а также рекламирующих эти услуги в СМИ. Повсеместная реклама подобных услуг вводит многих граждан в заблуждение мнимой законностью приобретения государственных документов в коммерческих организациях и у посредников, за что впоследствии они привлекаются к ответственности.

Ранее СПЧ также предлагал освободить от сдачи комплексного экзамена иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение разрешения на временное проживание в связи с наличием супружеских или близких родственных отношений с гражданами России.

- К сожалению, в вопросах совершенствования миграционной политики предложения СПЧ сейчас не соответствуют интересам ряда государственных органов. Стремясь привлекать как можно больше денег в бюджет с помощью миграционной политики, органы власти не учитывают, что прежде надо выстроить реально работающий механизм использования труда мигрантов, чтобы на бесправии работяг не наживались все, кому не лень. И спустя несколько месяцев оценить, требуется ли ослабить законодательство или наоборот – ужесточить. Пока же у нас Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» в части трудовой миграции чрезмерно раздут и написан таким языком, что путаются даже специалисты. А мы от трудовых мигрантов требуем знания законодательства, — отмечает Евгений Бобров.

Предлагаемые СПЧ поправки будут лучше защищать людей, но под прикрытием борьбы с терроризмом и ограничения незаконной миграции их принятие, скорее всего, будут всячески тормозить те заинтересованные круги, по коммерческим интересам которых они ударят, и которые зарабатывают себе политические очки на мигрантской теме. На фоне все чаще звучащих заявлений о необходимости противодействия проникновению в Россию экстремизма перспектива либерализации миграционных законов становится все более призрачной. Хотелось бы ошибаться…

Нигора Бухари-заде

Международное информационное агентство «Фергана»