18 апреля 2023
Последнее время энергично говорят о необходимости изменений в российском среднем образовании. Однако в основном обсуждают Болонскую систему и ЕГЭ, то есть - форму. Но когда мы будем обсуждать суть дела - содержание образования? Между тем есть недвусмысленная позиция президента России, поручения по созданию новых школьных курсов истории и обществознания. И эти поручения требуют глубокого переосмысления в свете грандиозных исторических процессов, происходящих в мире, и месте России в них. Работа по изменениям курса истории уже ведется. Но я позволю себе взглянуть на проблему шире. Очень скоро встанет задача обновления всего гуманитарного образования, и более того - всех общественных наук. Обновление будет происходить в поиске образа цельного гармоничного человека будущего. Это не фантазия, не прихоть. Это - вызов времени.
Ответ или опережение
Говорят, надо вернуться к советской системе образования, которое долгое время считалось лучшим в мире. Оно было построено в ответ на вызов. Советская система служила задачам ускоренного промышленного развития и обороны. Естественные науки и инженерное дело были в центре этой системы.
Любое масштабное преобразование - это ответ на вызовы, на серьезные проблемы, которые нужно преодолеть. В сфере образования советский пример не единственный. В начале XIX века униженная Наполеоном Пруссия мечтала о единой Германии. Братья Гумбольдты создали университет нового типа, фактически этот тип университета преобладает в мире и поныне. Кроме того, они модернизировали систему школьного образования. Уже через два десятилетия Германия получила первоклассную образованную бюрократию и офицерский корпус. И это был один из главных факторов объединения Германии. Царскосельский лицей в России был создан для подготовки чиновников высшего ранга. Он дал целую плеяду политиков, писателей, поэтов. Впрочем, и декабристов. Американская образовательная реформа в 60-х годах ХХ века была ответом на советские успехи в науке, технологиях и в космосе.
Вызов суперсистеме
Вызов, который стоит перед нами, - вызов исторического масштаба. Западная цивилизация завершает цикл своего развития. Он дал человечеству огромные достижения - в науке, культуре, социальной жизни, в экономике. Но он заканчивается. Мы видим очевидные признаки разложения западной цивилизации. Отрицать это - значит проявлять неосведомленность или хуже того - наивность, а наивность в нашем прекрасном, но яростном мире плохой поводырь. То, что мы наблюдаем, это - не локальные явления, не заблуждения. Это закономерный финальный акт жизни западной социокультурной суперсистемы. С этим трудно согласиться, глядя на достижения Запада. Но еще семьдесят лет назад социолог Питирим Сорокин предвидел такой финал. Его прогноз во многом совпадет с тем, что мы видим.
Культ потребления и удовольствия и - свобода, теперь бесславно приниженная для получения удовольствия. Идеология ЛГБТ, бездетности, эвтаназии - это идеология смерти. А ведь при всех грехах капитализма он был созидательным. Теперь ему почти не нужны работники и созидатели, а только потребители. Проталкивается концепция безусловного базового дохода: вы можете даже не работать, мы дадим вам деньги, только - покупайте.
Россия смеет предъявить мировоззрение, альтернативное западному. Дискуссия с Западом невозможна, потому что это не интеллектуальный спор, это битва на выживание. И пока только Россия посмела заявить о своей позиции.
Цифровизация. Невозможно отрицать пользы, которую принесли компьютеры человеку. Но что на другой чаше весов? Человечество жило несколько столетий в эпоху Гутенберга. Книги создали новое образованное человечество. Теперь наступила эпоха Цукерберга. Хозяева IT-компаний, в основном американских, заявляют: мы отменяем тайну частной жизни. И организуют тотальную слежку. Мы пока даже не осознаем, к каким антропологическим изменениям приведет ликвидация тайны частной жизни. Нами манипулируют в интернете. Собирают о нас информацию, потом подвергают цензуре то, что мы там ищем; навязывают рекламу; в социальных сетях загоняют пользователей в так называемые эхо-камеры. И мы не знаем, кто и как принимает решения, алгоритмы засекречены.
Последствия для культуры. На мир обрушился вал низкой культуры. Она была всегда, но никогда не доминировала; ее представители не позволяли себе разрушать иерархию культурных ценностей. И раньше менялись культурные эпохи, появлялись новые стили. Но эти творцы были талантливыми людьми. Теперь же низкая культура выдвигает бесталанных наглецов, которые умеют потакать пошлым предпочтениям публики, потому что сами пошляки. Теперь ничего не стыдно, потому что мерило успеха культурного продукта - быстро заработанные деньги. Я полагаю, что только надлежащее образование усмирит этот девятый вал вульгарности, захлестнувший общество.
Цифра и образование. Раздаются голоса, что скоро львиная доля молодежи будет получать дистанционное или полудистанционное высшее образование. И только один из ста получит настоящее образование с живыми профессорами. Причем второсортность дистанционного образования признается, но говорят: "Зачем нам столько лидеров"? Прямо говорят: "Не надо воспитывать личностей"! Напомню, что президент Путин высказывался против избыточного использования дистанционного образования, это лишь вспомогательный инструмент.
Еще модный тезис: образованными людьми трудно управлять. Как будто наша страна стыдная, и вместе с образованием молодые люди об этом узнают. Те, кто так говорит, так и думает про свою страну. Осенью прошлого года, когда была объявлена частичная мобилизация, часть молодежи побежала за границу. Толпы скопились на границе с Грузией, с Казахстаном. Многие из этих молодых людей закончили самые видные вузы. Считается, что они получили хорошее образование. Я полагаю, наоборот, они получили дурное образование; и еще более дурное воспитание.
Итак, мы находимся внутри финального кризиса западной социокультурной суперсистемы. Кризис затрагивает весь мир, поскольку западная цивилизация управляла миром последние столетия. Впереди переход к интегральной, новой социокультурной системе. Кто поймет будущее, подготовится к нему, если хотите, создаст будущее, тот и выиграет. И образование - одна из тех сил, что создадут новое будущее. Актуальные мировые задачи сможет решить только поколение широко образованных людей.
Фундамент будущего
Новой системе образования нужен дальновидный план. Сейчас: человек наслаждающийся, потребляющий, человек, которым манипулируют. Нужно: человек цельный, познающий, созидающий. А значит, свободный. Одни только "навыки и компетенции" здесь не вывезут. Нужно строить фундамент будущего интегрального общества.
Каковы основные черты этого общества? Сошлюсь на предвидение Питирима Сорокина: реальность многогранна; потребности, цели и ценности - и духовные, и материальные, однако материальные подчинены духовным; развивается не только естественная наука, но и духовное познание; человек стремится контролировать и управлять природой, но и контролирует себя, ограничивая чувственные удовольствия. Речь идет о человеке цельном.
Существует три института познания мира: наука, искусство и религия. У каждого института свои методы познания, свой язык. Каждый человек должен если не освоить эти методы - научный, художественный и религиозный, то хотя бы иметь о них представление. Система образования должна учить всем трем способам познания мира. А сегодня господствует подход к познанию и образованию XVIII-XIX веков. Это схемы "прогресса". Например, согласно Вико, человечество проходит три стадии развития: искусство, начиная от наскальной живописи, религия - мистическая форма познания и философия, когда торжествует разум. Эти формы не могут мирно уживаться друг с другом, но следуют друг за другом в определенном порядке. Религиозное отношение к жизни должно уступить место рациональному, или философскому.
Похожая триада у Огюста Конта: религия - метафизика - наука. И здесь та же логика: предыдущие ступени отбрасываются за ненадобностью. Это почему-то называется диалектикой. Мыслители, подобные Конту полагали, что социальные науки достигнут взлета, используя методы наук естественных. В некоторых учебниках обществознания рассказывается о концепции Конта, но только не сказано, что Конт ошибался! Попытка применить в социальных науках методы естественных наук провалилась. Мы же теперь не учим детей в курсе физики теории теплорода. Почему же мы опасаемся критиковать таких мыслителей, как Конт? Мы погружены в пространство тысяч формул, штампов, клише, которые задают определенное понимание бытия, мировоззрение. Зачастую это вовсе не наука. Это идеология; и не наша идеология - часто идеология привнесена извне. Мы не относились к этому критически, мы разучились рационально оценивать идеологические штампы. Сегодня курсы обществознания во многом прозападные. Так нельзя воспитать гражданина России. Эти курсы нужно отклеить от западной традиции. Эта традиция, как я попытался показать, уходящая натура. Надо, наконец, выйти из плена западного научного позитивизма! Он себя исчерпал, он попросту вреден.
Разве человечество отвергло искусство? Разве искусство, музыка, дизайн, архитектура не проникают в нашу повседневную жизнь? Разве образованный человек не должен быть знаком хотя бы с некоторыми вершинами искусства? Разве обществознание, знание об обществе не предполагает знания достижений культуры? Почему теорема Пифагора важна, а симфония Бетховена нет? А великая европейская живопись, не менее грандиозная византийская и русская иконопись, японская поэзия, китайские пейзажи, арабское декоративное искусство?.. Если в школе не привить молодым людям вкус к культуре, закончив школу, у них будет мало шансов узнать об этих великих достижениях. Значит, мы обкрадываем детей.
Сегодня доминирует европоцентричность. На уроках зарубежной литературы проходят исключительно европейских и американских писателей. Нужно познание культур и других частей мира. Знаем ли мы, например, что вершина поэзии была достигнута в XII-XIII веках, и это - арабская поэзия.
Подготовка к жизни вечной
Сложнее с религией в системе образования. Не надо путать религиозную проповедь, которой место в церкви, синагоге или в мечети, с пониманием важности для человечества религиозного мировоззрения. Человек двойственен. В нем сочетается и профанное, и сакральное. В любом человеке есть моральный идеал. И этот идеал несводим к прагматическим интересам. Интуиция, вдохновение, откровение, мистический опыт, сверхчувственное восприятие - реальны, это часть жизни человека. Истина веры так же подлинна, как и истина чувств, и разума. Мы видим это в искусстве, в поэзии, музыке - они невозможны без вдохновения и интуиции. Более того, жизнь человечества и конкретного человека в огромной степени определена пророками и великими учителями - Моисеем, Иисусом Христом, Мухаммадом, Буддой, Конфуцием. Их учения, а эти учения созданы благодаря откровению и мистического опыту, влияют на этику, право, искусство, семейную жизнь... Но мы почему-то предпочитаем забывать об этом, отодвигать это очевидное обстоятельство за границы общественного образования.
Лишение человека его сакральной составляющей есть, по сути, духовная ампутация, которая ведет к неминуемому разложению. Ян Амос Коменский писал о цели образования и воспитания: это подготовка к жизни вечной. Я не призываю всех проникнуться этой идеей. Но оцените масштаб! Его "Великая дидактика" живет почти четыре века, потому что он поставил перед собой величественную цель.
Арнольд Тойнби, историк и социолог, говорил: цель образования религиозная, а не меркантильная. Он не имел в виду преподавание в школе Закона Божия. Он говорил о ценностных основаниях образования. Человек получает образование, чтобы ориентироваться в мире, чтобы различать добро и зло.
Однако и в естественных науках лучшие умы понимали ограниченность позитивизма, вред вытеснения сакрального не только из жизни человека, но и из естественных наук. Физик Вернер Гейзенберг сказал так: "Квантовая теория оказывается поразительным примером того, как можно понять некоторые обстоятельства с полной ясностью и тем не менее все же знать, что о них можно говорить лишь в образах и символах". Казалось бы, что есть более "естественно-научное", более формализованное, чем квантовая теория. И тем не менее Гейзенберг говорит об образах и символах, которые ведут к пониманию. При этом, конечно, эксперименты и математические модели ничто заменить не может, без них не возникнут и образы.
А вот социолог Эмиль Дюркгейм: "Философия может существовать в тишине личных размышлений, а вера - нет, поскольку вера - это прежде всего теплота, жизнь, воодушевление, возбуждение ума, стремление действовать, а наука всегда держится в стороне от действия".
Я намеренно цитирую не богословов, а физика, социолога, историка - великих ученых. Как учить сегодня о религии, - вопрос. Дидактика здесь не сильна.
Духовная альтернатива
Итак, три института познания - наука, искусство и религия - образуют три краеугольных камня будущей системы образования. Сегодня мы заранее обедняем познание ребенка и молодого человека, ограничивая систему образования только якобы подлинными и проверенными источниками истины. Это нужно менять. Гуманизация человека, его облагораживание, приобщение к Абсолюту - это и будет ответ на вызов времени.
Первые шаги уже сделаны. Несколько указов президента России, касающиеся идейных оснований развития страны, напрямую указывают на важнейшие ценности нашего народа. Можно отнестись критически к конкретному списку ценностей, но надо понимать, что это - политическая или даже историческая заявка. Россия смеет предъявить мировоззрение, альтернативное западному. Как мы видим, дискуссия с Западом невозможна, потому что это не интеллектуальный спор, это битва на выживание. И пока только Россия посмела заявить о своей позиции.
Это долго, это займет десятилетия. Но и тот исторический процесс, тот вызов, перед которым мы стоим, разворачивается на протяжении десятилетий. Сама история толкает нас на передовой рубеж. Наша страна опять в авангарде исторических преобразований.