Зампред СПЧ Ирина Киркора рассказала, что нужно учесть при доработке законопроекта о профилактике домашнего насилия

Совет Федерации сегодня опубликовал для общественного обсуждения законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. По мнению зампреда СПЧ, в процессе доработки документа важно, чтобы в нем было изменено понятие семейно-бытового насилия, поскольку предложенное определение не содержит деяний, имеющих признаки преступления.

29 ноября 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека считает представление Советом Федерации на обсуждение проекта закона "О профилактике семейно-бытового насилия" важным сигналом, подтверждающим необходимость создания в России механизма защиты жертв семейно-бытового насилия на государственном уровне.

С 2014 года Совет говорит о необходимости введения таких важных форм профилактического воздействия, как: социальная адаптация и реабилитация лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, защитное предписание, судебное защитное предписание, специализированные психологические программы.

Законопроект разработан на межведомственной площадке в Совфеде, в состав которой входили сенаторы, депутаты Госдумы, общественные деятели, представители СПЧ и профильных министерств и ведомств. Совет по правам человека в рабочей группе представляла заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора, которая отмечает важность того, что в документе нашло отражение понятие примирения - очень важное для сохранения семьи.

"Предусмотренное проектом право некоммерческих организаций содействовать примирению жертвы и нарушителя возможно только по желанию жертвы находящейся в безопасности. Процесс реального примирения изменяющего отношения, когда насилие в семье перестанет быть возможным, это серьезная и непростая работа, необходимость которой должна осознаваться двумя партнерами, и они оба должны быть готовы к семейной терапии", - считает Киркора.

В то же время, по словам правозащитницы, в процессе доработки документа важно, чтобы в нем было изменено понятие семейно-бытового насилия, поскольку предложенное определение не содержит деяний, имеющих признаки административного правонарушения или уголовного преступления. В связи, с чем возникает вопрос: "Какое насилие подлежит профилактике в рамках данного проекта закона?"

Также, по мнению зампреда СПЧ, некорректным является то, что право обращения за судебным защитным предписанием предоставлено только сотрудникам полиции, что является ограничением прав жертвы.

В целом, законопроект предусматривает создание более эффективного механизма защиты прав личности, в том числе, лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию. В качестве форм профилактического воздействия предлагаются правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, защитное предписание, судебное защитное предписание, профилактический учет, профилактический контроль, помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, их социальная реабилитация.

Совет Федерации приглашает всех готовых высказать конкретные предложения по изменению статей законопроекта к дискуссии по документу в рубрике "Обсуждения".

Сенаторы также планируют направить проект закона в общественные организации, в том числе в те, которые выступают категорически против его принятия.