Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

СПЧ получил ответ Прокуратуры Иркутской области на Рекомендации правозащитников по итогам выездного заседания

16 Октября 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил ответ Прокуратуры Иркутской области на Рекомендации по итогам выездного заседания в регионе, которое состоялось с 25 по 28 февраля.

По итогам проверок фактов, изложенных правозащитниками, надзорный орган выявил целый ряд нарушений законодательства. Результаты проверок отражены в письме первого заместителя прокурора области М.В. Николаева. 

РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА
 


 

Ответ Прокуратуры Иркутской области

Уважаемый Михаил Александрович,

Прокуратурой области по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассмотрены рекомендации Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 29-го выездного заседания в Иркутской области.

По результатам проверки законности назначения и проведения санитарнооздоровительных мероприятий, указанных в рекомендациях, установлено следующее.

10.07,2019    на сайте министерства лесного комплекса области размещены утвержденные акты лесопатологического обследования на проведение санитарных рубок №№ 62-03-06/19, 62-03-07/19 в БирюсинскоМ лесничестве, Ху 62-18-07/19 в Нижнеилимском лесничестве, № 62-33-04/19 в Баяндаевском лесничестве.

При их составлении и утверждении допущены нарушения п.п. 45, 47 Порядка проведения лесопатологических обследований, утв. приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480, в связи с чем, на основании предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу № 91/05-22 от 25.07.2019 акты лесопатологического обследования отменены, санитарно-оздоровительные мероприятия проводиться не будут.

По фактам санитарных рубок в бассейнах рек Бирюса и Чуна документарным путем проверены акты лесопатологического обследования и прилагаемые к ним материалы, послужившие основанием для проведения санитарных рубок. По результатам проверок установлено, что при составлении 32 актов лесопатологического обследования допущены нарушения действующего законодательства.

В нарушение п.п. 37, 38, 40 абрисы участка составлены позднее, чем произведено обследование, что противоречит технологии работ (первично привязка и определение границ, а затем перечет, установление причин гибели и назначение мероприятий). Ряд лесопатологических обследований проведен в одно и тоже время, одним и тем же лицом, без определения границ участков.

Указанное свидетельствует, что площадь погибших и поврежденных лесных участков, а также границы с поврежденными и погибшими лесными насаждениями не определялись, а разночтения в датах приложений и акте ЛПО, ставит под сомнение факт проведения по акту натурных обследований.

По выявленным нарушениям прокурором Чунского района директору филиала ФБУ «Рослесозащига» «Центр защиты леса Иркутской области» внесено представление об устранении нарушений закона (на рассмотрении).

По результатам проведенной Тайшетской межрайонной прокуратурой выездной проверки на местах санитарных рубок, указанных в рекомендациях, установлено, что вместо планируемого в соответствии с актом лесопатологического обследования выборочного санитарного мероприятия проведена незаконная сплошная лесосечная рубка на общей площади 70 гектар. По указанному факту в отношении работников ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», проводивших санитарно-оздоровительные мероприятия, 24.09.2019 в органы предварительного следствия направлены материалы проверки в порядке л.2 ч.2 ст.37 УПК РФ по ст. 260 УК РФ. Итоговое процессуальное решение не принято.

Проверки в части Ваших доводов о рубках в границах Тулу некого, Нижнеилимского и Нижнеудинского районов проводились Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

В связи с созданием Байкальской межрегиональной природоохрашюй прокуратуры (далее - БМПП), надзорная деятельность прокуратуры области в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляется с учетом требований приказа Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

В целях разграничения компетенции, приказом БМПП утвержден перечень органов, учреждений, объектов, субъектов, надзор за исполнением природоохранного законодательства которыми осуществляется силами природоохранной прокуратурой. В соответствии с названным приказом все особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения в i-раницах Байкальской природной территории и бассейна р. Ангара относятся к объектам поднадзорным БМПП. Кроме того, специализированной прокуратурой оценивается полнота мер, принимаемых министерством лесного комплекса Иркутской области в сфере исполнения законодательства о животном мире, а также в отношении ООПТ регионального значения, расположенных на поднадзорной ей территории. В связи с этим, прокуратуре области не поднадзорны Прибайкальский национальный парк, заказник «Магданский», равно, как и иные ООПТ федерального и регионального значения в границах БПТ и бассейна р. Ангара.

В отношении иных ООПТ прокуратурой области регулярно проводятся проверочные мероприятия, по выявленным нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования.

В частности, прокуратурой области проведена комплексная проверка деятельности Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области до передачи в полном объеме ее функций в Министерство лесного комплекса области путем реорганизации (с 01.06.2018).

Установлено, что деятельность Службы способствует увеличению в регионе численности охотничьих животных, обеспечивает поступление денежных средств в федеральный бюджет (в 2017г.- 38,3 млн.руб., сборы за пользование объектами животного мира, заключенные охотхозяйственных соглашения по аукционам, взысканный ущерб). Вместе с тем, в ее деятельности выявлены существенные недостатки, в том числе, неосуществление должного контроля за деятельностью охотпользователей, выполнению ими договорных обязательств. Кроме того, согласно штатному расписанию уполномоченного органа в 2017 году только в 5 Заказниках («Бойские болота», «Иркутный», «Магданский», «Кочергатский», «Чайский») предусмотрено по 1 должности государственных инспекторов. На территории оставшихся Заказников («Лебединые озера (Окунайский)», «Туколонь», «Таюрский», «Озерный», «Кадинский», «Кирейский», «Зулумайский», «Эдучанский») надзор за установленным режимом особой охраны полноценно не осуществляется. Во исполнение требований прокурора, изложенных в представлении в Правительство области, министерством лесного комплекса принимаются меры к устранению и недопущению нарушений, выявленных в ходе обозначенной проверки.

Кроме того, по результатам рассмотрения внесенного прокуратурой области в Правительство области представления, в 2018 году поставлены на государственный кадастровый учет земли, занятые особо охраняемыми природными территориями регионального значения - 9 государственными природными заказниками, с особым режимом их использования. До прокурорского вмешательства из функционирующих в Иркутской области 13 государственных природных заказников регионального значения общей площадью более 770 тыс. га, на кадастровый учет, как зоны с особыми условиями, были поставлены только 3.

Прокуратурой области также были установлены факты длительной не разработки Правительством области правового акта об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, включенным в Красную книгу Иркутской области. Это делало невозможным исчисление и предъявление требований к правонарушителям о взыскании вреда за причиненный ущерб видам, занесенным в Красную книгу Иркутской области. 11о требованию прокуратуры области, изложенному в представлении, Правительством области 14.05.2018 принято постановление № 360-ПП «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, включенным в Красную книгу Иркутской области».

В связи с началом действия с 01.01.2019 новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), с учетом национальных целей и стратегических задач, поставленных Президентом РФ, особое внимание в настоящее время уделяется вопросам реализации на территории области «мусорной реформы», в частности созданию комплексной системы для обращения с ТКО. Значимость для региона экологически безопасного обращения с отходами и снижения негативного воздействия на окружающую среду обусловлена и тем, что значительная часть Иркутской области находится границах Байкальской природной территории, в т.ч. в Центральной экологической зоне.

В целях обеспечения органами местного самоуправления своих полномочий в сфере обращения с ТКО, прокуратурой области горрайпоркурорам 12.12.2018 направлено Указание прокурора области от 12.12.2018 № 154/7у «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления». В рамках исполнения данного Указания, прокурорскими проверками охвачены все муниципальные образования области. Установлено, что органами местного самоуправления в Баяндаевском, Слюдянском, Эхирит-Булагатском, Казачинско-Ленском, Качугском и других районах, входящих в Байкальскую природную территорию, не созданы места и не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, не ведется реестр таких мест, не приняты меры к выбору земельных участков под их размещение, созданные места не в полной мерс отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и др. По фактам выявленных нарушений закона главам 117 муниципальных образований внесены представления, в суд направлено 72 иска, 67 из которых рассмотрены, удовлетворены, 1 - отказано в удовлетворении (подготовлено кассационное представление). Работа в этом направлении продолжается.

В рамках надзорной деятельности органами прокуратуры области на постоянной основе выявляются факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, как в населенных пунктах, так и за их пределами. В 2019 году по таким фактам на Байкальской природной территории внесено 13 представлений, возбуждено 1 дело об административном правонарушении (Шелеховский, Усольский, Баяндаевский и Эхирит-Булагатский районы).

В настоящее время в регионе действует территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утв. приказом министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр, которая была принята в результате вмешательства прокуратуры области в 2016-2017 г.г.

Предыдущая версия (утв. приказом министерства от 01.12.2016 № 48-мпр) содержала неполную, противоречивую информацию об источниках, объемах образования отходов, местах их накопления, объектах размещения отходов. В ней отсутствовали данные о расчете объема отходов лесопиления и лесопереработки в разрезе муниципальных образований Иркутской области; твердых коммунальных и жидких бытовых отходов от деятельности туристических баз; данные, на основании которых выполнен расчет объема образования твердых коммунальных отходов от неорганизованного туризма в центральной экологической зоне Байкальской природной территории; также не рассчитан объем образования ТКО от садовых, дачных, огороднических и некоммерческих объединений. Кроме того, не было представлено графическое корректное отображение движения отходов от источников их образования до мест утилизации, не указаны полигоны, внесенные в ГРОРО для размещения ТКО; не учтены крупногабаритные коммунальные отходы и не предусмотрены способы и транспорт для их доставки к местам захоронения и т.д.

Кроме того, помимо общих несоответствий закона, территориальная схема предусматривала вывоз отходов на захоронение в центральную часть России.

В связи с отклонением протеста прокуратуры области приказ министерства (от 01.12.2016 № 48-мпр) был оспорен в судебном порядке (решение Иркутского областного суда от 15.06.2017).

Проведенный в связи с реализацией на территории области с 01.01.2019 новой системы обращения с отходами анализ состояния законности и практики прокурорского надзора показал, что в настоящее время территориальная схема не соответствует реальному положению дел в згой сфере, содержит неполные данные о местах накопления отходов (в т.ч. контейнерных площадках и площадках временного накопления отходов). Запланированная схема потоков отходов (логистика), начиная с источников их образования и заканчивая объектами размещения» в большей степени не реализуется. Как показывают результаты проверок контрольно-надзорных органов, ввиду недостаточного количества и отдаленности предусмотренных схемой объектов размещения, во многих муниципальных образованиях образуемые отходы, складируются в не отведенных для этих целей местах (Нижнеилимский, Тайшетский, Аларский, Качугский, Баяндаевский, Балаганский, Задаринский и другие районы).

Отмеченные недостатки отражены в представлении, внесенном прокуратурой области Председателю регионального Правительства 26.06.2019. В настоящее время на основании государственного контракта, заключенного министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области с ООО «СГТБ-Энерготехнологии» 15.05.2019, ведутся работы по ее актуализации.

Также, в настоящее время в Иркутском областном суде рассматривается административное дело по заявлению Жемчужникова А.Н. о признании территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утв. приказом министра природных ресурсов и экологии области от 29,12.2017 N43~Mnp, недействительной.

В соответствии с постановлением Правительства области от 07.06.2012 N 303-пп полномочиями по утверждению предельных тарифов н области обращения с твердыми коммунальными отходами наделена Служба по тарифам Иркутской области. Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ООО «Братский Полигон ТБО» по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области установлены приказами Службы от 18.12.2018 N 394-спр и от 18.12.2018 N 393-спр соответственно.

В настоящее время органами прокуратуры области проводится проверка исполнения законодательства в сере обращения с твердыми коммунальными отходами, в рамах которой в т.ч. будет дана оценка законности и экономической обоснованности предельных единых тарифов, установленных на услуги региональных операторов.

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО на территории области наделено региональное министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. Впервые нормативы были установлены приказом министерства от 08.12.2016 № 168-мпр. На протяжении 2017, 2018 и 2019 года в него неоднократно вносились изменения, в результате чего нормативы накопления ТКО для отдельных категорий объектов (предприятий торговли, офисных зданий и предприятий общественного питания) были значительно снижены. В связи с изданием приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мнр, приказ от 08.12.2016 № 168-мпр утратил силу.

Действие нового приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, что не противоречит законодательству, однако, несмотря на снижение нормативов, в результате изменения расчетной единицы для административных зданий, учреждений, контор (с 1 сотрудника на 1 кв.м, общей площади), при расчете платы за услуги в сфере обращения с ТКО, ее размер для отдельных потребителей данной категории значительно вырос. В связи с этим, прокуратурой области в рамках предоставленных законом полномочий но участию в правотворческой деятельности, направлено предложение министру жилищной политики, энергетики и транспорта области о внесении изменений в приказ от 28.06.2019 № 58-28-мпр, касающихся нераспространения обратной силы на потребителей, для которых его применение приводит к увеличению размера платы за услуги по обращению с ТКО (на рассмотрении).

Приказы от 28.06.2019 N 58-28-мпр, от 08.12.2016 № 168-мпр в настоящее время обжалуются в Иркутском областном суде (по заявлениям Жемчужникова А.Н., ООО «Вертикаль», ООО «Алиот», ООО «Ассорти» и других субъектов предпринимательской деятельности).

С учетом доводов заявителей, в рамках рассмотрения административного дела судом будет дана оценка экономической обоснованности установленных нормативов. Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, деле рассматривается с участием прокурора, в связи с чем, после исследования все? доказательств, прокуратурой области будет дано заключение относительш законности приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорт области.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 85 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услу собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах я жилы домов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации впраЕ принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площа; жилого помещения. На территории Иркутской области полномочиями в этс сфере наделено региональное министерство жилищной политики, энергетики транспорта.

Согласно приказу министерства от 28.12.2018 N 139-мпр «Об онла коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» 01.01.2019 на территории Иркутской области оплата потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется, исходя из обш площади жилого помещения.

Министерством также принят приказ № 58-13-мпр от 03.04.2019 «Об организации работы по принятию министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами», в соответствии с которым главам муниципальных образований рекомендовано при возникновении обоснованной потребности в изменении установленного порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, направлять в министерство мотивированные предложения.

С учетом поступившей инициативы от органов местного самоуправления муниципальных образований «Тайшетское городское поселение», «город Братск» и «город Саянск», приказом министерства от 29.05.2019 № 58-22-мпр па территории указанных муниципальных образований с 01.07,2019 изменен порядок размера платы за данную коммунальную услугу, в настоящее время оплата осуществляется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Во исполнение рекомендаций прокуратурой области организована и проводится проверка законности прокладки наземной тепломагистрали вблизи гаражно-строительного кооператива №227 в Свердловском районе г.Иркутска (возведение гаражей осуществлялось до 2000 гг., теплотрассы в 2005 г.), при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования.

Первый заместитель прокурора области старший советник юстиции

М.В. Николаев

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter