Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Зампред СПЧ представил экспертам предложения Совета к закопропроекту о бывших ведомственных общежитиях

12 Сентября 2019

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров сегодня принял участие в круглом столе по теме "Как защитят права жильцов ведомственных общежитий?".

В ходе мероприятия правозащитник представил предложения СПЧ по доработке законопроекта № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Указанный законопроект исключает применение в отношении жильцов бывших ведомственных общежитий необоснованно высоких тарифов по оплате жилья. Документ предлагает установить допустимую сумму оплаты за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги, которая будет аналогичной условиям договора социального найма, что позволит исключить применение в отношении таких граждан необоснованно высоких тарифов по оплате жилого помещения.

Мероприятие состоялось в пресс-центре "Парламентской газеты".

ВИДЕОЗАПИСЬ КРУГЛОГО СТОЛА



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

заместителя председателя СПЧ Е.А. Боброва

по доработке законопроекта № 32886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

 

Предлагаю:

Первое: установить прекращение статуса общежития у всех бывших ведомственных (рабочих) общежитий, переданных как в муниципальную (нынешняя редакция статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ), так и в государственную или частную собственность, одновременно изложив статью более ясным языком

Второе: уточнить сохранение права на приватизацию занимаемых жилых помещений гражданами, вселенными в жилое помещение, расположенное в переданном в частную собственность бывшем ведомственном общежитии, до государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем)

Обоснование необходимости:

Распространив на отношения по пользованию жилыми помещениями в бывших ведомственных общежитиях нормы о договоре соцнайма, действующая редакция статьи 7 не урегулировала автоматическое прекращение такими домами статуса общежития.

В связи с этим, даже приватизировавшие свои жилые помещения граждане часто сталкиваются со сложностями в подтверждении прекращения такими домами указанного статуса (управления ФРС продолжают указывать в ЕГРН статус дома как "общежитие", в ряде случаев местные власти не признают в связи с этим легитимность общих собраний собственников жилья, владельцы многоквартирных домов чинят жителям проблемы в установке индивидуальных счетчиков потребления коммунальных услуг и др.).

Кроме того, в силу сложившейся судебной практики утрачивает статус общежития бывшее ведомственное (рабочее) общежитие, переданное не только в муниципальную, но и в частную собственность (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.07.2008 г. № 77-В09-5, от 07.10.2015 г. № 78-КГ14-18 и др.). Лишь в случае вселения до государственной регистрации права частной собственности на жилой дом на жителей распространен соцнайм, а после государственной регистрации - (коммерческий) найм.

Исключение из законопроекта (и действующей редакции статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ) фразы о принадлежности жилых домов "государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям" необходимо для распространения рассматриваемых отношений на случаи принадлежности жилых домов и многоквартирных домов, прежде всего, профсоюзам, которые относились к общественной форме собственности.

Таких домов - бывших ведомственных общежитий - особенно много в южных областях России, которые использовались как пансионаты, здравницы, дома отдыха и др. Хотя работники вселялись в них по ордерам, регистрировались по месту жительства и десятилетиями оплачивали свое проживание и жилищно-коммунальные услуги по тарифам муниципального жилищного фонда социального обслуживания.

В связи с этим, а также в связи с незаконными действиями отдельных собственников зданий бывших общежитий по переводу зданий общежитий (либо отдельных жилых помещений в них) в нежилой фонд, весьма актуален и вопрос распространения рассматриваемых отношений не только на жилые помещения, но и на нежилые.

В данном случае слова "жилое помещение" по тексту законопроекта заменяются на "помещение" (из-за юридико-технической спорности данного предложения в поправках оно не отражено).

Считаю необходимым распространить вышеназванное правовое регулирование и на случаи передачи бывших ведомственных общежитий и в государственную собственность, поскольку в настоящее время фактически никакие бывшие рабочие (т.е. нестуденческие) общежития давно не имеют каких-либо атрибутов общежития, а многие проживающие в них граждане, вселенные до 1 марта 2005 г., к тому же приобрели право на невозможность своего выселения без предоставления другого жилья (как правило, отработав у владельца общежития более 10 лет по состоянию на март 2005 г. и состоя (имея основания состоять) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

В части сохранения права на приватизацию жилых помещений в приватизированных бывших ведомственных общежитиях, занимаемых гражданами, вселенными в них до приватизации жилого дома или многоквартирного дома, принятая в первом чтении редакция законопроекта не учитывает гарантированное им статьей 18 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.91 г. право на приватизацию занимаемого жилья. Тем более, при бессрочном продлении данного права Федеральным законом от 22.02.2017 г. № 14-ФЗ.

Текст поправки:

Предлагаю изменить часть 1 и первый абзац части 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (законопроекта в первом чтении) на следующие:

 Статья 7.

"1. Жилые дома и многоквартирные дома, использовавшиеся в качестве общежитий для проживания работников предприятий, учреждений и организаций, утрачивают статус общежития при передаче таких домов (жилых помещений в них) в муниципальную, государственную или частную собственность.

2. Проживание граждан в жилых помещениях, указанных в части 1 настоящей статьи, регулируется:

а) нормами Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма - при передаче жилого дома и многоквартирного дома в муниципальную или государственную собственность;

б) нормами Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма - при передаче жилого и многоквартирного дома в частную собственность, если вселение гражданина в жилое помещение, расположенное в таком жилом доме или многоквартирном доме, имело место до государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем) в установленном законом порядке;

в) нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещения (если иные условия не были определены при вселении) с сохранением права на приватизацию жилого помещения, с учетом особенностей, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи, - при передаче жилого дома или многоквартирного дома в частную собственность, если вселение гражданина в помещение, расположенное в таком доме, имело место после государственной регистрации права собственности на дом (жилые помещения в нем) в установленном законом порядке.".

 

Третье: в целях прекращения практики образования в бывших ведомственных общежитиях коридорной системы "мегакоммуналок" размером с весь этаж (по 15-40 комнат на этаже) установить возможность их образования только в случае предварительного соблюдения установленных санитарных и технических требований при их создании, включая необходимость проведения реконструкции (перепланировки, переустройства) в установленном порядке.

Учитывая уже состоявшееся преобразование значительного количества бывших «ведомственных» общежитий коридорного типа в коммунальные квартиры размером с весь этаж, предлагаю придать данной норме обратную силу с целью восстановления жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, ставших частью коммунальной квартиры, нарушенных несоблюдением санитарных и технических требований при образовании такой коммунальной квартиры. Одновременно даны отсутствующие в федеральном жилищном законодательстве понятия жилого дома коридорного типа и коммунальной квартиры.

Текст поправки:

"5. Объединение всех помещений в жилых домах коридорного типа, расположенных на одном этаже, в одну коммунальную квартиру допускается только при соблюдении установленных санитарных и технических требований путем проведения реконструкции.

Под жилым домом коридорного типа для целей настоящей статьи понимается жилой дом, в котором вход во все жилые помещения, расположенные на одном этаже подъезда, осуществляется непосредственно из общего коридора.

Под коммунальной квартирой для целей настоящей статьи понимается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

6. Положения части 5 настоящей статьи распространяются на отношения, возникшие до ее вступления в законную силу.".

 

Четвертое: В случае вселения и проживания в одном жилом помещении граждан, не являющихся членами одной семьи (так называемое вселение на «койко-место»), предлагаю установить возможность приватизации занимаемого ими жилого помещения и передачи помещения в их общую собственность в равных долях.

Текст поправки:

"7. В случае вселения в жилое помещение, расположенное в жилом доме, указанном в части 1 настоящей статьи, нескольких граждан, не являющихся членами одной семьи, такое жилое помещение может быть передано им в общую собственность в порядке приватизации в равных долях.".

 

Пятое: В данном либо другом законопроекте предоставить право на приватизацию жилых помещений в общежитиях РЖД, Росатома, Ростехнологий и Роскосмоса гражданам, вселенным до возникновения на них права собственности перечисленных организаций, а также приобретшим по закону право на невозможность своего выселения без предоставления другого жилья.

Обоснование:

Общим правовым режимом жилых помещений, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов, в которые занимающие их граждане были вселены в связи с трудовыми отношениями с наймодателем – владельцем жилищного фонда до возникновения у него права соственности на данные помещения, является проживание граждан на условиях договора социального найма с возможностью приватизации.

В исключение из общего правила частью 15 ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет на приватизацию в том числе жилищного фонда, находящегося в собственности организаций ОАО «Российские железные дороги», корпораций «Ростехнологии», «Росатом» и «Роскосмос».

Нераспространение положений Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма на проживание в жилых помещениях перечисленных организаций граждан, вселенных до возникновения на них права собственности соответствующей организации, нарушает права жителей указанной категории на постоянное пользование занимаемым жилым помещением, которое уже нельзя использовать для временного проживания работников (в качестве общежития) без предоставления указанным нанимателям постоянного жилья.

Многие граждане приобрели данные гарантии в т.ч. по ранее действовавшему законодательству и длительное время не могут их реализовать.

Немало и граждан, приобретших право на невозможность своего выселения без предоставления другого жилья независимо от того, в чьей собственности находится общежитие или служебное жильё (по ст.ст. 108, 110 ЖК РСФСР, ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, ст.ст. 102, 103, 106 ЖК РФ и др.).

При таких обстоятельствах жилые помещения в общежитиях перечисленных организаций, в которых проживают граждане указанных категорий, фактически утратили статус специализированного жилищного фонда, проживание граждан регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма с возможностью беспрепятственной приватизации.

Целесообразно внести изменения в часть 15 ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в целях предоставления гражданам, вселенным в общежития и служебные жилые помещения, находящиеся в собственности организаций федерального железнодорожного транспорта, атомного энергопромышленного комплекса, корпораций «Ростехнологии» и «Роскосмос», до возникновения на них права собственности вышеназванных организаций, права на проживание в них на условиях договора социального найма, а также на безвозмездную передачу в собственность граждан в порядке приватизации.

                                                                                                 18  декабря 2018 г.

Е.А. Бобров

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter