В Совете по правам человека обсудили проект Памятки для журналистов, работающих на митингах

Комиссия по свободе информации и правам журналистов сегодня рассмотрела замечания Росгвардии и МВД России по проекту Памятки для журналистов, освещающих публичные мероприятия. Планировалось, что в совещании примут участие представители Росгвардии и МВД России, однако накануне мероприятия они проинформировали о своей занятости.

10 сентября 2019

Постоянная комиссия по свободе информации и правам журналистов сегодня на рабочем совещании рассмотрела замечания Росгвардии и МВД России по проекту разработанной правозащитниками Памятки для журналистов, освещающих публичные мероприятия.

Планировалось, что в совещании примут участие представители Росгвардии и МВД России, однако накануне мероприятия они проинформировали о своей занятости. В создавшейся ситуации председатель Совета Михаил Федотов и члены Совета Павел Гусев, Николай Сванидзе и Владимир Соловьев смогли обсудить только письменные предложения обоих ведомств и пришли к выводу о необходимости продолжения работы над проектом Памятки в рамках очных дискуссий с участием, в том числе, представителей профильных комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации.

Особенно обнадеживает тот факт, что в письменном отзыве Росгвардии, в частности, отмечается готовность ведомства "в дальнейшем принять участие в подготовке соответствующего совместного документа".

В письменном отзыве на проект Росгвардия предлагает: 

- в вводной части Памятки дополнить обязательства журналистов необходимостью соблюдения ими требований ст. 8 и 9 Закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также выполнения требований военнослужащих и сотрудников Росгвардии;
- включить в обязанности журналистов, освещающих публичные мероприятия, обязательное ношение опознавательного жилета;
- дополнить обязательства журналистов соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о должностных лицах войск национальной гвардии и членах их семей;
- включить рекомендацию журналистам на публичном мероприятии установить контакт не только с пресс-службой полиции, но и с представителями войск национальной гвардии.

В свою очередь, МВД России предлагает:
- включить в Памятку тезис о недопустимости совершения в отношении сотрудников правоохранительных органов провокационных действий;
- напомнить о ряде обязанностей и запретах для журналистов, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации, о противодействии экстремистской деятельности и об информации, информационных технологиях и защите информации;
- напомнить об этических принципах, которым должны следовать журналисты.


Содержание
Документы

Памятка для журналистов, освещающих публичные мероприятия

ПАМЯТКА

для журналистов, освещающих публичные мероприятия

(собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования

- согласованные и несогласованные)

 

Журналисту следует, прежде всего, определиться, в каком статусе он идет на публичное мероприятие: а) как участник или б) как журналист с целью его освещения в СМИ.

Права и обязанности участника публичного мероприятия определяются Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о митингах).

Права и обязанности журналиста при освещении публичного мероприятия определяются Законом РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

 Журналист, как и любой участник публичного мероприятия, обязан:

- соблюдать общественный порядок (п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона о митингах);

- выполнять законные требования сотрудников полиции (ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

 

1. Статус журналиста

 

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).

Профессиональный статус журналиста, установленный Законом о СМИ, распространяется также на:

1) штатных сотрудников редакций многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

2) фрилансеров, то есть авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 Закона о СМИ);

3) иностранных корреспондентов (постоянных и временных, специальных), аккредитованных МИД России (ст. 55 Закона о СМИ).

 

2. Документ, подтверждающий статус журналиста

 

Документом, подтверждающим полномочия журналиста, является (ст.ст. 49, 52 Закона о СМИ, п. 5 ст. 6 Закона о митингах):

а) редакционное удостоверение или

б) редакционное задание или

в) удостоверение (карточка) иностранного корреспондента.

Документом, подтверждающим личность журналиста, является (пост. Правительства РФ от 06.08.2015 № 813):

а) паспорт, в том числе заграничный, дипломатический, служебный и т.д. или

б) иной документ, удостоверяющий личность, в том числе удостоверение личности моряка, вид на жительство, удостоверение беженца и т.д.

 

3. При освещении публичного мероприятия

журналист имеет право (ст. 47 Закона о СМИ):

 

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (в том числе в устной форме – ст. 39 Закона о СМИ);

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 Закона о СМИ;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации.

 

4. При освещении публичного мероприятия

журналист обязан (ст. 49 Закона о СМИ):

 

1) иметь при себе и предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (редакционное задание, удостоверение иностранного корреспондента) и документ, удостоверяющий личность;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

7) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
 

5. Защита журналиста

при освещении им публичного мероприятия

 

Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя СМИ (п. 6 ст. 5 Закона о митингах).

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг (ст. 49 Закона о СМИ).

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 144 УК РФ).

 

6. В целях обеспечения безопасности

журналисту рекомендуется:

 

- заблаговременно установить контакт с пресс-службой полиции;

- иметь на своей одежде ясно видимый отличительный знак (бейджик, головной убор, жилет, накидку и т.д.) с надписью «ПРЕССА» или «PRESS».

Несоблюдение данных рекомендаций не лишает журналиста принадлежащих ему по закону профессиональных прав и не освобождает его от профессиональных обязанностей.

 

7. При освещении публичного мероприятия журналисту

категорически запрещается:

 

- принимать участие в публичном мероприятии (выкрикивать лозунги, демонстрировать плакаты или другую атрибутику мероприятия и т.д.);

- препятствовать действиям сотрудников полиции и Росгвардии.

 

Настоящая Памятка разработана Постоянной комиссией по свободе информации и правам журналистов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и одобрена путем заочного голосования 1 августа 2019 года.