Верховный суд обобщил практику привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совести

2 июля был опубликован утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня обзор судебной практики по делам по ст. 5.26 КоАП "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях". Этот обзор был подготовлен во исполнение поручения Владимира Путина после его встречи с членами СПЧ в декабре 2018 года.

10 июля 2019

2 июля 2019 года был опубликован утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня обзор судебной практики по делам по ст. 5.26 КоАП "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях". Этот обзор был подготовлен во исполнение поручения Владимира Путина после его встречи с членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в декабре 2018 года.

Проанализировав 550 судебных актов, Верховный суд пришел к выводу, что «при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 КоАП РФ, судьи руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. При этом в большинстве случаев судьи привлекают к участию в производстве по делу специалистов, обладающих специальными познаниями в сфере религиозных отношений, для исследования изображений, текстов и иных материалов", то есть оценил практику в целом положительно.

По мнению члена СПЧ Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра "Сова", позитивным моментом в обзоре является то, что  ВС настаивает, что такая мера, как выдворение иностранца по ч.5 ст.5.26, "должна основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении", то есть самого нарушения по ст.5.26 совершенно недостаточно для административного выдворения.

Также, считает правозащитник, важно, что ВС указал, что миссионерская деятельность может беспрепятственно осуществляться не только в культовых помещениях и местах, предусмотренных п. 2 ст. 24.1 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", но и за пределами этих мест, с соблюдением требований ст. 24.2 этого закона. Но "собственная территория" религиозной организации при этом до метра должна быть ограничена так, как это установлено в документах о собственности или аренде.

 

Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях