Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Михаил Федотов выступил с докладом на первом международном форуме спецпредставителей по вопросам борьбы с антисемитизмом

17 Июня 2019

Сегодня в Бухаресте начался первый Международный съезд спецпредставителей и координаторов по вопросам борьбы с антисемитизмом, на котором представители России расскажут, как страна добилась одного из самых низких в мире уровней антисемитизма.

Форум собрал более 30 спецпредставителей и координаторов по борьбе с антисемитизмом и 50 исполнительных директоров еврейских общинных организаций из 44 стран мира. Россию на съезде представляют исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая и председатель Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека  Михаил Федотов. Российская делегация выступила с докладом "Противодействие антисемитизму в России: роль государства и гражданского общества", посвященным успешному взаимодействию общества и власти в борьбе с антисемитизмом".

Участниками форума стали также координатор Европейской комиссии по борьбе с антисемитизмом Катарина фон Шнурбейн, спецпредставитель США по мониторингу и борьбе с антисемитизмом Элан Карр, уполномоченный правительства ФРГ по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн, исполнительный вице-президент и исполнительный директор Всемирного еврейского конгресса Роберт Сингер, директор Центра Симона Визенталя Марк Вейцман, а также спецдокладчик ООН по вопросам национальных меньшинств Фернан де Варенн.

"Сегодня в России один из самых низких уровней антисемитизма в мире, и он неуклонно снижается. Таковы результаты социологических исследований, проведенных в 2016 и 2018 годах по всей России по заказу Российского еврейского конгресса. Эти показатели подтверждаются и оценкой ведущих мировых экспертов, в том числе – международным рейтингом антисемитской опасности, измеряемым американской общественной организацией "Антидиффамационная лига" (Anti-Defamation League, ADL)", - рассказали РИА Новости в в пресс-службе Российского еврейского конгресса (РЕК).


 

                        Доклад председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова

"Искорение антисемитизма: роль государства и гражданского общества"

Есть истины, которые не нуждаются в доказательствах, но требуют постоянных титанических усилий для своего воплощения. Толерантность - одна из них. Но за прошедшие тысячелетия человек не намного приблизился к этому нравственному императиву. Особенно, если речь идет о людях, говорящих на другом языке, исповедующих иную религию, отличающихся цветом кожи, формой носа, разрезом глаз. Тенденция разделять людей на “наших” и “не наших” легко усваивается и быстро трансформируется во враждебность, особенно, если между идентифицируемыми группами налицо конфликт жизненно важных интересов, как правило, связанных с доступом к ограниченным ресурсам.

К сожалению, культура толерантности, включающая в себя искоренение антисемитизма, шовинизма, ксенофобии, не рождается сама по себе. Сами по себе растут только сорняки. Такие как антисемитизм, шовинизм, ксенофобия. Культуру толерантности невозможно импортировать, ввести законом или президентским указом или каким-то иным образом навязать. Ее можно только вырастить! Как выращивают розарий или фруктовый сад. Выращивать последовательно, днем за днем, выпалывая «сорняки» антисемитизма и культивируя стереотипы законопослушного поведения.

Успех искоренения антисемитизма как части процесса выращивания культуры толерантности зависит от множества факторов. Во-первых, от стартовых условий, от точки отсчета. Нужно признать, что в момент зарождения новейшей российской государственности, на рубеже 80-90-х годов прошлого века только начали стираться следы от позорной практики государственного антисемитизма: квотирования набора евреев на учебу в университет или приема на работу в научно-исследовательский институт, в театр, в больницу, в конструкторское бюро и т.д. Это было проявлением все того же государственного антисемитизма, который лежал в основе репрессий в отношении членов Еврейского антифашистского комитета, в основе печально знаменитого «дела врачей-убийц» и т.д.

Нельзя сказать, что после 1991 года ситуация с толерантностью в России сразу изменилась к лучшему. В условиях радикальных экономических реформ всем жилось трудно. Так сформировалась новая волна эмиграции. В этот период возник анекдот, метко отражающий одновременно практику советского и постсоветского времени. Разговаривают директора двух московских заводов. «Скажи, а ты берешь на работу евреев?» «Да, беру». «Скажи, а где ты их берешь?»

Во-вторых, для искоренения антисемитизма и формирования культуры толерантности принципиальное значение имеет политическая воля и личный пример руководителей государства. Но, поскольку политические лидеры действуют в плотной среде лидеров других государств, то их поведение в значительной степени предопределяется поведением их партнеров на международной арене. Вот почему сложившиеся в последние три десятилетия добрые отношения между Россией и Израилем, как и личные отношения между Борисом Ельциным и Исхаком Рабином, между Владимиром Путиным и Беньямином Нетаньяху создали благоприятные условия для искоренения антисемитизма в нашей стране. Но надо отдавать себе отчет в том, что мы идем по очень тонкому льду и потому должны быть максимально осторожны. Любое ухудшение отношений между Россией и Израилем легко может привести к всплеску антисемитизма при том, правда, условии, что конфликт будет специально раздуваться средствами массовой информации.

Как подчеркивается в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО, в последнее время все чаще наблюдаются акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также акты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений.

Подобные проявления представляют собой угрозу миру и демократии как на национальном, так и на международном уровнях. Они являются препятствиями на пути устойчивого развития. Вот почему столь важна задача воспитания толерантности - формирование уважительного отношения к реально существующему многообразию этносов и культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Путь к толерантности лежит через распространение знаний, открытость, общение, законодательное обеспечение и реальное воплощение свободы мысли, совести и убеждений, других универсальных прав и свобод человека.

Так мы приходим к третьему фактору – роли государства в искоренении антисемитизма. Речь идет, с одной стороны, об уважении прав человека, а с другой, об уголовном преследовании лиц, совершивших преступления экстремистского характера.

Официальные данные судебной статистики свидетельствуют о том, что число лиц, осужденных за разжигание розни (hate speech), выросло с 82 в 2011 году до 460 в 2017 году. Столь быстрый рост числа осужденных за разжигание розни стал результатом ошибочной судебной практики, когда распространение сатирических текстовых, фотографических и иных материалов в социальных сетях, а иногда даже репосты и лайки рассматривались судами как уголовное преступление. По инициативе нашего Совета, поддержанной президентом России Владимиром Путиным, парламент в прошлом году частично декриминализировал hate speech, переведя данный состав преступления в категорию административных правонарушений. Теперь уголовная ответственность возникает лишь в случае повторности.

Хочу подчеркнуть, что все сказанное относится к разжиганию розни без применения насилия. Статистика судимости за разжигание розни с применением насилия или угрозой его применения, показывает прямо противоположную динамику. Число осужденных по этой статье сократилось с 35 человек в 2011 году до 1 человека в 2017 году. Эти данные дают основания полагать, что волну насилия, замешанного на ксенофобии, удалось сбить, и что насильственный, то есть реально общественно опасный экстремизм постепенно уходит в прошлое.

Однако и в нынешнем году имели место единичные случаи антисемитских появлений. Так, 27 марта 2019 года на еврейском кладбище в Калининграде неизвестные осквернили могилу иудейского проповедника XIX века Исраэля Салантера. Вандалы изобразили на надгробии свастику и аббревиатуру нацистской партии. 29 марта 2019 г. возбуждено уголовное дело в отношении жителя г. Кемерово, который в Интернете вел активную пропаганду насилия в отношении евреев, а также неоднократно, надев медицинскую маску, приходил к городской синагоге, где публично оскорблял верующих. 19 апреля 2019 г., в канун праздника Песах, был совершен поджог еврейского учебного заведения — иешива «Торат Хаим» в Московской области. На стене здания вандалы изобразили свастику и цифры, символизирующие их преклонение перед Гитлером. Пострадавших нет, полиция проводит расследование.

Еще одним средством государственного давления на антисемитизм является так называемый Федеральный реестр экстремистских материалов, куда внесено около 5 тысяч текстовых, графических, аудио-видео материалов, направленных на разжигание межнациональной, межконфессиональной ненависти и вражды, ксенофобии и расизма. Сейчас в нем насчитывается порядка 250 материалов антисемитского характера, что составляет примерно 5 процентов от общего количества экстремистских материалов, включенных в Реестр. Обычно в течение года этот реестр пополняется 10-12 материалами. Здесь есть и книги, и газетные статьи, и листовки, и видеоролики, размещенные в интернете, причем некоторые материалы указываются несколько раз.

Следует признать, что у экспертов есть немало претензий к порядку ведения и использования этого Реестра. Например, под номером 2993 здесь размещено не только название антисемитского стишка, но и полный его текст. Конечно, вины Министерства юстиции в этом нет, поскольку оно лишь точно процитировало решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 мая 2015 года, однако фактически Министерство совершило то, за что полагается уголовная ответственность, - распространение экстремистского материала.

В-четвертых, едва ли не ключевую роль в формировании атмосферы толерантности в обществе играют средства массовой информации. И речь здесь идет, в первую очередь, не о «пропаганде толерантности», а о том, чтобы сами СМИ научились терпимости, взвешенности и аккуратности в освещении острых социальных проблем, чтобы они сами включились в искоренение антисемитизма.

Конечно, конфликты рождаются не на пустом месте и не на кончике журналистского пера, но неосторожная или недобросовестная информация легко может стать катализатором конфликта. И наоборот, спокойное, точное, справедливое, сбалансированное и всестороннее освещение вопроса в прессе объективно способствуют переводу конфликта в плоскость дискуссии, выходу из замкнутого круга насилия.

Перед журналистом, пишущем о межнациональном конфликте, неминуемо возникает целый ряд дилемм: как избежать обвинений, с одной стороны, в разжигании розни, а с другой, - в предательстве интересов собственного этноса? Какой способ освещения конфликта ведет к росту напряженности, а какой, наоборот? Как быть объективным, если аудитория находится во власти предубеждений? Как быть правдивым, если владельцы СМИ настаивают на тенденциозном освещении событий?

Природа этих проблем такова, что требует от журналиста особой осторожности при презентации фактов, при подборе высказываний - отдавая предпочтение скорее более рассудительным ораторам с каждой стороны, нежели экзальтированным сторонникам крайних мер, - при комментировании событий - избегая героизации и смакования ужасов, презрительности и восторженности.

Существующие в нашей стране правовые нормы законодательно гарантируют журналистам возможность всесторонне и свободно освещать проблемы нетерпимости, в том числе конфликты на национальной почве. Эти нормы создают условия, с одной стороны, для открытости самых конфликтогенных социальных зон и ситуаций, а с другой - для героизации экстремального поведения. Вот почему столь важно озаботиться выработкой международных рекомендаций для журналистов, освещающих акты нетерпимости и, в том числе, антисемитизма. Разумеется, такие рекомендации должны формулироваться международными журналистскими организациями, а не навязываться им правительствами.

Важную роль в искоренении проявлений антисемитизма в СМИ призвана играть Общественная коллегия по жалобам на прессу, которая существует с 2005 года и рассмотрела за это время уже более двухсот информационных споров с участием газет, журналов, телекомпаний, радиостанций, интернет-изданий и т.д. Как сопредседатель этой Общественной коллегии могу утверждать, что пока не зарегистрировано ни одного обращения в Общественную коллегию с просьбой рассмотреть конкретные случаи проявления антисемитизма в деятельности того или иного журналиста либо средства массовой информации.

В-пятых, нужно подчеркнуть роль образования и воспитания в искоренении антисемитизма. Как отмечается в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей их правам и свободам и с поощрения стремления к защите прав других. Такое воспитание должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между идентифицируемыми группами.

Очевидно, что воспитание в духе терпимости, включая искоренение антисемитизма, шовинизма и ксенофобии, не может и не должно быть уделом исключительно образовательных учреждений. Здесь особенно важно сотрудничество со структурами гражданского общества. Именно в этом направлении работают многочисленные правозащитные и другие социально ориентированные организации, в том числе те, руководители которых входят в состав нашего президентского Совета. Эти неправительственные организации проводят исследования, конкурсы, организуют выставки, образовательные программы и тренинговые курсы, выпускают литературу, оказывают бесплатную юридическую помощь, добиваются соблюдения прав граждан, предотвращения и урегулирования конфликтов и т.д.

Огромную работу в этом направлении проводит Российский Еврейский Конгресс. Подробнее об этом расскажет моя коллега, исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая. 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter