СПЧ просит Госдуму и Правительство России не менять одобренный правозащитниками законопроект об опеке недееспособных

В  Совет  поступили обращения родителей инвалидов, Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет, а также ряда социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспокоенных попытками в ходе доработки указанного законопроекта изъять из него идеи, касающиееся опеки и попечительства недееспособных.

4 марта 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека обратился к председателю Государственной думы Вячеславу Володину и заместителю председателя Правительства Российской Федерации Татьяне Голиковой с просьбой недопустить концептуальных изменений в проекта федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан", который был ранее одобрен правозащитниками, и принять его как можно скорее в неизменном виде.

Дело в том, что в  Совет  поступили обращения родителей инвалидов, Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет, а также ряда социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспокоенных попытками в ходе доработки указанного законопроекта изъять из него идеи, которые касаются опеки и попечительства в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности.

По сути дела, речь идет о том, чтобы отозвать законопроект, направленный на введение распределенной опеки, отказаться от гуманизации системы оказания психиатрической помощи и вернуться к старой концепции содержания лиц в психоневрологических интернатах, в которой человек рассматривается исключительно как объект социальной заботы, а не как субъект, права которого должны быть защищены и произвол в отношении которого должен быть полностью исключен. Отказ от идей распределенной опеки - это попытка "спрятать" то, что происходит в ПНИ и иных учреждениях закрытого типа от общественного контроля, родственников и друзей недееспособных лиц. Предложения увеличить число медсестер, сиделок и массажистов в таких заведениях (правильные сами по себе) не могут заменить ключевую идею законопроекта о том, что государственное учреждение не должно быть единственным опекуном недееспособных граждан, поскольку в случае нарушения прав подопечного со стороны учреждения у этого подопечного не остается ни малейшей надежды на защиту и восстановление своих прав и законных интересов.

Совет считает, что законопроект, который был поддержан постоянной комиссией по социальным правам на специальном заседании Совета с участием экспертов и представителей НКО в 2017 году, имеет огромное социальное значение для защиты прав лиц с психическими расстройствами. Он направлен на дополнительные гарантии соблюдения их прав в психиатрических больницах и ПНИ, расширяет возможности общественного контроля и способствует тем самым повышению качества жизни лиц, вынужденных в силу своего заболевания находиться в государственных учреждениях.

Совместное исполнение обязанностей опекуна или попечителя несколькими физическими и/или юридическими лицами позволит сотням тысяч родителей, которые уже не в силах выполнять опекунские функции над взрослым ребенком, разделить их с более молодыми родственниками, друзьями семьи. Им на помощь смогут прийти и опекуны-организации: родительские ассоциации, опекунские структуры при религиозных организациях и др. Заложенные в законопроекте идеи позволят реально защитить права лиц, находящихся под опекой. В настоящее время имеется прямой конфликт интересов ПНИ как опекуна (попечителя), г.е. заказчика социальных услуг, и ПНИ, как исполнителя этих услуг, а подопечный находится в тотальной зависимости от интерната, под надзором которого находится. Между тем обязанности опекуна (попечителя) не сводятся к физическому уходу за подопечным, основная юридическая обязанность опекуна (попечителя) состоит в защите прав подопечного.

Совет поддерживает расширение применения совместной опеки, осуществляемой как физическими лицами, так и некоммерческими организациями, при условии назначения хотя бы одного из таких лиц основным опекуном (попечителем) со всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя) - это лежит в русле провозглашенного Президентом Российской Федерации курса на повышение роли социально ориентированных НКО в социальной сфере. Совет убежден, что при современном развитии гражданского общества в России обязанности по опеке и попечительству могут выполняться не только существующими интернатами, но и НКО, к которым будут предъявляться специальные требования.

Упомянутый законопроект был концептуально поддержан тремя консультативными органами при Президенте Российской Федерации: Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (2014, 2015), Советом по взаимодействию с религиозными организациями (2017), Советом по развитию гражданского общества и правам человека (2018). Скорейшие доработка и принятие законопроекта вошли в Перечень поручений Президента Российской Федерации от 23 августа 2017 г.

Принятие законопроекта будет способствовать исполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Конвенции ООН о правах инвалидов.

В этой связи Совет просит Вячеслава Володина и Татьяну Голикову оказать содействие в скорейшем принятии упомянутого законопроекта в концептуально неизменном виде.