СПЧ направил в Госдуму и Совет Федерации экспертное заключение на законопроект о защите журналистов в "горячих точках"

Целью законопроекта, изначальная версия которого была подготовлена Советом в 2015 году, является усиление правовой и иной защищенности журналистов, работающих в "горячих точках". Документ  вводит дополнительные обязанности редакции, связанные со специальной подготовкой журналиста, с обеспечением его специальным оборудованием и страховкой.

12 октября 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека направил в Государственную Думу и Совет Федерации экспертное заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"(законопроект № 560373-6).

Целью законопроекта, изначальная версия которого была подготовлена Советом в 2015 году, является усиление правовой и иной защищенности журналистов, работающих в "горячих точках". Документ вводит дополнительные обязанности редакции, связанные со специальной подготовкой журналиста, с обеспечением его специальным оборудованием и страховкой, и устанавливает административную ответственность в случае неисполнения этой обязанности.

Совет по правам человека концептуально поддерживает законопроект, но то же время считает, что ряд его положений требует уточнения и дополнения в процессе подготовки ко второму чтению.

 


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(законопроект № 560373-6)

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о Совете, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 (в ред. от 26 ноября 2015 г.) провел экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - законопроект № 560373-6) и считает возможным представить следующее экспертное заключение.

Целью законопроекта, изначальная версия которого была подготовлена Советом в 2015 году, является усиление правовой и иной защищенности журналистов, работающих в «горячих точках». В этих целях законопроект № 560373-6 вводит дополнительные обязанности редакции, связанные со специальной подготовкой журналиста, с обеспечением его специальным оборудованием и страховкой, и устанавливает административную ответственность в случае неисполнения этой обязанности.

Концептуально данный законопроект заслуживает всяческой поддержки.

В то же время, ряд его положений требует уточнения и дополнения в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

1. Пункт 1 статьи 1 законопроекта, дополняющий часть 1 статьи 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) пунктом 13, закрепляющим право журналиста «находиться, при наличии поручения редакции средства массовой информации на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в зоне вооруженного конфликта, а также за пределами Российской Федерации в районах вооруженных конфликтов», нуждается в уточнении.

Во-первых, как справедливо отмечается в Официальном отзыве Правительства РФ от 11 февраля 2015 г. № 704п-П39, в законодательстве отсутствует такое понятие как «поручение редакции». Однако, в пункте 8 части 1 статьи 49 Закона о СМИ есть понятие «задание редакции». В связи с этим предлагается слово «поручение» заменить словом «задание».

Во-вторых, слово «находиться» следует заменить словами «посещать», как это сделано в пункте 7 части 1 статьи 47 Закона о СМИ.

В-третьих, слова «на территории Российской федерации, на которой», следует заменить словами «местности, в которых».

В-четвертых, слова «в зоне вооруженного конфликта» следует заменить словами «на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции».

2. Замечания, перечисленные в пункте 1 настоящего Экспертного заключения, в равной степени относятся к части 1 статьи 471, содержащейся в пункте 2 статьи 1 законопроекта № 560373-6. В целях экономии нормативного материала и во избежание его неоправданного дублирования целесообразно сформулировать часть 1 статьи 471 в следующей редакции:

«Под особыми условиями осуществления профессиональной деятельности журналиста понимаются условия, перечисленные в пункте 13 части первой статьи 47 настоящего Закона. К особым условиям осуществления профессиональной деятельности журналиста могут – при наличии оснований – относиться также условия, перечисленные в пункте 7 части первой статьи 47 настоящего Закона».

Упоминание в данном контексте пункта 7 части 1 статьи 47 Закона о СМИ предопределено тем фактом, что в этом пункте перечисляются «места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение», работа в которых также представляет повышенную опасность для жизни и здоровья журналиста.

3. В части 2 статьи 471, содержащейся в пункте 2 статьи 1 законопроекта № 560373-6, необходимо уточнить, что обязанность лежит не на редакции, а на работодателе (редакция, главный редактор, издатель, вещатель или учредитель средства массовой информации), поскольку речь идет о журналистах, работающих по трудовым договорам, в то время как редакция может не обладать правами юридического лица.

При этом нужно иметь в виду, что есть немало журналистов, работающих по гражданско-правовым договорам. Отсутствие в законе норм, обеспечивающих их защиту при работе в особых условиях, будет не только означать их дискриминацию, но и стимулировать использование именно таких журналистов для работы в «горячих точках».

С учетом приведенных выше соображений представляется целесообразным изложить часть 2 статьи 471 в следующей редакции:

«В целях обеспечения профессиональной деятельности журналиста в особых условиях работодатель, а в случаях, когда журналист работает на основании гражданско-правового договора, заказчик, обязан:»

4. Пункт 3 части 2 статьи 471 предлагается изложить в следующей редакции:

«3) обеспечить журналиста редакционным удостоверением, профессиональной международной карточкой журналиста, а в случае выезда за пределы Российской Федерации – также международным «Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке», предусмотренным Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов».

5. Дополнить часть 2 статьи 471 пунктом 4 следующего содержания:

«4) обеспечить возможность прохождения добровольной геномной регистрации».

6. Часть 3 статьи 471 предлагается изложить в следующей редакции:

«Правила, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части второй настоящей статьи, распространяются также на телеоператоров, водителей и иных работников редакции, обеспечивающих работу журналиста в особых условиях».

7. Кроме того статью 471 предлагается дополнить частью 5 следующего содержания: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, оказывает содействие редакциям средств массовой информации, а равно издателям, вещателям или учредителям средств массовой информации в приобретении или аренде средств индивидуальной защиты и специального оборудования, а также в выдаче журналистам «Удостоверения журналиста, находящегося в опасной командировке».

Дело в том, что на практике приобретение современного и надежного специального оборудования, способного реально защитить журналиста, связано с большими трудностями. Качественные каски и бронежилеты в свободной продаже в России отсутствуют. Необходимо, чтобы соответствующее государственное ведомство (ведомства) оказывало всестороннюю поддержку тем телерадиокомпаниям, издательским домам, информационным агентствам, редакциям, чьи журналисты работают в особых условиях в «горячих точках».

8. Статью 472 предлагается уточнить с учетом замечаний, изложенных в пункте 3 настоящего Экспертного заключения.

9. Наименование и диспозицию статьи 5.27.1 КоАП РФ также предлагается уточнить с учетом замечаний, изложенных в пункте 3 настоящего Экспертного заключения.

 

Настоящее Экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «9» октября 2018 года.

 

Председатель Совета М.Федотов