Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Евгений Бобров представил основные предложения СПЧ по проблемам формирования в России фонда доступного жилья

14 Августа 2018

ДОКЛАД

заместителя председателя СПЧ Евгения Боброва по проблеме формирования в России фонда доступного жилья и жилищного обеспечения социально приоритетных категорий граждан

Длительная недоступность жилья порождает необустроенность тысяч семей социально приоритетных категорий населения: инвалидов, многодетных, сирот, жителей непригодного для проживания жилья, бывших ведомственных общежитий и других.

Отсутствие у подавляющего большинства семей россиян средств на первоначальный взнос, небольшая зарплата и высокая безработица не позволяют им воспользоваться ипотечным жилищным кредитованием, которое сейчас является по существу единственным успешно реализуемым государством проектом.

Терпимое отношение федеральных и региональных органов власти к коммерциализации государственной жилищной политики путем сращивания бизнеса и власти с неисполнением требований законодательства и поручений Президента РФ по обеспечению доступности жилья, преодоления монополизма и картелизации в строительной сфере привели к провалу реализации госпрограммы «Жильё для российской семьи», т.к. допущенные к строительству участники не захотели отказываться от сверхприбылей коммерческой застройки.

Следует отметить и явную недостаточность социальной ответственности Единого института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ, который вместо реализации своей основной задачи - комплексной поддержки жилищного сектора России и повышения доступности жилья для всех категорий населения страны, включая социально приоритетные и социально незащищенные, занимается в основном, продажей земельных участков, развитием ипотечного кредитования и формированием комфортной городской среды.

По информации Счетной палаты РФ [1] АО «АИЖК» (в настоящее время - АО «ДОМ.РФ») необоснованно сокращало объемы поддержки социально приоритетных категорий населения в целях максимизации прибыли и сохранения высокого кредитного рейтинга агентства.

Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйства [2] обратил внимание руководителя АИЖК на недопустимость финансирования и реализации программ строительства наемного жилья бизнес-класса при практическом отсутствии аналогичных программ для граждан с невысоким уровнем дохода, что не соответствует подпункту «д» пункта 2 указа Президента от 7 мая 2012 г. № 600.

В этих условиях застройщики, и особенно крупные, работают только по ипотеке, наживаясь с банками и страховыми компаниями на сверхприбылях коммерческой застройки.

В результате более половины россиян не могут решить жилищную проблему самостоятельно. Если семьи с невысоким уровнем дохода не признаны малоимущими, не приняты на жилищный учет и не имеют первоначального взноса на ипотеку, то фактически никаких реальных вариантов улучшения жилищных условий у них нет.

Очередникам после отстаивания на жилищном учете в среднем более 20 лет предоставляется жилье по договору социального найма. Основная проблема соцнайма помимо низкого порога малоимущности – отсутствие строительства социального жилья вообще либо его нехватка в большинстве регионов России. Так, в Дагестане за последние 4 года не предоставлено ни одной квартиры по соцнайму. А в Республике Тыва в прошлом году не предоставлено ни одной квартиры сиротам из спецжилфонда. И никто не наказан!

Быстрое и малозатратное для бюджета формирование фонда доступного жилья, и прежде всего – некоммерческого использования, возможно путем приоритетного развития института срочного жилищного найма.

Имеются все условия для развития рынка наемного жилья в наиболее экономически стабильных регионах с высоким уровнем жилищных потребностей и возможностями мобилизации частных и бюджетных инвестиций для строительства наемных домов.

Рабочей группой предлагаются следующие основные направления формирования фонда доступного жилья:

1. строительство доступного стандартного жилья с развитием сегмента наемного и эффективной поддержкой социально приоритетных категорий граждан путем развития форм содействия улучшению жилищных условий;

2. повышение эффективности использования пустующего жилья;

3. поддержка строительства жилья некоммерческими объединениями граждан (жилищно-строительные кооперативы).

Несмотря на принятие уже более 4 лет назад законодательства о развитии рынка наемного жилья, региональные программы формирования фонда доступного жилья (включая наемное) не обеспечены необходимыми механизмами снижения себестоимости и ускорения строительства, дорожной картой реализации и целевыми показателями по каждому направлению в разрезе по годам и не установлена ответственность за их недостижение.

Даже в субъектах Федерации, утвердивших региональные программы, отсутствует комплексный механизм жилищного обеспечения как перечисленных выше социально приоритетных, так и целевых категорий населения (работники и служащие, студенты и платежеспособные наниматели теневого рынка жилья).

Большая разница между рыночной ценой и себестоимостью (особенно в московском мегаполисе) позволяет путем перекрестного финансирования субсидировать предоставление жилья внаем многим нуждающимся категориям населения. Это многократно дешевле и эффективнее существующих механизмов жилищного обеспечения (соцнайма и госжилсертификатов).

Следует расширить меры господдержки строительства доступного (стандартного) жилья в виде бесплатного предоставления земельных участков, льготного подключения к коммунальной инфраструктуре, налоговых и иных преференций. В проблемной записке к сегодняшнему заседанию мы определили основные факторы снижения себестоимости строительства стандартного жилья.

Разработанные рабочей группой предложения рассмотрены и в целом поддержаны профильными министерствами, комитетами Госдумы и Совета Федерации. Об их организационно-финансовой и экономической модели расскажут мои коллеги Василий Тишков и Борис Альтшулер.

Совет неоднократно обращал внимание органов власти на явную недостаточность мер по вовлечению в оборот и предоставлению нуждающимся неиспользуемого свободного жилья: как государственного и муниципального, так и частного.

Надо провести инвентаризацию неиспользуемого жилья и разработать мероприятия по его вовлечению в цивилизованный оборот с дорожной картой реализации.

Также Совет предлагал рассмотреть возможность временного предоставления этого жилья соответственно федеральным, региональным и муниципальным очередникам и нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий.

В целях скорейшего формирования фонда доступного жилья, повышения эффективности использования пустующего жилья, особенно в крупных городах, и развития кооперативного жилищного строительства мы предлагаем:

Правительству РФ поручить профильным органам исполнительной власти с привлечением научных институтов:

- на основе сформулированных выше предложений разработать единые комплексные нормативно-правовые механизмы формирования доступного жилищного фонда в формате региональных программ;

- разработать порядок найма свободного жилья, в том числе находящегося в собственности граждан, и другие системные меры по его вовлечению в оборот для предоставления социально приоритетным категориям населения и механизмов по бюджетному субсидированию такого предоставления;

- разработать и принять комплекс мер по дополнительной поддержке строительства жилья некоммерческими объединениями граждан, в том числе жилищно-строительными кооперативами, создаваемыми при поддержке органов власти.

Минстрою образовать подразделение (отдел), ведающее вопросами формирования фонда наемного жилья и реализации жилищных прав социально приоритетных категорий населения, а также содействия внедрению лучших практик в реализации жилищных программ в данной сфере;

Росимуществу и профильным федеральным органам исполнительной власти совместно с органами власти субъектов Федерации провести инвентаризацию жилищного фонда, находящегося в федеральной и региональной собственности, оценить эффективность использования и разработать действенные меры по ее повышению;

Единому институту развития в жилищной сфере ДОМ.РФ:

- переориентировать свою деятельность на комплексную поддержку жилищного сектора России и повышение доступности жилья для всех категорий населения страны, включая социально приоритетные;

- оказывать более активное содействие органам государственной власти и местного самоуправления в реализации государственных и муниципальных программ в жилищной сфере, включая строительство стандартного жилья и наемных домов, а также формирование и развитие рынка цивилизованного арендного жилья;

- создать в сети Интернет общероссийскую публичную базу земельных участков всех форм собственности, потенциально пригодных для жилищного строительства, наиболее приближенных к магистральным сетям, с возможностями их оптимального обеспечения объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В части жилищного обеспечения социально приоритетных категорий населения мы разработали 4 законопроекта и предлагаем:

По очередникам и нуждающимся в содействии:

- Правительству РФ сформировать механизм скорейшего обеспечения жильем очередников, для чего подсчитать количество очередников (раздельно по видам в зависимости от источника бюджетного обеспечения: муниципальных, региональных и федеральных, включая вынужденных переселенцев), установить предельный срок жилищного обеспечения по регионам и по каждой категории с целевыми показателями по объему предоставляемого жилья и финансированию в разрезе по годам, с ответственностью за их недостижение. Если этого не сделать, то и дальше сохранится коллективная безответственность, и муниципалитеты продолжат активную торговлю жильем очередников;

Также мы предлагаем Правительству РФ рассмотреть возможность временной – на период состояния на жилищном учете - бюджетной компенсации найма жилья очередникам.

- Минстрою России разработать проект нормативного правового акта о порядке планирования и публичного информирования предоставления очередникам жилья, субсидий и других мер соцподдержки;

- конкретизировать в Жилищном кодексе РФ основания снятия с жилищного учета и действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Подробнее об этом расскажет Лариса Дроздова.

В части обеспечения жильем инвалидов, нуждающихся в приспособленном жилье, мы совместно с прокуратурой г.Москвы разработали законопроект и предлагаем в новой статье в Жилищном кодексе РФ установить механизм обеспечения их жильем по договору безвозмездного пользования. Более подробно о нем расскажет Наталья Емелькина.

В двух других законопроектах мы предлагаем:

- конкретизировать необходимость отселения лица, больного опасным для окружающих хроническим заболеванием, независимо от площади занимаемого жилья и того, является ли его квартира коммунальной, т.к. совместное проживание с таким человеком невозможно независимо от этих обстоятельств;

- запретить выселение без предоставления другого жилья из единственного жилья в общежитии или служебного жилья состоящих на жилищном учете многодетных семей и одиноких инвалидов.

О предложениях по жилищному обеспечению многодетных семей расскажет Елена Фоминых.

По упрочению жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, особенно так называемых «возрастных», Правительство России внесло законопроект, важные положения которого, к сожалению, приняты не были. О необходимых поправках и дальнейшей работе в этом направлении расскажет эксперт Совета Алексей Иванович Головань.

По проблемам жителей бывших ведомственных общежитий, здания которых отнесены к государственной собственности, мы предлагаем в федеральном законе либо в постановлении Правительства РФ обязать владельцев государственных общежитий:

- провести полную инвентаризацию общежитий по основанию длительного проживания работников владельца общежития (включая бывших) и отсутствию временных жильцов;

- передать такие общежития в муниципальную собственность с заключением с проживающими договоров соцнайма;

- при незначительном количестве таких граждан переселить их в равнозначное жилье по договору соцнайма независимо от возможного наличия другого жилья и иных не предусмотренных законом обстоятельств, а общежития использовать по прямому назначению.

Также мы сформулировали способы решения наиболее проблемных вопросов передачи общежитий в муниципальную собственность.

Благодарю за внимание!

_____________________________

1 отчет Счетной палаты РФ от 7 апреля 2017 г.

2 решение Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 мая 2017 г. № 36(1)

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter