Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Опубликованы основные доклады и презентации спецзаседания СПЧ, посвященного проблеме утилизации мусора

18 Июля 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 17 июля провел специальное заседание, посвященное проблемам утилизации отходов. В ходе мероприятия с докладами и презентациями выступили члены СПЧ, представители некоммерческих организаций, ученые и победители экологического конкурса, который проводил Совет по правам человека в начале 2018 года.

С основными докладами и презентациями участников, а также с полной видеозаписью мероприятия можно ознакомиться на сайте СПЧ.

ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ


Тезисы выступления председателя Совета Михаила Федотова

- еще каких-то 50 лет назад в мире практически невозможно было встретить конституцию, в которой упоминалось бы о необходимости соблюдения экологических прав граждан. Вторая мировая война поделила пополам общий тренд отношения к природе в XX веке: человек должен ее покорять, осваивать, выкачивать из ее недр все, что она способна дать. Такое отношение мы наблюдали и в нашей стране и на Западе, это выражалось в строительстве гигантских заводов, плотин, разработке карьеров. Естественно, в таких условиях всерьез говорить о праве на благоприятную окружающую среду, о формировании экологического правосознания было невозможно. Наследие тех времен до сих пор перед нашими глазами: это сотни, если не тысячи моногородов, разбросанных по самым труднодоступным уголкам нашей страны

- лишь в самом конце прошлого века, когда наука показала человечеству, что с нашей планетой начинают происходить необратимые изменения, в конституциях стали появляться т.н. «права четвертого поколения», связанные с охраной окружающей среды. Сегодня, в XXI веке уже трудно представить как мы раньше могли об этом не думать

- поручение Президента, которое адресовано Совету, Общественной палате РФ и Общероссийскому народному фронту, состоит из двух взаимосвязанных частей: первая касается оценки сложившейся практики обращения с отходами, вторая говорит о необходимости учета мнения граждан при дальнейшем развитии системы обращения с отходами

- нет никаких сомнений в том, что без структурных преобразований в гражданском самосознании ни одни из предлагаемых мер не будут эффективны. Нам нет смысла строить многомиллиардные сортировочные и перерабатывающие комплексы, пока граждане бросают мусор мимо урн и оставляют мусорные пакеты на лестничных клетках

- в общественном мнении наблюдается явно выраженная поляризация: малая часть граждан готовы сдавать вторсырье, устанавливать кухонные диспоузеры и минимизировать количество пластика в своей жизни, в то время как большая часть населения живет в парадигме «мой дом - моя крепость», а в крепости, как известно, все отходы жизнедеятельность выбрасывались за крепостные стены

- мы уже проводили несколько специальных заседаний Совета по теме обращения с отходами и пришли к выводу, что те проблемы, которые мы

видим в ситуации с мусорными полигонами, это одно из проявлений общей проблемы диалога общества с властью. Там, где власть находится с гражданами в постоянном контакте и видит себя по одну сторону баррикад, острота проблем значительно ниже. Надеюсь, сегодня мы услышим не только о проблемах взаимодействия, но и о положительной практики совместного решения этих проблем

- вовлеченность граждан в проблематику обращения с отходами в последние годы неуклонно растет: за 1 полугодие 2016 года в адрес Президента РФ поступило 2947 обращений по этой теме, за 1 полугодие 2017 года - 4145, а за 1 полугодие 2018 года - уже 23789 обращений, что почти в 6 раз больше, чем в 2017. В числе регионов-лидеров по количеству обращений - Москва, Московская и Владимирская области, Республика Татарстан. На сегодняшнем заседании присутствуют представители инициативных групп всех этих субъектов. Мы к сожалению, не смогли вместить сегодня всех желающих, но я хочу всех заверить: Совет в курсе ситуации во всех муниципальных образованиях.


"Предложения по разработке основ системы обращения с твердыми коммунальными отходами". Автореферат

Бабанин Игорь Валентинович,
генеральный директор ООО “Точка сбора”, Санкт-Петербург

Основной задачей в условиях «мусорного кризиса» является быстрое снижение объемов отходов, требующих захоронения.

В России отходы стараются учитывать по массе, однако основная проблема заключается именно в наличии места для размещения отходов, то есть объем является лимитирующей характеристикой.

Все вообразимые методы обращения с отходами можно сгруппировать в четыре технологических приема, это:

* сортировка отходов (ручная, механическая и т.д.)
* биологическое разложение отхдов (компостирование, анаэробное сбраживание, гидролиз и т.д.)
* термическое разложение отходов (слоевое сжигание, пиролиз, производство РДФ топлива и т.д.)
* прессование отходов (прессование в кипы, баллирование, компактирование и т. д.).

Все приемы могут реализовываться как с... так и без предварительного раздельного сбора.

Очевидно, следует в первую очередь применять методы, позволяющие за меньшие средства и как можно быстрее снизить объем отходов на единицу, при этом не перекрывающие возможности применения более эффективных методов в будущем.

Анализ показывает, что оптимальным с этой точки зрения является цепочка технологических приемов, состоящая из сортировки смешанных отходов, биологического разложения и прессования. Даже работая на смешанных отходах она позволяет снизить объем отходов приблизительно на 75%. Если же параллельно со строительством предприятий, работающих по этой схеме внедрять раздельный сбор отходов (включая отдельный сбор биоразлагаемых отходов), то их можно подавать непосредственно в цеха сортировки, компостирования и прессования, что позволит снизить (для раздельно собранных отходов) затраты в 4 раза а остаточный объем — еще вдвое по сравнению со смешанными.

Сжигание же отходов, хотя и позволяет снизить их объем примерно в 10 раз, но обходится, в пересчете на 1 куб. м снижения объема, в 1,5 раза дороже чем комплекс из сортировки — компостирования — прессования смешанных, и в 6 раз дороже чем раздельно собранных отходов.

Таким образом, если применять комплексную схему, можно снизить общий объем отходов региона сильнее, чем если применять сжигание, в пересчете на те же затраты. Более того, уровень переработки может в дальнейшем расширяться путем применения «револьверного эффекта» от перевода мощностей со смешанных на раздельно собранные отходы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



Информационные материалы к выступлению А.Ю.Григорьева (Социально-экологический Союз) "Рекомендации по учету мнения общественности при принятии решений о размещении объектов обращения с твердыми бытовыми отходами с учетом международного опыта"

Текст доклада

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


 

Доклад "Анализ текущей ситуации и предложения по учету мнения граждан"

Есина Е.А.,
эксперт по экологическим правам СПЧ, судебный эксперт по экологии Национальной палаты судебных экспертов


Текст доклада

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 



Доклад "Предложения по организации системы раздельного сбора отходов, ликвидации несанкционированных свалок и переработке с учетом особенностей Сибири"

Злобин Дмитрий Владимирович, г. Красноярск

Текст доклада

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 



«Проект «Система обращения с отходами в городе Воронеж» («Я разделяю»)». Афтореферат

Черников Вячеслав Николаевич, ШЭК «Репное», г. Воронеж

Школа эффективных коммуникаций «Репное» www.repnoe.net была создана в 2010 году в городе Воронеж по частной инициативе основателя мебельного холдинга «Ангстрем», мецената Геннадия Викторовча Чернушкина. Вместе с директором Школы Ириной Карповой восемь лет назад они собрали на одной площадке группу мыслящих молодых людей, интересующихся проблемами не только своих профессий, и придумали для них годовой курс просвещения, состоящий из 7-8 двухдневных семинаров на актуальные темы современного мира. Занятия со слушателями проводят эксперты – высокие профессионалы, развивающиеся стремительно и способные вовлечь в этот процесс других. Набор в Школу «Репное» ежегодно обновляется, сегодня ее выпускников насчитывается 286 человек. Наиболее активные из них остаются со Школой и после окончания годового курса, создают и развивают социальные проекты на близкие им темы.

Один из таких проектов посвящен экологии – это проект "Система обращения с отходами в городе Воронеж «Я разделяю» ", который работает с 2015 года и мы рады развивать его на благо общества, города и страны.

Проект «Я разделяю» - инициатива молодых, небезразличных к проблеме отходов горожан Воронежа, участников Школы эффективных коммуникаций «Репное». В ходе проекта шаг за шагом были исследованы экономические, социальные и поведенческие аспекты системы обращения с отходами.

Основные выводы и предложения по организации эффективной системы обращения с отходами:

- смена парадигмы восприятия проблемы отходов: существующая установка «раздельный сбор = забота об окружающей среде» должна быть дополнена четким пониманием, что отходы – это ещё экономика, потенциальная прибыль от переработки и изготовления новых товаров, основа для формирования новой отрасли. При доработке государственной политики необходимо учитывать стимулирующие меры, направленные на создание условий, при которых все участники бизнес-процесса по обращению с отходами получают свою норму прибыли.

- работа с гражданами по организации раздельного сбора отходов: несмотря на то, что разделение отходов на максимально возможное количество фракций является наиболее желаемым вариантом, необходимо учитывать поведенческие аспекты и особенности проживания в многоквартирных домах. В связи с этим, разделение отходов на два потока («сухие» и «мокрые») представляется более реалистичным с точки зрения практического внедрения, но даже такой вариант частичного раздельного сбора уже будет большим шагом в развитии всей системы.

- вовлечение заинтересованных сторон в процесс разработки и принятия решений: заинтересованными сторонами являются представители бизнеса (транспортировка, досортировка, переработка, захоронение), гражданского общества в лице некоммерческих и активистских организаций, органов региональной и муниципальной власти, а также непосредственно граждане. Именно они являются «носителями» проблемы, видят ситуацию изнутри и могут выявить риски, а их активное вовлечение в процесс принятия решений позволит получить максимальную поддержку на этапе реализации этих решений.

- организация сбора и мониторинг статистики по отходам: если мы не можем реалистично (не формально) оценить масштаб проблемы, то как мы сможем отслеживать успешность принимаемых мер для её решения? Важно организовать сбор информации о движении отходов на протяжении всей цепочки, в том числе, от новых игроков рынка – заготовителей, переработчиков.

Проект «Я разделяю» следует рассматривать как ядро организационно-хозяйственного становления системы регионального хозяйственного развития в пределах экологической емкости региональных экосистем, то есть, снижения социальных и экологических рисков.

Ситуация требует применения нравственных и научных принципов для создание социальной, гуманитарной, технической структуры как возвращение забытых человеческих отношений. Сложность задачи новых толковых, простых посильных мер подражания события другими, не как «мы». Подражателей, последователей надо готовить примером подражания, работать вместе, рядом.

Имитационное системное моделирование представляет собой государственного инструмента межхозяйственного, межрегионального управления потоками как вещества, так и энергии, позволяющего определять социально-приемлемый риск и учитывать неявные противоречия интересов хозяйствующих субъектов в средне- и долгосрочной перспективе. Системная динамические модели – как и штабные учения военных, позволяют с опережением рассматривать различные сценарии развития региона и выбирать оптимальны. Динамическая модель – инструмент поддержки принятия решения, она не заменяет человека, позволяя ему развить свои способности, но не навязывая их. Нам всем вместе надо перепрыгнуть временную разобщенность.

Проект «Я - разделяю» - научно-организационная точка возобновления таких отношений, требующая поддержки и копирования другими, идущими по той же дороге общей жизни.

Проблема обращения с отходами является слишком сложной, затрагивающей зачастую противоречащие друг другу интересы различных игроков рынка, поэтому не существует единственного верного варианта её решения. Однако последовательная политика, глубокое понимание конечной цели/желаемого результата, а также тестирование различных опций в пилотных регионах или с помощью компьютерных симуляций позволят существенно снизить риски на пути к построению эффективной системы обращения с отходами в масштабах всей страны.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 



Доклад "Факторы, блокирующие развитие раздельного сбора (накопления) в России"

Анна Гаркуша,
Ассоциация "РазДельный сбор"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 



Доклад "Экономическое стимулирование расширенной ответственности производителя. Ни кнута, ни пряника"

Денис Кондратьев,
член наблюдательного совета СРО «Лига переработчиков макулатуры»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 



Доклад "Эффективность мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов"

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
 


 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter