В СПЧ обеспокоены намерением законодателей перенести преподавание родного языка в вариативную (необязательную) часть

По мнению члена Совета по правам человека, председателя постоянной комиссии по культурным правам, образованию и науке Аниты Соболевой, данное законодательное предложение подрывает межнациональный мир, ставит под удар сохранение языков народов России, снижает уровень гарантий конституционного права на пользование родным языком.

25 апреля 2018

10 апреля в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон № ФЗ-273 "Об образовании в РФ". В частности, предполагаются изменения в статье 14 "Язык образования" и в статье 44 "Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".

Авторы законопроекта предлагают внести изучение родных языков из числа языков народов России и государственных языков республик в составе России в вариативную (необязательную) часть учебного процесса.

Таким образом, у детей и их родителей появляется нелегкий выбор - выбрать родной язык вместо других интересных курсов, снизив конкурентоспособность детей в последующей профессиональной сфере, или пожертвовать родным языком. При таком подходе невозможно говорить о развитии у детей любви к родному языку, поскольку его изучение становится дополнительным бременем, от которого освобождены те, у кого родной язык совпадает с государственным.

По мнению члена Совета, председателя постоянной комиссии по культурным правам, образованию и науке Аниты Соболевой, данное законодательное предложение подрывает межнациональный мир, ставит под удар сохранение языков народов России, снижает уровень гарантий конституционного права на пользование родным языком (ст. 26), а также сводит на нет провозглашенное статьей 68 Конституции право республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки.

Любой государственный язык, будь то язык республики или государства в целом, по своему статусу требует обязательного использования в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, и статья 68 Конституции в части 2 закрепила этот статус, указав, что государственные языки республик в этих сферах используются наряду с государственным языком Российской Федерации – русским. Исключение государственных языков из школьного образования в качестве обязательной дисциплины приведет к постепенному вытеснению этих языков из сферы государственного управления, к снижению числа говорящих на языке и понимающих язык. Теми россиянами, для кого русский язык не является единственным родным языком, предлагаемое нововведение может быть воспринято как мера принудительной ассимиляции и искоренения самобытности народов, проживающих на территории России.

Образование на родном языке – важнейшее языковое право человека, связанное с его национальной идентичностью. Любая попытка перевести образование с родного языка исключительно на государственный обычно приводит к межнациональной напряженности, что мы наблюдаем в настоящее время в Латвии, которая в 9-11 классах старшей школы запретила в русских школах вести преподавание на русском языке.

"Вместо того, чтобы сохранять и развивать образование на родных языках, расширяя сферу их применения, в том числе продвигая образование на государственных языках республик в высшей школе, - отмечает Анита Соболева, - наши законодатели предлагают идти в противоположном направлении, забывая об обязательствах, которые Россия взяла на себя, ратифицировав Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств и подписав Европейскую Хартию о региональных языках или языках меньшинств".

Отрицательная реакция людей, переживающих за право пользоваться своим родным языком во всех сферах жизни, а не только в быту и в семье, за сохранение своей идентичности и культуры, за улетучивающуюся возможность учить своих детей литературной норме своего языка, которая прививается школьным образованием, уже выливается в подписание петиций и обращений к Президенту РФ. Самый свежий пример – открытое письмо, подписанное видными деятелями науки и культуры Кабардино-Балкарской Республики.

"В советское время в республиках СССР многие родители считали, что их дети должны учиться именно в русской школе, поскольку национальные языки при коммунизме все равно отомрут, - замечает председатель Совета Михаил Федотов. - Жизнь показала недальновидность такого подхода. Большинство людей стремятся сохранять свою национальную, этническую идентичность, они ценят свое конституционное право говорить, думать, обучаться на родном языке. Опыт показывает, что рано или поздно нарушения языковых прав приводят к серьезным социальным конфликтам. Именно с запрещения русского языка начался конфликт на Украине, именно исключение русского языка из сферы преподавания в старших классах вызывает сейчас законное возмущение русскоязычных жителей Латвии. Понимая всю серьезность проблемы, Совет намерен уже в самом скором времени подготовить экспертное заключение на данный законопроект.".